Специальность: 38.05.01. «Экономическая безопасность»
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Специальность: 38.05.01. «Экономическая безопасность»
Специализация: «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
Квалификация (степень) выпускника: экономист
Форма обучения: очная, заочная
Согласовано:
декан факультета Н.М. Нейф
начальник УМУ Т.И. Костина
г. Ульяновск – 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ | |
I.РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1.Цель и задачи дисциплины | |
2. Место дисциплины в учебном плане | |
3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. Структура и содержание дисциплины | |
5. Образовательные технологии | |
6. Примерные оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины | |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
II. КУРС ЛЕКЦИЙ | |
Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть | |
Тема 2. Предмет, метод и принципы административного права | |
Тема 3. Источники административного права | |
Тема 4. Административные правоотношения | |
Тема 5. Субъекты административного права | |
5.1. Органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления | |
5.2. Государственная служба и государственные служащие | |
5.3. Граждане как субъекты административного права | |
5.4. Предприятия, учреждения и общественные объединения | |
Тема 6. Административно-правовые формы и методы государственного управления | |
Тема 7. Административное правонарушение. Административная ответственность | |
Тема 8. Административный процесс | |
Тема 9. Производство по делам об административных правонарушениях | |
Тема 10. Обеспечение законности в государственном управлении | |
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. Методические рекомендации к практическим и семинарским занятиям | |
2. Методические рекомендации студентам по организации и выполнению самостоятельной работы | |
I.РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины - формирование у студентов понимания содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, а также умения ориентироваться в общей системе норм административного права при разрешении конкретных жизненных ситуаций.
Задачи дисциплины:
- активизация интереса к проблемам правового регулирования административных правоотношений;
- освоение студентами основ административного права;
- изучение вопросов административно-правового регулирования в различных сферах государственного управления;
- формирование навыков применения полученных знаний в профессиональной деятельности;
- формирование и развитие у будущих специалистов (не юристов) критического мышления, устойчивой нравственной позиции, необходимых для грамотных действий в любых сферах жизнедеятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Административное право» входит в базовую часть дисциплин по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» (Б1.Б.25). Дисциплина осваивается по очной форме обучения - в 4 семестре, по заочной форме обучения - во 2 семестре.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы профессионально-специализированные компетенции (ПСК):
- способностью толковать нормативные правовые акты (ПСК-1);
- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ПСК-2);
- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПСК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- источники административного права (ПСК -1, ПСК-2, ПСК-3);
- основные положения административного права (ПСК -1, ПСК-2, ПСК-3):
- понятие, предмет и метод административного права;
- соотношение административного права с другими отраслями права;
- систему административного права;
- административно-правовой статус субъектов административного права;
- административно-правовые формы и методы государственного управления;
- понятие, признаки и виды административного правонарушения;
- понятие, основание и цель административной ответственности;
- виды административных наказаний и правила их назначения;
- понятие, содержание и структуру административного процесса;
- особенности административно-процедурного производства;
- способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.
уметь:
- оперировать административно-правовыми понятиями (ПСК-1);
- анализировать, толковать и применять административно-правовые нормы (ПСК-1, ПСК-2);
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере государственного управления (ПСК-1, ПСК-2);
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПСК-2);
- осуществлять деятельность по профилактике административных правонарушений; содействовать пресечению коррупционных деяний (ПСК-3).
владеть:
- административно-правовой терминологией (ПСК-1);
- навыками работы с правовыми актами и документами (ПСК-2);
- навыками работы с правовой базой законодательства РФ в правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс» или «Кодекс» (ПСК-2);
- навыками анализа управленческих ситуаций, административно-правовых явлений, юридических фактов, судебной и административной практики (ПСК-3);
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих в сфере государственного управления (ПСК-3).
Матрица формирования компетенций по дисциплине
«Административное право»
№ | Темы дисциплины | Количество часов (аудиторная +самост.) | Компетенции | Общее количество компетенций | ||
ПСК-1 | ПСК-2 | ПСК-3 | ||||
1. | Государственное управление и исполнительная власть | Х | Х | Х | ||
Предмет, метод и принципы административного права | Х | Х | Х | |||
Источники административного права | Х | Х | Х | |||
Административные правоотношения | Х | Х | Х | |||
Субъекты административного права | Х | Х | Х | |||
Административно-правовые формы и методы государственного управления | Х | Х | Х | |||
Административное правонарушение. Административная ответственность | Х | Х | Х | |||
Административный процесс. | Х | Х | Х | |||
Производство по делам об административных правонарушениях | Х | Х | Х | |||
Обеспечение законности в государственном управлении | Х | Х | Х |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Административное право», очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 час., в том числе контактной работы – 79 час.
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость | Контроль | Формы контроля | |||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | ||||||||
Всего | Лекции | Семинарские занятия | КСР | всего | подготовка к семинарским занятиям, подготовка к экзамену, написание курсовой работы | ||||
Государственное управление и исполнительная власть | Устный опрос Проблемная дискуссия, Реферат, тестирование | ||||||||
Предмет, метод и принципы административного права | Устный опрос Реферат, тестирование | ||||||||
Источники административного права | Устный опрос, case-study Работа с НПА, реферат | ||||||||
Административные правоотношения | Устный опрос, case-study Реферат, тестирование | ||||||||
Субъекты административного права | Устный опрос, case-study Проблемная дискуссия, Работа с НПА | ||||||||
Административно-правовые формы и методы государственного управления | Устный опрос, case-study Реферат, тестирование | ||||||||
Административное правонарушение. Административная ответственность | Устный опрос, case-study Работа с НПА, тестирование | ||||||||
Административный процесс. | Устный опрос Работа с НПА, тестирование | ||||||||
Производство по делам об административных правонарушениях | Устный опрос, Деловая игра, Работа с НПА, тестирование | ||||||||
Обеспечение законности в государственном управлении | Устный опрос, case-study Составление правового документа | ||||||||
Курсовая работа | Защита курсовой работы (4 семестр) | ||||||||
Форма аттестации | Экзамен (4 семестр) | ||||||||
Всего по видам учебной работы |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Административное право», заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в том числе контактной работы – 18 час.
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость | Контроль | Формы контроля | |||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | ||||||||
Всего | Лекции | Семинарские занятия | КСР | всего | подготовка к семинарским занятиям, подготовка к экзамену, написание курсовой работы | ||||
Государственное управление и исполнительная власть | Устный опрос Тестирование | ||||||||
Предмет, метод и принципы административного права | Устный опрос Тестирование | ||||||||
Источники административного права | Устный опрос, case-study Работа с НПА, | ||||||||
Административные правоотношения | Устный опрос, case-study Тестирование | ||||||||
Субъекты административного права | Устный опрос, case-study Проблемная дискуссия, Работа с НПА | ||||||||
Административно-правовые формы и методы государственного управления | Устный опрос, case-study Тестирование | ||||||||
Административное правонарушение. Административная ответственность | Устный опрос, case-study Работа с НПА, тестирование | ||||||||
Административный процесс. | Устный опрос Работа с НПА, тестирование | ||||||||
Производство по делам об административных правонарушениях | Устный опрос, Работа с НПА, тестирование | ||||||||
Обеспечение законности в государственном управлении | Устный опрос, case-study Составление правового документа | ||||||||
Курсовая работа | Защита курсовой работы (2 семестр) | ||||||||
Форма аттестации | Экзамен (2 семестр) | ||||||||
Всего по видам учебной работы |
Государственного управления
Понятие административно-правовых форм. Классификация форм управления: правовые и неправовые.
Правотворческая деятельность. Правоприменительная деятельность и ее виды (регулятивная и правоохранительная). Понятие и юридическое значение правовых актов управления. Специфические признаки правовых актов управления. Их отличие от правовых актов других государственных органов, органов прокуратуры, предприятий и учреждений. Понятие, признаки и виды административно-правовых договоров.
Неправовые формы управления (организационно-техническое, материально-техническое, информационное обеспечение).
Административно-правовые методы управления: методы воздействия, убеждения и принуждения. Система методов и способов административно-правового воздействия. Убеждение и принуждение в деятельности исполнительной власти, их сущность. Поощрение в сфере реализации исполнительной власти: особенности и виды. Сущность административного поощрения.
Понятие и основания административного принуждения. Система мер
административного принуждения и их характеристика. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения. Порядок применения и использования оружия. Принудительное лечение. Меры административной ответственности. Меры административно-процессуального обеспечения.
Правонарушениях
Понятие, принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях. Нормативно-правовая основа производства по делам об административных правонарушениях. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан. Дисциплинарное производство.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Организация занятий по дисциплине «Административное право» проводится по видам учебной работы - лекции, семинарские/практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Основной задачей высшего образования является подготовка студентов к успешной профессиональной деятельности. В педагогическом плане это означает, что основным результатом должна стать не система знаний сама по себе, а набор общекультурных и профессиональных компетенций как способность применять полученные знания, умения и навыки для достижения поставленных целей в любых сферах жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Лекция – основная часть учебного процесса, выполняющая организующую и направляющую функцию. Лекция дает основы знаний, которые должны быть углублены студентами в ходе практических занятий и самостоятельной работы. По дидактическому назначению лекции различают на: вводные, тематические, заключительные, обзорные, лекции-консультации. По способу изложения материала: информационная, проблемная, лекция – пресс-конференция, лекция с применением мультимедийного оборудования (слайды, презентации). Отдельные темы предлагаются для самостоятельного изучения с обязательным составлением конспекта.
На семинарских (практических) занятиях происходит закрепление и углубление знаний по конкретной теме, а также контроль качества самостоятельной работы по освоению учебной программы. Для решения этих задач на занятиях используются традиционные, активные и интерактивные методы обучения: проблемные дискуссии, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, тестирование, работа с нормативными правовыми актами и др. Студенту необходимо научиться оперировать правовыми знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, правильно толковать законы, принимать юридические правильное решение в конкретной правовой ситуации.
Выбор используемых преподавателем интерактивных методов и приемов на практических занятиях не может быть унифицирован и определяется его опытом и профессиональными предпочтениями. Вместе с тем он должен осуществляться адекватно формируемым компетенциям и опираться на рефлексивный ресурс студента.
ПРИМЕРНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Фонд оценочных средств, сформированный для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине разработан на основании следующих документов:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
Фонд оценочных средств представлен в приложении рабочей программы и включает в себя:
- перечень компетенций с указание этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
-методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Административное право: понятие, предмет, принципы и система.
2. Административно-правовые нормы: понятие, структура и виды.
3. Источники административного права.
4. Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, функции и характерные черты.
5. Административные правоотношения: понятие, структура, основания возникновения, изменения и прекращения.
6. Субъекты административных правоотношений.
5. Граждане как субъекты административных правоотношений. Административная право- и дееспособность граждан.
7. Юридические лица как субъекты административных правоотношений.
8.Органы исполнительной власти как субъекты административных правоотношений.
9. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
10. Правительство РФ: порядок формирования, состав, полномочия, акты.
11. Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.
10. Федеральные министерства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
11. Федеральные службы: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
12. Федеральные агентства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
13. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; их взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти.
14.Государственная гражданская служба.
15. Правовой статус государственных служащих.
16. Служебная дисциплина на государственной гражданской службе.
17. Административно-правовые формы государственного управления: понятие и виды.
18. Административно-правовые методы государственного управления.
19. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
20. Административная ответственность: понятие, основные черты.
21. Субъекты административной ответственности.
22. Административное наказание: понятие, цели, виды.
23. Административный процесс: сущность и виды.
24. Производство по делам об административных правонарушениях: задачи и принципы.
25. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении; порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении.
26. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях.
27. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
28. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
29. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.
30. Понятие и способы обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти.
31. Контроль и его виды.
32. Прокурорский надзор.
33. Административный надзор.
Перечень тем курсовых работ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Душакова Л.А. Административное право [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс/ Душакова Л.А., Чепурнова Н.М.— Электрон. Текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2013.— 422 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14634.
2. Административное право [Электронный ресурс]: учебник/ Э.Г. Липатов [и др.].— Электрон. Текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2014.— 456 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15706.
3. Братановский С.Н. Административное право [Электронный ресурс]: учебник/ Братановский С.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В.— Электрон. Текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 975 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18189.
4. Словарь терминов и определений по институтам административного права [Электронный ресурс]/ — Электрон. Текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59276.
5. Шпак М.М. Административное право: учебно-методический комплекс по изучению дисциплины для студентов экономического факультета, специальность 38.05.01 «Экономическая безопасность», электронный ресурс. – Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2017.- 195 с.
Дополнительная литература:
1. Мигачев, Юрий Иванович. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров: допущено УМО по юридическому образованию вузов РФ в качестве высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 021100 (030501) «Юриспруденция» / под ред. Л.Л. Попова. – 3-е изд, перераб. И доп. – М. : Юрайт, 2013. – 447 с.
2. Стахов А.И. Административная ответственность (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ Стахов А.И.— Электрон. Текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52432.
3. Волкова В.В. Государственная служба [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Волкова В.В., Сапфирова А.А.— Электрон. Текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 207 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15344.
4. Лещина Э.Л. Административно-процессуальное право [Электронный ресурс]: курс лекций/ Лещина Э.Л., Магденко А.Д.— Электрон. Текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2015.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/45215.
5. Панкова О.В. Административные правонарушения в области дорожного движения [Электронный ресурс]: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/ Панкова О.В.— Электрон. Текстовые данные.— М.: Статут, 2016.— 600 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49111.
6. Актуальные проблемы административного права [Электронный ресурс]: учебник/ М.В. Костенников [и др.].— Электрон. Текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16404.
Периодические издания
· Журналы: «Собрание законодательства Российской Федерации».
· Газеты: «Российская газета»; «Ульяновская правда»; «Экономика и жизнь».
Интернет-ресурсы
· http://www.governement.ru (интернет-портал Правительства РФ)
· http://www.gov.ru (Федеральное собрание)
· http://www.kremlin.ru (сайт Президента РФ)
Программное обеспечение и информационные справочные системы:
· www.library.ru - Виртуальная справочная служба. Каталог российских и зарубежных виртуальных справочных служб.
· www.poiskknig.ru – Поиск электронных книг. Поисковая машина электронных книг, свободно распространяемых в Интернете.
· www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
· www.garant.ru – справочная правовая система Гарант.
· www.kodeks.ru – справочная правовая система Кодекс.
· www.consultant.ru/ – справочная правовая система Консультант Плюс:
1. Конституция РФ от 12.12.1993// http://www.consultant.ru/
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// http://www.consultant.ru/
6. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ // http://www.consultant.ru/
7. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
8. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
9. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
11. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // http://www.consultant.ru/
12. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
13. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
14. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // http://www.consultant.ru/
15. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // http://www.consultant.ru/
16. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
17. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // http://www.consultant.ru/
18. Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
19. Указ Президента РФ от 19.05.2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» // http://www.consultant.ru/
20. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // http://www.consultant.ru/
21. Закон Ульяновской области от 06.09.1996 г. № 001-УО «Устав Ульяновской области» // http://www.consultant.ru/
22. Закон Ульяновской области от 13.07.2004 г. № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» // http://www.consultant.ru/
23. Закон Ульяновской области от 28.02.2011 № 16-ЗО (ред. От 03.06.2015) «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях» // http://www.consultant.ru/
ДИСЦИПЛИНЫ
Специально оборудованная учебная аудитория для проведения лекций № 2учебного корпуса факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств: проектор ViewSjnicPJD5221, экран, колонки Sven SPS – 610, ноутбук AMILO Prо 3515. (433431 Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Октябрьский ул. Студенческая д.5. Здание учебного корпусафакультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств, лит.А – аудитория№ 2 (по тех.паспорту №48, площадь 165,87 кв.м.)).
Специально оборудованная учебная аудитория для проведения лекционных, семинарских и практических занятий, текущего контроля и промежуточной аттестации № 24 учебного корпуса факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств, оснащенная: видеокамера JVCGR-SX 25E, телевизор 21”Daewoo KR -23FL, ноутбук –AcerTravelMate2312LC. (433431 Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Октябрьский ул. Студенческая д.5 Здание учебного корпусафакультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств, лит.А – аудитория№24 ( по тех.паспорту №17, площадь 47,72 кв.м.)).
В качестве материально – технического обеспечения дисциплины также используются: тексты нормативно-правовых актов и необходимый раздаточный материал.
II. КУРС ЛЕКЦИЙ
Исполнительная власть
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).
Ветви власти взаимосвязаны, но в то же время характеризуются определенной самостоятельностью. Каждый государственный орган выполняет предназначенную ему часть работы по реализации государственных функций.
Функциями органов законодательной власти являются: законодательная, т.е. подготовка и принятие законов, и контрольная — в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией (ст. 101, 103, 114).
Органы судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, на судебную власть возложено осуществление контроля за законностью в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен рядом законов.
Что же касается ветви исполнительной власти, то она осуществляет функции организационно-управленческого, исполнительно-распорядительного характера. Практически они выполняются специальными органами государства — органами исполнительной власти, деятельность которых реализуется на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству РФ, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и федеральным агентствам, органам исполнительной власти субъектов Федерации.
Деятельность указанных органов в различных сферах ранее называлась государственным управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную — вместо термина «государственное управление» стали употреблять термин «исполнительная власть». Хотя понятия эти весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» — шире понятия «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти наряду с их главными функциями.
Для понимания особенностей функционирования государства важным является рассмотрение вопроса взаимосвязи государственной исполнительной власти и государственного управления.
Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.
1. В широком смысле, государственное управление – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность, осуществляемая всеми органами государства: Президентом, парламентом, Правительством, судами и прокуратурой. В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем исполнительная власть.
2. В узком смысле, государственное управление – это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д. В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.
В административном праве термин «государственное управление» обычно используется во втором, узком смысле. Именно органы исполнительной власти в механизме взаимодействия трёх ветвей власти обеспечивают слаженное функционирование государства.
Организация государственного управления, исходя из функций органов исполнительной власти, предусматривает следующие основные управленческие сферы:
1) управление в сфере экономики (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, архитектура, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело);
2) управление в социально-культурной сфере (социальная политика и развитие, образование, наука, здравоохранение, культура, социальная защита);
3) управление в административно-политической сфере (оборона, безопасность, область внутренних дел, юстиции, иностранных дел).
Область общественных отношений, в рамках которых субъекты исполнительной власти от имени государства повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами в государстве, носят государственно-властный характер. Эти отношения обусловлены исполнительно-распорядительной деяте