Административная юстиция: понятие и основные модели, известные мировой практике
Под административной юстицией принято понимать судебный контроль за деятельностью органов государственной администрации, т.е. возможность судебной проверки законности решений (актов) и действий государственных органов и должностных лиц.
Особенности судебного контроля за действиями государственной администрации состоят в связанности внешней инициативой (необходимо обязательное обращение частного лица с жалобой) и в возможной проверке обоснованности вынесенного решения.
Проверку обоснованности следует отличать от проверки целесообразности, которая в компетенцию судов не входит и может осуществляться только внутри системы исполнительной власти. На это неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ (см. Постановление от 06.06.1995 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова" // СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2342)
quest11В современном мире сложились 3 основные модели административной юстиции.
1. В австро-германской модели для рассмотрения административных дел предусматривается создание специализированных судов, структурно и компетенционно выделенных в общей системе судебных органов.
2. Во французской модели административной юстиции формально независимые органы и от исполнительной, и от судебной власти административные трибуналы обладают специальной подведомственностью дел об обжаловании действий и решений административных органов. При этом систему административных трибуналов возглавляет Государственный Совет, председателем которого – премьер-министр, т.е. высшее должностное лицо в системе исполнительной власти. В связи с этим такие административные трибуналы относят к квазисудебным органам административной юстиции.
3. Английско-американская система, несмотря на сложные правила распределения подсудности и фактическое существование специализированных судов, предполагает рассмотрение административных дел судами общей юрисдикции, без выделения специальных административных судов, как в австро-германской системе.
//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 8. Административная юстиция в России: прошлое, настоящее и будущее. Соотношение понятий административная юстиция и административное судопроизводство
Введение в российское законодательство принципа общей клаузулы (§3) в отношении судебного порядка обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц поставило вопрос о необходимости судебной специализации по административным делам. Этот вопрос имел меньшую актуальность в период действия общего запрета на обжалование действий и решений государственной администрации в суд, однако введение общего порядка судебного обжалования заставило говорить о необходимости и процессуального, и организационного обособления порядка рассмотрение административных дел.
В настоящее время такого обособления не произведено. В структуре судебной системы специальных судов для рассмотрения административных дел не создано, они рассматриваются обычными судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При этом в системе судов общей юрисдикции не предусматривается даже создания специальных коллегий для рассмотрения таких дел и допускается только специализация отдельных судей.
quest12В процессуальном регулировании административные дела рассматриваются по общим правилам искового (гражданского) производства с некоторым особенностями, предусмотренными ГПК и АПК – например, несвязанности суда доводами сторон и даже отказом от заявленных требований в случае оспаривания нормативного акта, специальные сроки на подачу жалобы и её рассмотрения, специальные правила о распределении бремени доказывания и т.д.
Долгие годы в России идут споры о необходимости создания специализированных административных судов, в Государственную Думу в течение последних 15 лет неоднократно вносились законопроекты об организационной реформе (Федеральный закон о федеральных административных судах, 2000 год) или обособлении административной процессуальной формы (Кодекс административного судопроизводства, 2005 год). В науке административного и процессуального права эти вопросы также выступают предметом активного обсуждения (см., напр., Старилов Ю.Н. Административная юстиция: теория, история, перспективы. М., 2001).
//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 9. Проблема ответственность органа власти и соотношение её с ответственностью должностных лиц
При рассмотрении административных дел неизбежно возникает вопрос о субъектах ответственности за неправомерные действия или решения государственного органа, в частности, о возможности переложения ответственности на отдельных служащих и должностных лиц, чьи виновные действия стали причиной допущенного нарушения.
В настоящее время исходя из сложившихся в современной науке представлений о понятии юридической ответственности орган государственной власти не может нести ответственности за свои действия.
quest13Частноправовую ответственность в виде возмещения вреда, причиненного незаконными действиями или решениями государственного органа, несет государство в целом (казна) – см. ст.1069, 1070, 1071 ГК РФ, хотя процессуальное положение ответчика в таких делах занимает высший орган в рамках административного ведомства (п. 10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ).
Публично-правовая ответственность для органа невозможна, т.к. негативные последствия вследствие карательных санкций он претерпевать не может, следовательно, ответственность органа ограничивается признанием незаконности его действий или решений, а непосредственно к ответственности будут привлекаться служащие органа, в том числе его должностные лица, допустившие совершение незаконных действий или принятие решений.
//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); Рекомендуемая литература:
Основная литература
1. Бойцова В.Б., Бойцова Л.В. Ответственность государства за действия должностных лиц: публично-правовая или частноправовая? // Правоведение. 1993. № 1. С. 72-79.
2. Гавриленко Д.А. Государственная дисциплина: сущность, функции, значение / Под ред. А.П. Шергина. – Минск: Издательство «Наука и техника», 1988.
3. Государственная дисциплина и ответственность / Под ред. Л.И. Антоновой, Б.И. Кожохина. – Л.: Издательство Ленинградского государственного университета, 1990.
4. Государственная дисциплина и социалистический правопорядок. –М.: Политиздат, 1985.
5. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. М., 1925.
6. Корф С.А. Административная юстиция в России. Том 1. Книга первая, Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. -С.-Петербург: Типография Тренке и Фюсно, 1910.
7. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1. С. 7-12.
8. Лунев А.. Студеникин С., Ямпольская Ц. Социалистическая законность в советском государственном управлении. М., 1948.
9. Лунев А.Е. Обеспечение законности в советском государственном управлении. М.: Юрид. лит., 1963..
10. Николаева Л.А., Соловьева А.К. Административная юстиция и административное судопроизводство. СПб., 2004.
11. Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. М. :Юрид. лит.,1964.
12. Ремнев В.И. Социалистическая законность в государственном управлении. – М.: Издательство «Наука», 1979.
13. Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР / Отв. ред. А.Е. Лунев; Академия наук СССР. Институт государства и права. М.: Наука, 1970.
14. Старилов Ю. Н. От административной юстиции к административному судопроизводству. Воронеж, 2003
15. Старилов Ю.Н. Административная юстиция: теория, история, перспективы. М., 2001.
16. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974.
17. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997.
18. Хаманева Н.Ю. Право жалобы граждан в Европейских социалистических странах / Отв. ред. В.И. Ремнев; Академия наук СССР. Институт государства и права. М.: Наука, 1984.
19. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.
20. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981.
21. Ямпольская Ц.А., Шорина Е.В. Административно-правовые вопросы укрепления государственной дисциплины. М.: Издательство Академии наук СССР, 1955.
Нормативные акты:
1. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.)
2. Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа Президиума ВС СССР от 4 марта 1980 г. № 1662-X, с изменениями от 2 февраля 1988 г.)
3. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.)
4. Главы 23-26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.
5. Раздел 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ.
//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); });