Правовой статус органов исполнительной власти, их функции и виды
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:
1. целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);
2. организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);
3. компетенционный как совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).
Основные функции исполнительной власти
Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.
Функции ориентирования системы:
• анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);
• прогнозирование (предвидение изменений в развитии событий или процессов на основе имеющейся информации);
• планирование (определение направлений, целей, задач и возможных результатов управленческой деятельности);
• правовое регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур);
• методическое руководство.
Функции обеспечения системы:
♦ материально-техническое обеспечение;
♦ финансовое обеспечение;
♦ кадровое обеспечение;
♦ информационное обеспечение.
Функции оперативного управления системой:
= организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);
= общее руководство и оперативное распорядительство;
= предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
= контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);
= учет (систематический сбор сведений);
= оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).
Виды
Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства: по правовым основаниям создания, способам формирования, организационным формам, характеру компетенции, порядку решения подведомственных вопросов.
В соответствии с федеративным государственным устройством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.
По правовым основаниям создания органы исполнительной власти делятся на органы, образование которых предусмотрено Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ, законами (например, правительства, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и др.)
и подзаконными правовыми актами: Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, Правительства РФ и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, например, министерств, органов исполнительной власти субъектов РФ. Правовое основание может быть выражено общей нормой о создании определенных органов или правовым актом об образовании конкретного органа.
По способу формирования различают органы, формируемые: а) путем издания правовых актов; б) путем сочетания издания акта с элементами выборности определенных должностных лиц органа, например, высшего должностного лица — руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, при замещении должностей по конкурсу.
В зависимости от положения в иерархической системе выделяются высшие и иные органы исполнительной власти. Высшим органом системы федеральных органов исполнительной власти является Правительство РФ, а субъекта РФ — его орган исполнительной власти общей компетенции, независимо от его организационно-правовой формы. Это может быть правительство, администрация и т. п.
По организационно-правовым формам различаются: а) правительства; б) советы министров; в) кабинеты министров; г) министерства; д) государственные комитеты; е) комитеты; ж) службы; з) главные управления, управления; и) инспекции; к) агентства; л) департаменты; м) администрации; н) мэрии; о) отделы, комиссии и др.