Распределение обязанностей
Распределение обязанностей между Премьер-министром, заместителями Премьер-министра и другими членами Правительства направлено на установление персональной ответственности каждого за определенный участок работы в Правительстве.
За каждым названным должностным лицом закрепляется постоянный участок работы (сфера деятельности), за который он несет персональную ответственность как перед Советом Министров, Премьер-министром, так и перед Президентом. В части 2 статьи 20, части 5 статьи21 и части 2 статьи22 Закона прямо указывается на ответственность Премьер-министра, заместителей Премьер-министра за состояние дел в управляемых ими отраслях и сферах деятельности.
В распределении обязанностей между членами Правительства участвуют Национальное собрание, Президент, Премьер-министр и Совет Министров.
Национальное собрание участвует в распределении обязанностей путем закрепления в указанном Законе основных сфер деятельности за Премьер-министром, заместителями Премьер-министра и другими членами Правительства (ст.ст. 20—22 Закона).
Участие Президента в распределении обязанностей выражается в том, что он поименно назначает Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей иных государственных органов, являющихся членами Правительства, или дает согласие на их назначение.
Более конкретное распределение обязанностей осуществляется Премьер-министром между ним и его заместителями, которое утверждается или Президиумом Совета- Министров, или распоряжением Премьер-министра
Обязанности между Премьер-министром и заместителями Премьер-министра распределяются так, чтобы каждый из них осу-
[1] См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 12, 5/5092; Распоряжение Премьер-министра от 5 ноября 2001 г. «О распределении обязанностей между Премьер-министром и заместителями Премьер-министра Республики Беларусь» (не опубликовано).
ществлял руководство определенной группой отраслей, сфер. Таким обратом охватываются все направления работы Совета Министров.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2001 г. №90 «О распределении обязанностей между Премьер-министром и заместителями Премьер-министра Республики Беларусь» Премьер-министр осуществлял руководство Советом Министров, ведал вопросами обороны, государственной безопасности, внутренних дел (в пределах законов Республики Беларусь и актов Президента Республики Беларусь), иностранных дел, юстиции, бюджета и финансов. В сфере его деятельности находились Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел и три комитета, находящихся при нем, Министерство обороны, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по материальным резервам, областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет, вопросы взаимодействия с Национальным собранием и Администрацией Президента, ряд структурных подразделений Аппарата Совета Министров.
Распоряжением Премьер-министра от 5 ноября 2001 г. № 578р «О распределении обязанностей между Премьер-министром и заместителями Премьер-министра Республики Беларусь» лишь частично изменена сфера деятельности Премьер-министра. Так, исключен из сферы Государственный комитет по материальным резервам, добавлено Министерство по чрезвычайным ситуациям, Конституционный Суд, Верховный Суд, Прокуратура.
Первый заместитель ведал вопросами экономической реформы, налоговой политики, экономической стабилизации, управления государственным имуществом и приватизации, предпринимательства и инвестиций, труда, международных финансовых организаций, координации на макроуровне внешнеэкономической деятельности, таможенного регулирования в пределах законов Республики Беларусь и актов Президента Республики Беларусь. Соответственно, в связи с реализацией этих вопросов он взаимодействовал с группой республиканских органов государственного управления и структурных подразделений Аппарата Совета Министров, а также с Конституционным Судом, Комитетом государственного контроля, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Прокуратурой, банковской системой, в том числе с Национальным банком, открытым акционерным обществом «Белпромстройбанк», администрациями свободных экономических зон, объ
единениями предпринимателей. Таким образом, в сфере ведения первого заместителя была значительная часть вопросов экономики. Поскольку должность первого заместителя Премьер-министра была упразднена, то его функции частично перешли к Премьер- министру и его заместителям (п. 2 Указа Президента от 24 сентября 2001 г. № 516. Указом Президента Республики Беларусь от 3 июля 2002 г. № 351 должность первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь восстановлена)1.
Заместители ведут иные вопросы, входящие в сферу деятельности Совета Министров. Так, один из них занимается общими вопросами развития социально-культурного комплекса, связи, торговли и услуг населению, координацией деятельности государственных органов по осуществлению научно-технической политики и информации, второй — общими вопросами экономики и экономической реформой, налоговой политики, экономической стабилизации, управления государственным имуществом и приватизации, предпринимательства и инвестиций, государственных знаков, драгоценных металлов, страховой деятельности, труда и социальной защиты, международных финансовых и экономических организаций, общей координации неэкономической деятельности, таможенного дела и др., третий — общими вопросами строительного комплекса, развитием промышленности, ее структурной перестройкой, конверсии оборонных отраслей производственной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, энергоэффективности, развитием транспорта и коммуникаций, вопросами жилищного и коммунального хозяйства, четвертый — общими вопросами развития агропромышленного комплекса, вопросами продовольственных ресурсов, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесного хозяйства, земельных ресурсов, геодезии и картографии, охраны окружающей среды, гидрометеорологии, услуг населению.
В правовом акте, закрепляющем распределение обязанностей, обычно оговаривается, кто из заместителей выполняет обязанности Премьер-министра или другого заместителя во время нахождения их в очередных отпусках, а также отсутствия на рабочих местах по другим причинам. Распределение обязанностей не является постоянным на весь период деятельности Совета Министров в одном составе. Не исключается пересмотр в распределении обязанностей. Свидетельством тому являются названные выше правовые акты, а также постановление Совета Министров
[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 77, 1/3819.
Республики Беларусь от 5 сентября 2000 г. N° 1380 «О распределении обязанностей между Премьер-министром и заместителями Премьер-министра Республики Беларусь1.
Планирование работы
Залогом успешной работы Совета Министров является планирование, которое охватывает не только все области и сферы его деятельности, но и организаторскую деятельность. Оно обусловливается широкой и многосторонней компетенцией Правительства.
План работы Совета Министров — это документ, определяющий его деятельность на соответствующий период. Он, как правило, состоит из двух разделов. В первом разделе предусматриваются вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях Совета Министров, во втором — вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях Президиума Совета Министров, которые условно можно разделить на вопросы повышения эффективности работы отраслей народного хозяйства и социальной защиты населения, вопросы законодательной деятельности, вопросы контроля за выполнением ранее принятых решений.
В плане указываются наименование вопроса, кто его готовит, срок внесения материалов в Совет Министров и дата рассмотрения вопроса. На одном заседании планируется обычно рассмотрение нескольких вопросов. Вопросы готовят заинтересованные республиканские органы, облисполкомы, Минский горисполком и соответствующие структурные подразделения Аппарата Совета Министров.
В план работы включаются наиболее важные вопросы компетенции Совета Министров, а также проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение законов, актов Президента, постановлений Совета Министров и распоряжений Премьер-министра. План предусматривает проведение мероприятий по контролю за подчиненными организациями и оказывает организующее и мобилизующее воздействие. Сам факт включения в план вопроса о работе того или иного органа (организации) понуждает коллектив и его руководителей к выявлению имеющихся резервов для улучшения работы и повышает их инициативу.
План работы Совета Министров и его Президиума составляется на полугодие и утверждается на заседаниях Президиума пу-
[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 87, 5/3992.
тем принятия протокольного решения. Такой план — лишь некоторый ориентир в работе Совета Министров, поскольку в ходе повседневной деятельности Совет Министров (его Президиум) вынужден вносить коррективы в план работы, откладывать рассмотрение отдельных запланированных вопросов и т.д. Нередко поступают материалы, указания, поручения от Президента, по которым необходимо принимать соответствующие решения, правовые акты или рассматривать и разрабатывать проекты решений. Иногда подготовленные в Совете Министров проекты декретов, указов Президента после их издания требуют разработки целой системы мероприятий по реализации положений этих актов и других, т.е. кроме планов, утвержденных в Совете Министров, Совету Министров приходится составлять, принимать и организовывать выполнение немалого количества иных подобных планов, проведение определенных мероприятий. С одной стороны, все это влияет на четкость, слаженность и организованность в работе Совета Министров, с другой — отражает его многогранную повседневную деятельность.