Нормотворческая деятельность

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Формирование правового государства требует создание совершенной системы нормативных актов, основанных на верховенстве права. Издание законов должно обязательно сопровождаться организационно-управленческими мерами. Ведомственные нормативные акты выступают в качестве важнейшего компонента данных мер. Они детально конкретизируют предписания нормативных актов более высокого ранга, содержат необходимые указания касающиеся их точного исполнения.

Правовой основой ведомственного нормативного акта могут быть только те предписания, которые содержат прямое предписание для издания соответствующего акта. Ведомственные нормативные акты не могут изменять или конкретизировать отдельные положения закона. Нормативные акты МВД призваны регламентировать служебные отношения в системе МВД.

Нормотворческая деятельность органов внутренних дел осуществляется на основе общих принципов правотворчества и имеет свои уровни, направления, формы и методы. Задачей ее является конкретизация правовой основы организации и деятельности органов внутренних дел.

Нормотворческая деятельность ОВД осуществляется в формах:

1) участие в правотворческом процессе федеральных и региональных органов государственной власти, что конкретизируется в таких действиях как: а) внесение законодательных предложений по подготовке проектов законов; б) участие в подготовке, экспертизе законопроектов; в) предоставление научно обоснованной информации по вопросам правоохранительной деятельности компетентным правотворческим субъектам;

2) самостоятельное издание нормативно-правовых актов.

Последняя из указанных форм участия органов внутренних дел в нормотворческом процессе выражается в издании приказов, инструкций, положений, уставов, директив, решений.

По своей направленности непосредственная нормотворческая деятельность органов внутренних дел может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю. К внешней - относятся рабочие операции органов внутренних дел по подготовке и изданию приказов, решений, инструкций, определяющих порядок обеспечения охраны общественного порядка, формы и методы осуществления мер принуждения, несения службы в экстремальных ситуациях и т. д.

Внутреннему нормотворчеству принадлежат нормативные акты, вызванные внутрифункциональной необходимостью. Таковыми, например, являются Положение о порядке прохождения службы в органах внутренних дел, инструкции, определяющие внутренний распорядок всей системы органов внутренних дел или конкретных звеньев (милиции, следствия, пожарной охраны, УИН и др.).

Непосредственная нормотворческая деятельность органов внутренних дел во внешней среде осуществляется во взаимодействии с другими органами государственной власти. Это взаимодействие имеет свои направления и формы. Среди них можно назвать сбор, накопление и обработку информации, обеспечение ее оперативного прохождения по многоцелевым каналам прямой и обратной связи. Другим направлением можно считать техническое обеспечение процесса обработки и передачи информации по назначению. Важным является взаимодействие органов внутренних дел и других государственных органов в ходе издания этих нормативных актов (научные учреждения, органы издательства, типография и т.п.).

В распространении информации о нормативных актах органов внутренних дел и в их нормотворческом процессе важную роль играют различные средства коммуникации (газеты, журналы, телевидение, радио, кино и т.п.). Для осознания существа нормотворческой деятельности, углубленного понимания нормативных актов и снятия неясностей как у граждан, так и у правоприменителя проводятся конференции, круглые столы, семинары, дискуссии в научных и популярных изданиях. Эти же мероприятия могут иметь многоцелевое назначение, т.е. предметом их изучения могут быть не только правотворческие вопросы.

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти вообще и органов внутренних дел в частности, должна по мере становления правового государства постепенно ограничиваться и сокращаться. Это объясняется, во-первых, тем, что в правовом государстве должно быть строгое разделение властей и правотворчество должно стать преимущественно делом органов законодательной власти. Во-вторых, органы внутренних дел из органов преимущественного принуждения превращаются при определенных условиях в органы социального обслуживания. Они выполняют социальный заказ на обеспечение личной безопасности граждан, на защиту их законных интересов и это означает, что они преимущественно правоохранительные, связанные в своей деятельности законом и принципом верховенства последнего. В-третьих, постоянное совершенствование правотворческого процесса гражданского общества предполагает максимальное ограничение возможностей ведомственного вторжения.

Однако нормотворческий процесс в деятельности органов внутренних дел в период формирования правового государства будет занимать заметное место, и способствовать укреплению правовых основ в их деятельности. Нормотворческая деятельность обеспечит на переходный период более гибкие возможности оперативного реагирования на жизненные ситуации, укрепляя правовые связи между субъектами возникших правоотношений. Особенно это справедливо для правоприменительной деятельности, где процессуальные процедуры, правоприменительные акты, субъекты, правовые нормы, регулирующие общественный порядок, имеют повышенную вероятность вступить в противоречие друг с другом. И эти противоречия приходится решать нормотворчеством на уровне МВД и УВД (например, приказ о выдаче личному составу оружия на постоянное ношение, приказ коменданта района чрезвычайного положения о дополнительных мерах по обеспечению режима ЧП, инструкция об осуществлении разрешительной системы в регионах со сложной криминогенной ситуацией и т.д.).

Чем меньше места в деятельности органов внутренних дел будет занимать внешняя нормотворческая деятельность, тем лучше, ибо усиливается гарантия защиты от возможного произвола ведомственных амбиций. Что же касается внутриведомственного правотворчества, то оно имеет перспективу на сохранение своего эволюционного потенциала еще на достаточно долгий период.

Все формы нормотворческой деятельности органов внутренних дел контролируются, организуются и осуществляются Управлением правового обеспечения МВД России и соответствующими подразделениями в МВД, УВД субъектов Российской Федерации. При МВД России функционирует Экспертный Совет по вопросам нормотворческой работы, в который входят видные ученые (в том числе из гражданских учреждений) и специалисты-практики. На его заседаниях рассматриваются практически все законопроекты, затрагивающие интересы органов внутренних дел, а также проекты наиболее значимых ведомственных актов.

Наши рекомендации