Применение права как формы реализации права
Реализация объективного права представляет собой деятельность, согласную с выраженной в законе волей. Реализация права - это такое поведение субъектов обществен. отношений, к-рое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них, это практическая деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению юр. обязанностей. Осуществление права представляет собой процесс превращения юр. моделей, отражающих необходимые для гос-ва состояние, в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений. С точки зрения уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют: а)реализацию общих установлений содержащихся в преамбулах законов, в статьях фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности. б)реализацию (вне правоотношений) общих форм, устанавливающих правовой статус и компетенцию. в)реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм. По субъекту реализации права можно выделить формы: 1.индивидуальная, 2.коллективная. По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права. В зависимости от метода гос-го воздействия на поведение субъектов различает добровольное и принудительное осуществление права. Характер действий субъектов, степень их активности и направленность поведения позволяют выделить следующие формы реализации: СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВА - это форма реализации права заключающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права (пассивная форма поведения субъекта права). ИСПОЛНЕНИЕ ПРАВА - это форма реализации права, к-рая предусматривает совершение активных действий субъектом права по исполнению юр. обязанностей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВА - это форма реализации права, к-рая означает осуществление субъектами своих прав. Эта форма реализации права предоставляет субъекту совершать дозволенные нормами права действия. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - это форма реализации права, субъектами к-рой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями.Исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой гос-ва. Здесь немыслимо бездействие, право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществить. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права 3 лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других. Отсюда правоприменение – комплексная правореализующая деятельность
Правоприменительный акт
это правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание, вынесенное уполномоченным на то субъектом в результате решения им конкретного юридического дела.
Основные признаки:
Представляет собой разновидность правовых актов;
Фиксирует принятое решение по делу;
Имеет официальное значение;
Имеет государственно-властный характер;
Принимается в установленном законом порядке;
Имеет соответствующую, установленную законом форму;
Выносится уполномоченным на то субъектом;
Содержит персонифицированное, то есть адресованное конкретному (индивидуально-определенному) лицу (лицам) предписание;
Направлен на индивидуальное регулирование общественного отношения (регулирование в индивидуальном, а не нормативном порядке);
Содержит предписание (веление), являющееся индивидуальным правилом поведения (правилом поведения индивидуального характера);
Выполняет роль юридического факта (устанавливает, изменяет, отменяет, подтверждает соответствующие права и обязанности субъектов права).
Виды правоприменительных актов:
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности применяемых норм) - конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и др.;
По субъектам принятия - акты главы государства, органов правосудия, органов прокуратуры и др.;
По юридическому значению - основные (содержат решение по юридическому делу- например, приговор, решение суда), вспомогательные (содержат предписания, подготавливающие принятие основных актов);
По форме внешнего проявления - акты-документы, акты-действия (словесные, конклюдентные);
По характеру действия во времени - акты однократного действия (например, наложение штрафа), длящиеся акты (например, назначение пенсии).
По характеру предписаний - обязывающие, запрещающие, уполномочивающие;
По функции в правовом регулировании - охранительные, регулятивные.
Коллизия законов
Коллизия законов - противоречие друг другу (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. К.з. разрешается путем выбора (по определенным правилам) того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю (напр., из двух актов одинаковой юридической силы приоритет имеет последний по времени принятия, специальный акт имеет приоритет перед общим).
Объекты правоотношений
Объекты правоотношений - это то, по поводу чего возникает (изменяется, прекращается) правоотношение (то, на использование или охрану чего направлены права и обязанности сторон правоотношения).
Согласно т.н. монистической концепции объекта правоотношения таким объектом являются исключительно действия субъектов права, поскольку только поведение людей реагирует на правовое воздействие.
Виды объектов правоотношений: -наиболее распространенными объектами правоотношения являются предметы материального мира Материальные блага (например, вещи, ценности);
Нематериальные блага (например, честь, достоинство, деловая репутация);
Продукты духовного творчества (например, произведения литературы, науки, музыки);
Ценные бумаги, официальные документы (например, акции, валюта, дипломы, паспорта);
Действия (бездействие) и их результаты (например, соответствующие действия по договору подряда).
Частное и публичное права
Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с др.лицами. Частное право – область частных дел, т.е. статус свободной личности, положение о частной собственности, свободных договорных отношениях, наследовании и др., институты, построенные на началах автономии и юр.равенства субъектов, их несоподчиненности между собой. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство гос-ва в к-рые является ограниченным. В области действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с определенными лицами или поступать иным образом. В публично-правовых отношениях гос-во и др.сторона выступают как юр.неравноправные, ибо гос-во либо его орган (должностное лицо) как 1а из таких сторон наделена властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является гос-ная власть. Публичное право – это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и чстной инициативы. Публичное право – область гос-ных дел, т.е. сфера устройства и деятельности гос-ва как публичной власти, построенная на началах власти и подчинения. Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. Публичное право: конституционное, административное, финансовое, уголовное, экологическое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, международное публичное право. Частное право: гражданское, семейное, трудовое, земельное, международное частное право.