Юридическая обязанность: понятие, виды.
Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность - это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество.
Юридическая обязанность — это официальная мера должного поведения. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию. Содержание юридической обязанности включает следующие разновидности: 1) всеобщая юрид. обязанность не совершать запрещенных правом действий; 2) обязанность совершить предписанные правом действия; 3) обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.
Юридическая обязанность имеет следующие признаки:
1. Это мера необходимого поведения.
2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.
3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны — отдельного лица или общества (государства) в целом.
4. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Значение. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридическое обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения. Определяет грань возможного и должного поведения.
Субъективное право: понятие, виды.
Субъективное право — это юридическая возможность, принадлежащая конкретному индивиду.
Признаки данного права:
1. Субъективное право есть мера возможного поведения.
2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами.
3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица.
4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.
5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица.
Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право поведения – право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (использование вещи по прямому назначению); б) право пользования (право на принятие юридических решений); в) право требования от другой стороны исполнения обязанности (кредитор имеет право требовать от должника возврата денег); г) право притязания – обращение в гос. органы для принудительного исполнения обязанности (взыскание долга, восстановление на работе).
Гарантии законности.
Законность – сложное и многогранное явление. Ее можно рассматривать и как метод осуществления власти, и как характеристику политико-правового режима, и как принцип юридически значимой деятельности, и результат таковой деятельности.
Сущность законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правоотношений.
Состояние законности зависит от объективных и субъективных факторов. Способы и средства обеспечения законности определяются политико-правовой природой законности, их содержание и количественный состав во многом зависят и от специфики конкретных обстоятельств – место и времени применения, решаемых задач и т.д.
Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности.
Гарантии законности можно подразделять на две группы:
▬ общие
▬ специальные.
К общим гарантиям относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, к специальным – юридические.
Среди общих определяющими гарантиями выступают экономические и политические: различные виды форм собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Также важным являются нравственно-духовные гарантии (морально-этический уровень населения).
Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве, и непосредственно направленных на обеспечение законности.
Юридические гарантии порой подразделяют на:
► правовые
► договорные.
При этом правовые гарантии являются всеобщими, предусмотренными действующим законодательством. Договорные гарантии обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений и распространяются только на тех участников, которые заключили договор или присоединились к нему.
К юридическим гарантиям можно отнести следующие:
■ полнота и эффективность юридических норм;
■ высокий уровень надзора за реализацией требований законности;
■ эффективность мер юридической ответственности и защиты;
■ высококачественная мера и профессиональная работа органов государственной власти;
■ совершенствование юридической деятельности;
■ развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.
Указанные гарантии можно рассматривать и как методы обеспечения законности.
Также методами обеспечения законности могут быть правоохранительная деятельность ряда органов государства, убеждение и принуждение участников общественных отношений.
Законность – строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений.
Гарантии законности — это соотв. экономич., соц., духовные условия и спец. юрид. средства, кот. обеспечивают строгое и неуклонное выполнение закона всеми субъектами права.
Выделяют следующие общие и специально-юридические гарантии законности.Общие:1) социально-экономические; 2) политические (демократизм ПС общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей); 3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов); 4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства); 5) идеологические (правосознание, юридические знания, уважение к требованиям права). Специально-юридические:
1) Прокурорский надзор. Надзор за законностью деятельности государственной администрации проводится в форме проверок. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями – наличие правонарушений, требующих прокурорского реагирования. Выявив нарушение действующего законодательства, прокурор применяет спец. меры прокурорского реагирования: протест; представление; заявление о признании правового акта недействительным; предостережение.
2) Судебный контроль м. осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, а также по инициативе самих судов. Результат рассмотрения – судебное решение или определение. Суды предупреждают нарушения, санкционируя властные действия, вынося частные определения; восстанавливают нарушенные права; взыскивают причиненный имущественный и моральный ущерб; признают нормативные акты незаконными; привлекают нарушителей к ответственности.
3) Внутриведомственный контроль – контроль за подчиненными органами. Особенность этого контроля – проверка не только законности, но и целесообразности. Последствия контроля – отмена актов гос. органа или должн. лица, наложение дисц. взысканий вплоть до увольнения.
Содержание реализации права.
Реализация права — это воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении участников общественных отношений, практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей, в результате которой создается тот порядок общественных отношений, который планируется законодателем при издании правовой нормы.
Выделяют разнообразные формы реализации права.
По субъектному составу различают:
♥ индивидуальную,
♥ коллективную формы реализации.
Также выделяют формы реализации права в сфере саморегуляции и формы реализации при индивидуально-правовом регулировании.
Формы реализации в сфере саморегуляции выделяют в зависимости от характера действий субъектов, степени их активности и направленности. В качестве таких форм фигурируют:
♣ соблюдение норм права – имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом, при этом реализуется запрет, это есть пассивная форма поведения субъектов;
♣ исполнение норм права – оно происходит, когда субъект исполняет возложенные на них обязанности; в такой форме реализуется обязывающие нормы; поведение субъектов, как правило, активное;
♣ использование норм права – имеет место, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им субъективные права; при этом реализуются управомочивающие, дозволяющие нормы; поведение субъектов – активное;
♣ осуществление – эта норма реализации права имеет место тогда, когда реализуются полномочия.
В качестве формы реализации в сфере индивидуально-правового регулирования выделяют применение права.
Применение права – это организующая властная деятельность компетентных органов и должностных лиц, при помощи которой упорядочиваются общественные отношения между разнообразными субъектами путем индивидуализации правил поведения отдельных лиц. По итогам применения права выносится властный индивидуально-правовой акт.
Применение норм права.
Применение права – это одна из форм реализации права, государственная деятельность, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Применение права – это организующая властная деятельность компетентных органов и должностных лиц, при помощи которой упорядочиваются общественные отношения между разнообразными субъектами путем индивидуализации правил поведения отдельных лиц. Через применение права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.
Выделяют две формы применения права:
¨ оперативно-исполнительная форма – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменений или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права; при этом исполняются положительные веления права;
¨ правоохранительная деятельность – деятельность компетентных органов по охране норм права от нарушений. Цель этой деятельности – контроль за правомерностью юридической деятельности, а в случае нарушения предписаний – принятие мер по восстановлению правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям.
Признаки правоприменения:
▬ это организующая, властная деятельность, требующая профессиональных навыков и умений;
▬ цель правоприменения – не удовлетворение личных потребностей, а потребностей и интересов всего общества;
▬ применение права осуществляется в рамках конкретных правоотношений, именуемых правоприменительными, где активным субъектом является властный компетентный орган;
▬ правоприменение осуществляется в особых процессуальных формах;
▬ это сложная, не одноактная деятельность, система стадий; эта деятельность связана с другими формами реализации права;
▬ применение права сопровождается вынесением индивидуально-правового акта.
Субъектами правоприменения могут быть только особая категория органов и лиц. Это государственные органы (суд, прокуратура и др.), должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.), некоторые юридические лица, общественные организации, которым дано право заниматься правоприменением (профсоюзы, третейские суды). Не являются субъектами правоприменения граждане, но они активно участвуют в правоприменительном процессе.
Необходимость применения права может возникнуть в следующих случаях:
■ когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (назначение пенсии);
■ когда существует спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению;
■ когда нужно официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов (например признать гражданина умершим);
■ когда общественное отношение должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства (регистрация автотранспорта в ГИБДД);
■ когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.
Процесс применения права имеет определенную последовательность, состоит из ряда стадий, среди которых — установление фактической основы дела, установление юридической основы дела, решение дела.
♪ На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Речь идет о сборе юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.
♪ На второй стадии определяется отрасль права, которая регулирует подобные отношения, устанавливается норма права, которая рассчитана на данные отношения, уясняется смысл и содержание выбранной нормы, дается юридическая квалификация содеянному.
На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно на данной стадии правоприменительного процесса решается судьба дела. Принятие решения является основной, завершающей стадией, после чего решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение урегулировано.