Глава 2. пособие по безработице как гарантия социальной поддержки безработных
2.1 Порядок определения размеров пособия по безработице
В статье 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»устанавливается порядок определения (исчисления) размера пособия по безработице в зависимости от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Для определения (исчисления) размера пособия по безработице граждан, отвечающих установленным в п. 1 указанной статьи критериям, а именно:
–признанных безработными в установленном порядке;
– имевших работу в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не менее 26 недель на условия полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей недели);
– уволенных по любым основаниям, за исключением увольнения за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
– за основу берется их средний заработок за последние три месяца по последнему месту работы[20].
Отметим, что речь идет об оплачиваемой работе, при этом не важно, получал ли гражданин фактически заработную плату, имеет значение только факт установления оплаты за работу (оклад, сдельная оплата). Если работнику не была выплачена заработная плата в установленный ТК РФ срок, это не будет являться основанием для отказа в признании его безработным и выплате пособия по безработице[21].
Также отметим, что согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости от 31 октября 2013 г. № 935-6-1 под оплачиваемой работой понимается выполнение работником своих трудовых обязанностей с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка и получение за выполненную работу заработной платы[22].
Статья 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»определяет следующее условие: данный порядок применяется, если указанные граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). При расчете указанных 26 недель оплачиваемой работы исключаются периоды временной нетрудоспособности гражданина.
С учетом анализа п. п. 1 и 2 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается годовой период, предшествующий моменту признания лица безработным. В статье используется формулировка «в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы», которую. По мнению А.А. Мосолова нельзя признать удачной, поскольку она дает основания для неверного толкования словосочетания «начало безработицы» как момента утраты работы (занятости) гражданином вообще, что может повлечь неверное применение нормы рассматриваемойстатьи, в том числе в судебной практике[23].
Приведем пример: решение суда первой инстанции было отменено, так как суд неверно исчислил период работы, учитываемой по правилам п. 1 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», с даты потери работы (увольнения) истца, в то время как необходимо принимать во внимание дату постановки на учет (признания лица) в качестве безработного[24].
Продолжительность полной рабочей недели установлена в ст. 91 ТК РФ: нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда[25]. В настоящее время такой порядок установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13 августа 2009 г. № 588н[26].
Согласно п. 1 названного порядка норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены): при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.
Таким образом, расчет периода занятости гражданина на условиях полного или неполного рабочего дня осуществляется с учетом вышеуказанного порядка. Несоблюдение установленного в рассматриваемом пункте требования о продолжительности времени работы будет являться основанием для исчисления пособия по безработице в минимальном размере.
Значение имеет и основание расторжения трудового договора. Увольнение должно быть произведено по невиновным основаниям, при этом учитывается только формулировка, указанная в трудовой книжке[27].
В правоприменительной практике возникают споры, относятся ли положения п. 1 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к самозанятым гражданам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.п.). На практике таким гражданам пособие назначается согласно п. 2 рассматриваемой статьи, т.е. в минимальном размере. Снижение гарантий социальной защиты для самозанятых граждан по сравнению с лицами, работающими по ТК РФ, на первый взгляд кажется необоснованным, нарушающим принципы равенства всех перед законом и недопущения дискриминации.
Однако Конституционный Суд РФ неоднократно давал разъяснения по данному вопросу, сводящиеся к тому, что право на труд, гарантированное ст. 37 Конституции РФ, может реализовываться гражданином по-разному, исходя из его желаний, потребностей, возможностей и способностей; гражданин имеет право трудоустроиться по трудовому договору и вступить в трудовые правоотношения с любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; либо может реализовать свое право на труд путем самозанятости (индивидуальная предпринимательская деятельность, фриланс, адвокатская деятельность, нотариальная деятельность). В последнем случае граждане сами определяют направления, виды и конкретные формы осуществления своей деятельности, организуют работу по выполнению взятых на себя обязательств и несут ответственность за их надлежащее исполнение. Указанные лица сами регламентируют продолжительность своего рабочего времени и степень нагрузки, они действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности и несут риск неполучения дохода. При этом труд граждан, вступивших в трудовые отношения с работодателем, организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда. В силу данного обстоятельства работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов[28].
Таким образом, законодатель исходит из того, что самозанятые граждане осуществляют трудовую деятельность на свой страх и риск, во многом их занятость (как начало, так и прекращение) зависит от их воли. При этом обычный работник во многом зависит от воли работодателя. Выбор лицом формы занятости всегда влечет за собой определенные правовые последствия, и гражданин должен их учитывать.
Важную роль играет и то, что пособие по безработице не выплачивается за счет средств обязательного социального страхования и не относится к видам страхового возмещения по обязательному социальному страхованию; средства на выплату пособия не формируются за счет какого-либо конкретного налога (сбора), а являются расходным обязательством Российской Федерации, выплачиваются за счет средств федерального бюджета[29]. В этом плане значение приобретает не факт уплаты гражданином (или иным лицом за него) налогов и сборов, а факт отсутствия у лица занятости, основания потери им работы, его статус и т.п. Пособие по безработице имеет своей целью не только компенсировать утрату заработка безработным гражданином и снизить тем самым социальную напряженность, но и служит повышению мотивации гражданина искать работу, сокращать период безработицы, исполнять требования органов службы занятости в плане трудоустройства и т.п.
Размер пособия устанавливается в следующем порядке:
– производится расчет среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы;
– применяется установленный в процентах коэффициент для исчисления размера пособия.
Таким образом, размер пособия определяется в процентном отношении к среднему заработку. Средний заработок рассчитывается в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости[30].
Средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарныхмесяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения. При этом в соответствии с п. 4 Порядка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
– за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
– работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
– в других случаях, указанных в п. 4 Порядка.
В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.
В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения.
Законодатель устанавливает дифференцированный подход к определению размера пособия по безработице: если лицам, указанным в п. 1 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку, то всем иным лицам, в том числе прямо перечисленным в п. 2 рассматриваемой статьи, в размере минимальной величины пособия по безработице.
К таким лицам в том числе отнесены граждане:
– впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
–стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
– уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
–уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;
– граждане, направленные органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.
Таким образом, критерии дифференциации различны и зависят от:
– наличия заработка;
– причины потери работы;
– длительности периода работы или отсутствия работы.
Минимальный размер пособия по безработице согласно п. 2 ст. 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливается ежегодно Правительством РФ исходя из финансовых возможностей государственного бюджета, социально-экономической обстановки, с учетом необходимости максимальной социальной поддержки безработных граждан. На 2015 г. минимальный размер пособия установлен Постановлением Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год»[31] и составляет 850 руб. Заметим, что такая величина пособия сохраняется с 2009 г.