Условия и сроки выплаты пособия по безработице

Пособие по безработице носит целевой характер и призвано компенсировать гражданину утрату постоянного источника дохода вследствие потери работы[32]. Именно поэтому в п. 1 статьи31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»устанавливается условие о назначении пособия по безработице только определенной категории граждан, признанных в установленном порядке безработными. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признание гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления указанных в ст. 3рассматриваемого Закона документов.

Таким образом, только после получения официального статуса безработного гражданин получает право на назначение ему пособия по безработице, а потеря данного статуса автоматически влечет прекращение выплаты пособия по безработице. При этом приостановка выплаты пособия по безработице допускается рассматриваемымЗаконом в ряде случаев и в отношении граждан, обладающих статусом безработных.

Например: судом нарушение порядка перерегистрации в органах службы занятости и порядка прохождения собеседования при поисках работы было признано законным основанием для приостановления выплаты пособия по безработице[33].

Гражданин обязан сообщить о возникновении обстоятельств, которые влекут за собой прекращение статуса безработного (например, о трудоустройстве). Пособие по безработице, полученное гражданином, который хотя и имел статус безработного, но фактически был трудоустроен, подлежит возврату в бюджет как неосновательное обогащение[34].

В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливается перечень лиц, которые не могут быть признаны безработными, следовательно, не могут получать и пособие по безработице. К ним, в частности, относятся пенсионеры по старости, занятые граждане, осужденные к наказанию в виде лишения свободы и т.п.

Таким образом, пособие по безработице может быть назначено только лицам, которые в соответствии с рассматриваемымЗаконом могут быть признаны безработными и признаны таковыми в установленном порядке.

В п. 2 статьи31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»устанавливаются сроки принятия решения о назначении пособия по безработице– такое решение принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Признание гражданина безработным в официальном порядке является юридическим фактом, который влечет за собой правовые последствия, установленные в п. 2 рассматриваемой статьи, а именно принятие решения о назначении пособия по безработице. Таким образом, законодатель связывает воедино два события – принятие решения о признании гражданина безработным и назначение пособия по безработице[35]. При этом речь идет только о принятии решения о назначении пособия, а не о выплате или расчете размера такого пособия.

Само по себе решение о назначении пособия влечет за собой расчет размера пособия в установленном законодательством порядке и дальнейшую выплату пособия безработному гражданину, однако все это возможно только после принятия решения о назначении пособия, которое будет выступать юридическим фактом и повлечет за собой последствия в виде определения размера и выплаты пособия.

Законодатель не разделяет по времени принятие решений, указанных в п. 2 статьи 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», наоборот, в тексте статьи содержится слово «одновременно». Однако, если проанализировать текст статьи в ее буквальном значении, можно заметить некоторое противоречие формулировки п. 2 положениям п. 1 рассматриваемой статьи. Принять решение о назначении пособия одновременно с признанием гражданина безработным нельзя, т.к. назначение пособия допускается только лицам, получившим официальный статус безработного, т.е. назначение пособия возможно только как следствие положительного решения об установлении особого статуса гражданину. В этом случае правильнее говорить о принятии решения об установлении пособия по безработице сразу же за принятием решения о признании гражданина безработным. Законодатель в данном случае желал подчеркнуть неразрывность двух событий по времени, необходимость оперативного принятия мер социальной поддержки безработного гражданина; слово «одновременно» в таком смысловом контексте говорит о последовательном принятии решений без разрыва во времени.

Форму принятия такого решения законодатель не уточняет, поэтому оно может быть оформлено единым актом либо же двумя отдельными, но принимаемыми один за другим при минимальной задержке по времени, т.е. рассматриваемый пункт в скрытой форме делегирует принятие решения о форме и порядке принятия решений о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице соответствующему органу службы занятости населения[36]. На практике решение оформляется изданием соответствующего правоприменительного акта в форме приказа.

В п. 3 статьи31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»устанавливается порядок определения момента времени, с которого назначается пособие по безработице. Само по себе принятие решения о назначении пособия не означает одновременное начисление и выплату такого пособия, законодатель устанавливает принцип индивидуального подхода к каждому безработному гражданину в зависимости от основания прекращения трудового договора с ним, наличия работы до обращения за признанием безработным и т.п. Пособие по безработице носит компенсационный характер, призвано сгладить неблагоприятные последствия отсутствия (утраты) заработка, работы, поэтому назначение пособия должно быть тесно связано с наличием или отсутствием у работника источников компенсации утраты заработка.

По общему правилу пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными, т.е. со дня принятия соответствующего решения.

Изъятие из данного правила касается граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии со ст. 178 ТК РФ устанавливается гарантия в виде выплаты выходного пособия в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

При этом согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Решение органа службы занятости о сохранении в отношении гражданина среднего заработка за третий месяц обязательно для работодателя, а перечень исключительных случаев законом не установлен, поэтому решение принимается индивидуально по каждому безработному гражданину и работодатель при вынесении соответствующего решения выплачивает гражданину средний заработок за третий месяц[37].

Обратим внимание, что сохранение среднего заработка за третий месяц возможно только в исключительных случаях, кроме того, решение органа службы занятости работодатель может обжаловать в суде, вследствие чего решения о сохранении за гражданином заработка за третий месяц весьма часто обжалуются и нередки случаи признания их незаконными[38].

Как видим, за работником, уволенным по вышеуказанным основаниям, закрепляются дополнительные гарантии, направленные на компенсацию неблагоприятных последствий в связи с утратой заработка и работы, поэтому назначение пособия по безработице нецелесообразно, может предоставить ему необоснованные преимущества по сравнению с иными категориями безработных граждан в виде двойной компенсации утраты заработка, что недопустимо исходя из принципов законности, социальной справедливости и обоснованности назначения пособий по безработице.

В связи с этим лицам, указанным в абз. 2 п. 3 статьи 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», пособие начинает начисляться только по истечении указанного в ст. 178 ТК РФ периода времени, то есть, как правило, по истечении двух-трех месяцев, начиная со дня, следующего за днем окончания указанного периода времени.

Принцип социальной справедливости побудил законодателя с целью максимальной защиты граждан от негативных последствий безработицы установить дополнительные меры защиты безработного гражданина, а именно возможность повторного получения пособия по безработице после истечения первого периода, установленного в п. 4 статьи 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[39]. Напомним, что первый период длится 18 месяцев, в течение которого в суммарном исчислении выплата пособия не может превышать 12 месяцев. Если по истечении указанного периода гражданин не был трудоустроен по уважительным причинам, ему пособие может быть назначено ему повторно. При этом на повторный период распространяются правила п. 4 рассматриваемой статьи, устанавливающие максимальные сроки выплаты пособия.

Одновременно законодатель устанавливает максимальную предельную продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину, а именно 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Более названного срока пособие не может быть назначено ни по каким основаниям. Это значит, что назначение пособия по безработице «третьей волной» не допускается.

Наши рекомендации