КС РФ указал, что принцип разделения властей распространяется и на субъекты РФ.
Основные Законы субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральным правовым актам.
2. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Пост. КС РФ от 7 июня 2000 г. №10-П. («1»).
Государственный суверенитет принадлежит только РФ в целом, а субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают.
3. По делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 ФЗ «О национально-культурной автономии» в связи с жалобой граждан А.Х.Дитца и О.А.Шумахер. Пост. КС РФ от 3 марта 2004 г. №5-П. («1»).
Национально-культурная автономия является способом самоопределения и формой самоорганизации этнической общности, оказавшейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории.
На территории субъекта РФ местными национально-культурными автономиями может быть создана только одна региональная национально-культурная автономия граждан, относящих себя к соответствующей этнической общности.
4. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области. Пост. КС РФ от 14 июля 1997 года №12-П. («1»).
Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет равноправного положения обеих сторон, но юрисдикция органов власти края, области распространяется на автономный округ.
5.Пост. КС РФ №16-П от 30 ноября 1995 г. по «калининградскому делу» о проверке конституционности ст.ст. 23 и 24 Временного Положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной думы, утверждённого постановлением областной думы от 8 июля 1994 года.(«1»).
КС РФ указал, что Калининградская областная дума не имела права самостоятельно регулировать уголовно-правовые аспекты статуса своих депутатов, в том числе вопрос об их неприкосновенности, так как эти вопросы составляют компетенцию РФ в целом (пункт «о» ст. 71 КРФ).
- Пост. КС РФ от 3 июля 1993 г. по «мордовскому делу» о проверке конституционности закона Мордовской ССР «Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР» и Указа Президента РФ от 8 апреля 1993. («2»).
КС РФ признал конституционным проверяемый закон Мордовской ССР в силу того, что республика вправе самостоятельно решать вопросы установления и изменения системы своих органов государственной власти; в тоже время КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ Указ Президента РФ, которым решения Верховного Совета Мордовской ССР о введении в действие указанного закона Мордовской ССР признавались противоречащими принципам народовластия. КС РФ подчеркнул, что оценка конституционности законов субъектов федерации не относится к полномочиям Президента РФ.
7. Пост. КС РФ №3-П от 1 февраля 1996 г. по «читинскому делу» о проверке конституционности ряда положений Устава Читинской области («1»).
КС РФ признал неконституционными (не соответствующими ст.10 КРФ) те положения Устава Читинской области, в которых содержались права областной Думы утверждать назначение и освобождение от должности заместителей Главы администрации области и руководителей органов областной администрации.
- Пост. КС РФ №10-П от 31 июля 1995 г. по «чеченскому делу» о проверке конституционности Указов Президента РФ и Постановления Правительства РФ о восстановлении конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики( «1»).
КС РФ, рассмотрев поступившие запросы ( от группы депутатов ГД и членов СФ ФС РФ), прекратил производство по данному делу в части, не подведомственной КС РФ (о содержании военной доктрины, об использовании Вооружёных Сил РФ во внутренних конфликтах); признал неконституционным Постановление Правительства РФ в части, где содержались положения о выдворении за пределы Чечни лиц, представляющих угрозу общественной безопасности, а также о лишении аккредитации журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта.
8. Пост. КС РФ №16-П от 16 ноября 2004 г. по «делу о государственном языке республики» о проверке конституционности п.2 ст.10 закона Республики Татарстан (РТ) «О языках народов Республики Татарстан» и части 2 ст.9 закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан» и некоторых других актов РТ. («1»).
КС РФ пришёл к выводу, что федеральный законодатель вправе регулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, так как они затрагивают интересы всей РФ и конституционные права и свободы всех граждан РФ, а не только лиц проживающих на территории соответствующей республики.
Спорный вопрос о графической основе государственного языка республики в составе РФ может быть урегулирован путём принятия федерального закона.