Административно-правовые отношения.
Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности. Важнейшие среди них следующие:
- обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, с государственным и муниципальным управлением;
- в этих отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями, общественное объединение);
- данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
- в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты.
Юридические факты – конкретные обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями нормы административного права, между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.
Юридические факты делятся:
1. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта.
- правомерные;
- неправомерные действия.
3. События - независят от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и пр.).
- относительные события;
- абсолютные события
Виды административно-правовых отношений.
1. В зависимости от целей управленческой деятельности отношения могут быть:
- регулятивными;
- охранительными (деликтные).
2. По кругу субъектов правоотношения могут быть:
- внутриаппаратными;
- внеаппаратными (общие).
3. По вертикали власти:
- вертикальные — власти подчинения (большая часть адм. правоотношений);
- горизонтальные (отношения координации и согласования).
Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы-субъекты, объект и содержание.
Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:
- административно-правовые нормы, предусматривающие правам обязанности субъекта;
- административная правоспособность и дееспособность субъекта;
- основание возникновения,изменения и прекращения правоотношения.
Правовое положение субъектов определяется объемом и характеромадминистративной правосубъектности.
Элементами правосубъектности являются:
• административная правоспособность – способность субъекта иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления.
Для физ.лица моментом возникновения правоспособности является рождение, а моментом прекращения – смерть, для организации моментом возникновения правоспособности является организация (гос.регистрация), пркращения – ликвидация. Объемп адм.правосопособности у физ. лиц определяется законодательством (общая правоспособность), у организаций – учредительными документами (уставная правоспособность).
• административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.
У организаций дееспособность прибретается одновременно с правоспособностью. У физического лица дееспособность зависит от возраста ответственности (деликтоспособность) и он психического состояния лица.
Виды административной дееспособности ф.л.:
· полная - с 18 лет, однако она может возникнуть у гражданина и до достижения им 18 лет;
· ограниченная - с 16 лет. Именно с этого возраста наступает адм.ответственность (ст. 2.3. КоАП, однако определенные меры дисциплинарного взыскания могут применяться к лицам (детям) возраст которых не уточняется (пр. исключение из школы);
· малолетних – с 7 лет.
По общему правилу все граждане РФ обладают равной адм.дееспособностью. Но на административную дееспособность может влиять наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
На основе адм.правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, опекунов, специально уполномоченных представителей). Но имеются права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами ( право на участие в гос.управлении, воинская обязанность).
Объектом административного правоотношения является то, по поводу чего правоотношение возникает.
В юридической литературе существуют разные мнения по вопросу о том, что является объектом любого правоотношения (в том числе и административного). Одна группа авторов в качестве единственного объекта любого правоотношения признает действия, поведение людей, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы, вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей).
Тем не менее, объектом любого административного правоотношения, в первую очередь, является право, которое нарушается.
Содержание административных правоотношений включает в себя права и обязанности участников правоотношений.
Эти права и обязанности могут иметь абсолютный или относительный характер. Пр. участники дорожного движения. Один из субъектов - водитель, имеющий конкретные права и обязанности, как участник дорожного движения, корреспондирует широкому кругу других участников – участников дорожного движения, обладающих по отношению к нему относительными правами и обязанностями.