Подтема. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТЕМА № 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Тезис:

Предшественником административного права было полицейское право, которое получило свое название от слова «полюс», что обозначало у древних римлян слово «город». Орган же занимающийся управлением города-государства, обеспечивающим его охрану, благоустройство, обеспечения порядка и др. получил название «полюса». С термином же «полиция» отождествлялось внутреннее управление за исключением управления финансами, а также деятельность государства по обеспечению условии безопасности и благосостояния.

Однако это лишь часть тех общественных отношении, которые вошли в предмет изучения административного права. Некоторые исследователи называют эту отрасль права «бюрократическим правом» или «управленческим правом», так как она изучает процессы реализации и функции государственного управления в различных его проявлениях специально на то уполномоченными органами управления. Иначе говоря административное право отрасль права изучающая юридическую сторону, юридические аспекты государственного управления.

Административное право изменялось и развивалось в зависимости от развития государства как такового и науки о государстве. Современное понятие административного права соответствует текущему моменту.

Административное право- это базовая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности исполнительных органов государства. Приведенное определение является наиболее современным, так как именно органы исполнительной власти занимаются реализацией функции государственного управления, то есть государственным управлением.

Административное право является фундаментальной, профилирующей отраслью, отправной для таких отраслей как банковское, налоговое, таможенное и др., так как они изучают отдельные государственные функции, база которых заложена в институтах административного права.

Предметом любой науки являются те общественные отношения, которые она изучает. Предметом административного права являются отношения складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Его можно подразделить на внутренний и внешний.

Внутренний предмет представляет собой отношения складывающиеся между органами исполнительной власти (внутри системы), их отношения с подчиненными им инстанциями и внутриаппаратные отношения (внутри органа)

Внешний предмет составляют взаимоотношения исполнительных органов с физическими или юридическими лицами, а также иными органами государства.

Источники любой отрасли права можно подразделить на 3 основных вида: научные, материальные и нормативно-правовые.

К научным источникам относят труды ученых - административистов, их научные разработки посвященные вопросам государственного управления, научные догмы, доктрины и труды в которых они нашли свое непосредственное отражение.

Материальные источники – это реальные события происходящие на практике, в жизни. Например, необходимость в передаче ряда государственных производственных объектов, а также объектов коммунального хозяйства представляющих собой «балласт», недоходные объекты в частные руки привело к появлению такой меры как приватизация. Потребность в проведении процесса приватизации повлек за собой необходимость ее правовой регламентации.

Нормативные источники представляют собой единую систему нормативно-правовых актов:

1. Конституция Республики Казахстан 1995г.

2. Кодексы и законы:

а) Конституционные законы

Б) Законы Республики Казахстан.

3. Распоряжения и указы Президента Республики Казахстан:

а) Указы, имеющие силу Закона

Б) Указы Президента

4. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра.

5. Приказы министерств, агентств и ведомств.

6. Решения и распоряжения Акима и постановления Маслихата.

Отдельным видом источников административного права являются правовые договора:

1. Международные договора, ратифицированные Парламентом Казахстана.

2. Межправительственные договора.

3.Межведомственные договора.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов.

Правовым институтом является обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения. Административное право состоит из следующих институтов: основы административного права, система исполнительных органов власти, административно-правовой статус физических и юридических лиц, государственная служба, акты управления, административное принуждение и ответственность, административно-правовые режимы и др.

Административное право как дисциплина состоит из двух частей: общей и особенной. В общую часть входят все выше перечисленные институты права, а к особенной относят нормы регулирующие государственное управление в различных отраслях жизнедеятельности общества и государства, а именно в области экономики, обороны, финансов, социальной и иной сферах.

ТЕМА № 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Тезис:

Предшественником административного права было полицейское право, которое получило свое название от слова «полюс», что обозначало у древних римлян слово «город». Орган же занимающийся управлением города-государства, обеспечивающим его охрану, благоустройство, обеспечения порядка и др. получил название «полюса». С термином же «полиция» отождествлялось внутреннее управление за исключением управления финансами, а также деятельность государства по обеспечению условии безопасности и благосостояния.

Однако это лишь часть тех общественных отношении, которые вошли в предмет изучения административного права. Некоторые исследователи называют эту отрасль права «бюрократическим правом» или «управленческим правом», так как она изучает процессы реализации и функции государственного управления в различных его проявлениях специально на то уполномоченными органами управления. Иначе говоря административное право отрасль права изучающая юридическую сторону, юридические аспекты государственного управления.

Административное право изменялось и развивалось в зависимости от развития государства как такового и науки о государстве. Современное понятие административного права соответствует текущему моменту.

Административное право- это базовая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности исполнительных органов государства. Приведенное определение является наиболее современным, так как именно органы исполнительной власти занимаются реализацией функции государственного управления, то есть государственным управлением.

Административное право является фундаментальной, профилирующей отраслью, отправной для таких отраслей как банковское, налоговое, таможенное и др., так как они изучают отдельные государственные функции, база которых заложена в институтах административного права.

Предметом любой науки являются те общественные отношения, которые она изучает. Предметом административного права являются отношения складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Его можно подразделить на внутренний и внешний.

Внутренний предмет представляет собой отношения складывающиеся между органами исполнительной власти (внутри системы), их отношения с подчиненными им инстанциями и внутриаппаратные отношения (внутри органа)

Внешний предмет составляют взаимоотношения исполнительных органов с физическими или юридическими лицами, а также иными органами государства.

Источники любой отрасли права можно подразделить на 3 основных вида: научные, материальные и нормативно-правовые.

К научным источникам относят труды ученых - административистов, их научные разработки посвященные вопросам государственного управления, научные догмы, доктрины и труды в которых они нашли свое непосредственное отражение.

Материальные источники – это реальные события происходящие на практике, в жизни. Например, необходимость в передаче ряда государственных производственных объектов, а также объектов коммунального хозяйства представляющих собой «балласт», недоходные объекты в частные руки привело к появлению такой меры как приватизация. Потребность в проведении процесса приватизации повлек за собой необходимость ее правовой регламентации.

Нормативные источники представляют собой единую систему нормативно-правовых актов:

1. Конституция Республики Казахстан 1995г.

2. Кодексы и законы:

а) Конституционные законы

Б) Законы Республики Казахстан.

3. Распоряжения и указы Президента Республики Казахстан:

а) Указы, имеющие силу Закона

Б) Указы Президента

4. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра.

5. Приказы министерств, агентств и ведомств.

6. Решения и распоряжения Акима и постановления Маслихата.

Отдельным видом источников административного права являются правовые договора:

1. Международные договора, ратифицированные Парламентом Казахстана.

2. Межправительственные договора.

3.Межведомственные договора.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов.

Правовым институтом является обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения. Административное право состоит из следующих институтов: основы административного права, система исполнительных органов власти, административно-правовой статус физических и юридических лиц, государственная служба, акты управления, административное принуждение и ответственность, административно-правовые режимы и др.

Административное право как дисциплина состоит из двух частей: общей и особенной. В общую часть входят все выше перечисленные институты права, а к особенной относят нормы регулирующие государственное управление в различных отраслях жизнедеятельности общества и государства, а именно в области экономики, обороны, финансов, социальной и иной сферах.

Подтема. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тезис:

Административно-правовые нормы это вид правовых норм, представляющая собой общепринятые правила регулирующие отношения в сфере организации и деятельности исполнительной власти закрепленные, санкционированные или установленные государством и обеспечиваемые его принудительной силой.

Административно-правовые нормы обладают рядом специфических признаков:

1. Это управленческие нормы, так как регулируют отношения складывающиеся в процессе управленческой деятельности.

2. Регулируют вопросы должного поведения и субъектов и объектов управления и этим самым воздействуют на их поведение.

3. Защищаются как в судебном, так и во внесудебном порядке.

4. Так или иначе регулируют деятельность исполнительных органов власти и чаще всего ими же принимаются.

Классификация административно-правовых норм возможно по множеству критериев:

1. По методу воздействия:

А) обязывающие, возлагающие те или иные обязанности на субъектов, например государственные служащие обязаны ежегодно сдавать в налоговые органы декларацию о доходах.

Б) запрещающие, устанавливающие определенные ограничения, например, запрещено сотрудникам силовых и правоохранительных структур быть членами политических партий и движении.

В) уполномачивающие, наделяющие правом. Например, граждане Республики Казахстан имеют право на обращения, как в письменном, так и в устном виде в органы государственного управления.

2. По содержанию подразделяются на:

А) Материальные – определяющие права или обязанности.

Б)Процессуальные- регулируют процедуру реализации материальной нормы.

3. По юридической силе нормы подразделяются в зависимости от статуса органа или должностного лица его принявшего. Так их можно подразделить на нормы, действующие по территории всего Казахстана, по области, по району или ведомственные акты.

Срок действия нормы также зависит от того, в каком акте она закреплена.

Административно-правовые отношения, являются видом правовых отношений и представляют собой отношения, складывающиеся в процессе деятельности исполнительной власти, то есть в процесс государственного управления. Они имеют следующие отличительные черты:

Во-первых, одной из сторон этих отношений (или обе) должен быть исполнительный орган государства или должностное лицо, действующее от его имени.

Во- вторых, возникают чаще всего по инициативе одной из сторон.

В-третьих, это «властеотношения».

В-четвертых, споры между сторонами могут регулироваться как в судебном, так и в административном порядке.

Основанием возникновения административных отношений является юридический факт, то есть событие (эпидемия может повлечь введение карантина), действие (административное правонарушение влечет применение мер административного взыскания) или бездействие (неисполнение своих должностных полномочий может повлечь применение дисциплинарного взыскания).

Виды административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные. Горизонтальные – это отношения складывающиеся между субъектами с равным правовым статусом, например министр-министр. Вертикальные отношения это властеотношения одна сторона подчинена второй, например министерство- ведомство.

Субъектами административно-правовых отношении могут быть как физические, так и юридические лица, например гражданин, обращается в акимат с целью получения жилья или объединение подает заявление в Министерство юстиции для регистрации себя в качестве юридического лица. Но как уже отмечалось выше, обязательно хотя бы одной из сторон должен быть исполнительный орган власти, в данном случае Акимат и министерство.

Наши рекомендации