Уполномоченный по гражданским правам
Этот институт, название которого в общепринятом русском переводе звучит гораздо менее выразительно, чем в оригинале (см. об этом в п. 2 § 6 гл. II в Общей части учебника), был учрежден в 1987 г. законом и лишь в 1989 г. получил свое конституционное оформление. Статус его регулируется ныне ст. 36-а Конституции и Законом об Уполномоченном по гражданским правам 1987 г. (в редакции 1991 г.). Тем самым был создан институт парламентского контроля — омбудсман, известный многим демократическим государствам. Особенностью польского законодательства является то, что оно предусматривает существование одного, а не нескольких (по отраслям), Уполномоченного с широкой компетенцией.
Согласно Конституции, Уполномоченный по гражданским правам стоит на страже прав и свобод граждан, определенных в Конституции и других законах. В своей работе Уполномоченный по гражданским правам обязан ограничиваться только индивидуальными делами граждан, но на практике его деятельность намного шире. Согласно закону, Уполномоченный проверяет, не было ли допущено нарушение закона, а также правил социального общежития и социальной справедливости вследствие действий либо бездействия органов, организаций и учреждений, обязанных соблюдать и реализовывать конституционные права и свободы граждан.
В своей деятельности Уполномоченный самостоятелен, независим от других государственных органов и несет ответственность только перед Сеймом, без согласия которого он не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или задержан. Его должность несовместима с иными занятиями и должностями.
Уполномоченный предпринимает предусмотренные законом действия по получении информации, свидетельствующей о нарушении прав и свобод гражданина. Поводом для действий Уполномоченного могут быть заявления граждан или их организаций, органов самоуправления, а также собственная инициатива. Получив заявление, Уполномоченный может принять дело к своему производству, указать заявителю на иные возможные способы действия, передать дело по подведомственности либо же отклонить заявление, уведомив об этом заявителя и заинтересованное лицо. Если Уполномоченный принял дело к своему производству, он может самостоятельно выяснять его обстоятельства либо обратиться с этой целью в органы надзора, прокуратуру, органы государственного, профессионального или общественного контроля или просить Сейм поручить Верховной палате контроля провести соответствующую проверку. По завершении расследования Уполномоченный может:
уведомить заявителя, что факты нарушения прав и свобод гражданина не установлены;
направить представление в орган, организацию или учреждение, нарушившие права и свободы, не нанося ущерба независимости судей;
обратиться в вышестоящий по отношению к нарушителю орган с предложением применить законные меры;
требовать возбуждения гражданского судопроизводства или принять участие в проводимом процессе на правах прокурора;
требовать от компетентного органа возбуждения уголовного дела;
предложить возбудить административное производство, обжаловать решение в административный суд и принять участие в этих производствах на правах прокурора;
внести предложение о наложении взыскания, об отмене вступившего в силу решения об административном правонарушении;
опротестовать любое вступившее в силу судебное решение.
В связи с рассматриваемыми делами Уполномоченный может представлять компетентным органам, организациям и учреждениям оценки и предложения, направленные на обеспечение действенной охраны прав и свобод граждан и совершенствование порядка разрешения их дел. Кроме того, он вправе:
обращаться в компетентные органы с предложениями о выступлении с законодательной инициативой либо об издании или изменении правовых актов, касающихся прав и свобод граждан;
обращаться в Конституционный трибунал с ходатайством о проверке конституционности нормативных актов или о даче общеобязательного толкования законов;
обращаться в Верховный суд с предложением о разъяснении судам определенных законоположений.
Ежегодно Уполномоченный представляет Сейму и Сенату доклад о своей деятельности и о положении с соблюдением прав и свобод граждан. Доклад доводится до всеобщего сведения. Кроме того, Уполномоченный может представлять палатам определенные дела.
Уполномоченный избирается Сеймом с согласия Сената сроком на четыре года по предложению маршала Сейма либо группы депутатов, насчитывающей не менее 35 человек. Эту должность можно занимать не более двух сроков. Уполномоченным может быть польский гражданин, отличающийся своими юридическими познаниями, профессиональным опытом, а также высоким авторитетом с учетом его моральных качеств и чуткости к общественным вопросам. По предложению своего маршала Сейм досрочно отзывает Уполномоченного, если тот отказался от своей должности, стал вследствие своего физического состояния неспособным к ее исполнению либо же нарушил присягу.
Как показывает практика, создание этого института имеет большое значение с точки зрения гарантий прав и свобод человека и гражданина.