Уполномоченный по правам человека в РФ

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения госй защиты прав и свобод граждан; их со­блюдения и уважения госорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченным по правам человека в РФ может быть:

• гражданин РФ не моложе 35 лет;

• обладающий квалификацией в области прав и свобод человека;

• имеющий опыт их защиты.

Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в РФГос Дума ФС РФ большинством го­лосов от общего числа депутатов при тайном голосовании. Кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека могут предложить:

• Президент РФ;

• Совет Федерации;

• депутатские объединения в Госдуме;

• депутаты Госдумы.

Предложенные кандидатуры включаются в список для тайного голосо­вания при согласии не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.

Срок пребывания в должностиУполномоченного по правам человека в РФ - 5 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на данную должность не более чем на два срока. Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права:

• заниматься политической деятельностью;

• любой иной оплачиваемой либо неоплачиваемой деятельностью, кро­ме преподавательской, научной или творческой;

• быть депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, депутатом зако­нодательного (представительного) органа субъекта РФ;

• состоять на госслужбе;

Уполномоченный по правам человека в РФ обладает неприкосновенно­стьюв течение срока, на который был избран. Он не может быть:

• привлечен к уголовной или административной ответственности без со­гласия Госдумы;

• задержан, арестован, подвергнут обыску (за исключением случаев за­держания на месте преступления);

• подвергнут личному досмотру (за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц);

• его служебное и жилое помещение, багаж, транспортные средства, сред­ства связи, документы также обладают неприкосновенностью. Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается отдолжностив случаях:

• занятия деятельностью, несовместимой с его статусом;

• вступления в законную силу в отношении него обвинительного приго­вора суда;

• неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности;

• по личному заявлению.

3. Основной вид деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ-

рассмотрение жалоб граждан РФ (иностранцев, лиц без гражданства) на нарушение прав человека в РФ.

Жалобы подаются на решения или действия (бездействие):

• государственных органов;

• органов местного самоуправления;

• государственных служащих, если ранее они обжаловались в судебном порядке, но заявитель не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Жалобы не принимаются:

• на решения Госдумы и Совета Федерации;

• законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Жалоба должна содержать:

• фамилию, имя, отчество;

• адрес заявителя;

• изложение существа решений, действий (бездействия), нарушавших его права;

• копии решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

После получения жалобы Уполномоченный по правам человека:

• принимает жалобу к рассмотрению;

• разъясняет заявителю средства, с помощью которых он может защи­щать свои права и свободы;

• в случае необходимости передает жалобу госоргану, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенции которых разрешить жалобу по существу;

• мотивированно отказывает в принятии жалобы к рассмотрению (дан­ный отказ не подлежит обжалованию).

Уполномоченный по правам человека может по собственной инициати­ве в пределах своей компетенции принять меры по защите прав и свобод

.граждан:

• в случае грубого и массового их нарушения;

• защиты интересов лиц, не способных по тем или иным причинам за­щищать свои права.

По окончании календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Привит-во РФ, К. Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ.

Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека осуществляется из средств федерального бюджета. Для обеспечения его де­ятельности создается специальный рабочий аппарат. Основной нормативный акт, регулирующий вопросы статуса и дея­тельности Уполномоченного по правам человека в РФ, - ФКЗ "Об Упол­номоченном по правам человека в РФ" от 26.02.97 № 1-ФКЗ.

54. Россия как фед гос-во: основные характеристики.

После подписан. 31 марта 92 г. федерат. договора D и юр. природа РФ. До этого РСФСР явл. формально К. федерацией, т.е отсутств. спец-е. договора, об отношен. Рос. с ее автономными образованиями или к-л. др. тер-ми частями. Они регулир. К. РСФСР, К. АССР и з-ми РФ об автономных обл. и автономных округах. После подписан. Федерат. договора РФ превратилась в К-договорную федерацию. Правовая природа Федер. договора: 1) он имеет ранг К. н-п. акта 2) согласно ст.8 этого договора, он явл. составной частью К. РФ 1978 г. 3) D-я и дополнения в данный раздел К. РФ считались принятыми, если они одобрялись органами законодат. власти не менее чем 2/3 S РФ. Федерат. договор д.б. закрепить перераспределен. предметов ведения и полномочий = федер. органами гос. власти и органами власти S РФ, а не наделять федерацию полномочиями по принципу делегирования их от S центру, т.е снизу вверх. Федерат. договор не определ. и систему федер. органов гос. власти. Их система, структура, порядок организации и компетенция устанавл. К. РФ. Принятие 12.12.93 г. новой К. РФ внесло некотор. коррективы в соотн. Федер. договора и К. РФ- Оставаясь действующим, Федер. договор не включ. теперь в К. РФ в качестве её составной части. Новая К. РФ более четко определ. субординацию = ней и федерат. договором. Во 2 разделе К. РФ записано, что в случае несоотв. положен. К положений Федер. договора действуют положен. К. РФ. Но это не меняет юр. природы РФ как К-договорной федерации, т.к. федерат. договор продолжает действовать наряду с новой К. Более того, К. РФ предусмотрела возможность заключен. двухсторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий = органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ.

Наши рекомендации