Федеральный конституционный суд

Как будет показано ниже, этот орган представляет собой часть судебной системы. Размещен он в Карлсруэ; считается, что территориальная отдаленность от других властных структур, находящихся в Бонне, лучше гарантирует его независимость и беспристрастность. Согласно ст. 93 Основного закона, в его задачу входит разрешение следующих категорий дел:

о толковании Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа и других участников, наделенных Основным законом или регламентом верховного федерального органа собственными правами;

о формальной и содержательной конституционности федерального права или права земель либо о совместимости права земель с федеральным правом по запросу Федерального правительства, правительства земли или 1/3 членов Бундестага;

о соответствии закона требованиям ч. 2 ст. 72 Основного закона, где речь идет об условиях, при которых Федерация может законодательствовать в сфере конкурирующего законодательства;

о расхождениях относительно прав и обязанностей Федерации и земель, особенно при исполнении федерального права землями и осуществлении федерального надзора;

о прочих публично-правовых спорах между Федерацией и землями, между различными землями или внутри земли, если нет иного юридического пути;

о конституционных жалобах частных лиц на нарушение публичной властью какого-либо из основных прав или какого-либо их права, которое содержится в ч. 4 ст. 20 (право на сопротивление попыткам свержения строя), ст. 33 (равенство прав во всех землях, равный доступ к публичным должностям), ст. 38 (избирательные права по выборам в Бундестаг), ст. 101 (подсудность законному судье), ст. 103 (право быть выслушанным судом, запрещение обратной силы включения деяния в число наказуемых и повторной ответственности), ст. 104 (права в случае ограничения свободы и задержания);

о конституционных жалобах общин и общинных союзов на нарушение законом права на самоуправление (закон земли может быть оспорен только в случае, если с жалобой нельзя обратиться в конституционный суд земли);

о прочих делах, предусмотренных Основным законом.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 100, если какой-либо суд сочтет имеющий значение для решения дела закон неконституционным, он должен приостановить производство по делу и, в зависимости от того, какая конституция имеется в виду, обратиться с соответствующим запросом в федеральный конституционный суд или в суд земли, компетентный в вопросах конституционности. Он должен сделать то же, если речь идет о нарушении Основного закона правом земли или о несоответствии закона земли федеральному закону, если в юридическом споре возникают сомнения в том, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли непосредственно для индивида права и обязанности.

Компетенция Федерального конституционного суда может быть расширена федеральным законом.

В ч. 1 ст. 94 установлено, что Федеральный конституционный суд состоит из федеральных судей и остальных членов. Одна половина его членов избирается Бундестагом, а другая — Бундесратом. Они не должны входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства и соответствующих органов земель.

Закон о Федеральном конституционном суде 1951 г. (с последующими изменениями) установил, что Федеральный конституционный суд состоит из двух сенатов, каждый из которых включает восемь судей. Три судьи каждого сената избираются из числа судей высших судебных органов Федерации, имеющих не менее чем трехлетний стаж работы в таких судебных органах. Судья должен быть не моложе 40 и не старше 68 лет. Он должен иметь право на занятие судейской должности, т. е. иметь законченное университетское юридическое образование, включающее профессиональную стажировку. Без каких-либо дополнительных требований судьей может стать штатный профессор права университета, находящегося на территории Германии. С учетом возрастной границы конституционные судьи избираются на 12 лет без возможности переизбрания.

Бундестаг избирает конституционных судей непрямыми выборами. Из своего состава он избирает 12 выборщиков из числа предложенных фракциями. Выборы проводятся по методу д'Ондта. Старейший выборщик созывает всю коллегию и руководит ею, пока не будут избраны все судьи. Для избрания необходимо не менее восьми голосов.

Бундесрат избирает судей 2/3 общего числа голосов.

Бундестаг и Бундесрат поочередно избирают один президента, а другой — вице-президента Суда, которые должны находиться в разных сенатах.

Полномочия члена Федерального конституционного суда, истекшие во время состояния обороны, завершаются через шесть месяцев после его окончания (ч. 1 ст. 115-3 Основного закона).

Компетенция сенатов разграничена, однако в случае перегруженности одного из них она может быть перераспределена пленумом Суда.

Следует подчеркнуть, что Федеральный конституционный суд не возглавляет системы, конституционных судов. Он не вправе контролировать результаты конституционного судопроизводства в землях. Согласно ч. 3 ст. 100, если конституционный суд земли при толковании Основного закона отклонится от решения Федерального конституционного суда или конституционного суда другой земли, ему следует обратиться за решением в Федеральный конституционный суд.

Конституционное положение Федерального конституционного суда и выполнение им конституционных задач не должны, согласно ст. 115-ж, затрагиваться состоянием обороны. Совместный комитет может изменять Закон о Федеральном конституционном суде лишь в той мере, в какой это, по мнению самого Федерального конституционного суда, необходимо для его способности функционировать. До издания такого закона Федеральный конституционный суд может сам принять необходимые меры. Решения в связи с этим принимаются большинством присутствующих судей.

Закон земли может предусмотреть передачу в Федеральный конституционный суд внутриземельных конституционных споров (ст. 99).

Уполномоченный по обороне

(Wehrbeauftragte)

Этот институт был учрежден в 1956 г. В его задачу, в соответствии со ст. 45-6 Основного закона, входит защита основных прав и помощь Бундестагу в осуществлении парламентского контроля.

Каждый солдат имеет право индивидуально обращаться непосредственно к Уполномоченному не только по поводу допущенной в отношении него несправедливости, но и вообще по поводу службы в Бундесвере. Такое обращение не препятствует обращению в суд.

Регламент Бундестага предусмотрел, что Уполномоченный избирается Бундестагом на пять лет тайным голосованием запечатанными бюллетенями. Он должен быть не моложе 35 лет и иметь стаж военной службы не менее года.

Его доклады (обычно ежегодные) президент палаты направляет в комитет по обороне, который затем представляет доклад Бундестагу. Однако по требованию фракции или 5 % общего числа депутатов в повестку дня палаты включается доклад самого Уполномоченного. В таком же порядке Уполномоченный вызывается на заседание Бундестага и ему предоставляется слово при обсуждении его доклада.

Федеральная счетная палата

(Bundesrechnungshof)

Согласно ч. 2 ст. 114 Основного закона, в задачу этого органа входит проверка отчета Федерального правительства об исполнении бюджета и об имуществе и долгах на следующий финансовый год, а также проверка экономности и правильности ведения экономического и бюджетного хозяйства. Независимо от Федерального правительства Федеральная счетная палата должна ежегодно представлять свои отчеты Бундестагу и Бундесрату.

На основе обобщения проводимых ею проверок Палата может консультировать Бундестаг, Бундесрат, Федеральное правительство и отдельных федеральных министров. Президент Палаты является также федеральным уполномоченным по вопросам экономичности в администрации.

Члены Федеральной счетной палаты пользуются судейской независимостью.

Этот орган был создан в соответствии с Законом об учреждении и задачах Федеральной счетной палаты 1950 г., а ныне его статус регулируется Законом о Федеральной счетной палате 1985 г., а также Федеральным бюджетным устройством 1969 г. (с последующими изменениями). Палата представляет собой высший федеральный орган, независимый от Федерального правительства и подчиненный только закону. Она действует в сенатах. Местопребывание Палаты — Франкфурт-на-Майне.

Федеральный банк

Согласно ст. 88 Основного закона, Федерация учреждает валютно-эмиссионный банк в качестве Федерального банка. Его задачи и полномочия могут в рамках Европейского союза передаваться Европейскому центральному банку, который независим и обязан в первоочередном порядке обеспечивать стабильность цен.

Закон о Германском федеральном банке 1957 г. провозгласил независимость Федерального банка от указаний Федерального правительства и вместе с тем его обязанность поддерживать правительственную экономическую политику. Закон возложил на Федеральный банк задачи регулирования денежного обращения и кредитообеспечения экономики, обеспечение стабильности валюты. Он обладает исключительным правом денежной эмиссии.

Федеральный банк содержит кассы Федерации и земель, осуществляя их платежи, и, будучи «банком банков», финансирует коммерческие кредитные учреждения, которые могут занимать у него средства, выдаваемые в качестве кредитов клиентам. Кроме того, он следит за правильностью банковских расчетов внутри страны и за границей.

Судебная система

Согласно ст. 92 Основного закона, власть отправлять правосудие вверена судьям и осуществляется через Федеральный конституционный суд, через предусмотренные Основным законом федеральные суды и через суды земель. В Германии, таким образом, в отличие от стран романской системы права конституционная юстиция рассматривается как часть системы органов, призванных отправлять правосудие.

Федеральные суды. Для Германии весьма характерна полисистемностъ судебной власти. Помимо рассмотренного выше Федерального конституционного суда, на вершине судебной системы находятся указанные в ст. 95 еще пять верховных судов, каждый из которых в отличие от Федерального конституционного суда возглавляет систему соответствующих судов. Это Федеральная судебная палата (суд общей юрисдикции), Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный трудовой суд и Федеральный социальный суд - судьи этих судов назначаются Федеральным президентом по решению, принятому соответствующими федеральными министрами совместно с комитетами по выборам судей, которые состоят из соответствующих министров земель и равного числа членов, избранных Бундестагом. Для обеспечения единства правосудия названные суды образуют совместный сенат, статус которого регулируется Законом о соблюдении единообразия в судебной практике верховных судов Федерации 1968 г.

В ст. 96 предусмотрена, кроме того, возможность создания Федерацией федерального суда по делам правовой защиты промышленной собственности (таким судом является Федеральный патентный суд в Мюнхене). В качестве федеральных создаются военно-уголовные суды для Вооруженных сил. Последние могут осуществлять уголовную юрисдикцию лишь в случае состояния обороны, а также в отношении лиц, состоящих в Вооруженных силах и направленных за границу или находящихся на борту военного корабля. Суды эти подведомственны федеральному министру юстиции, а их профессиональные судьи должны отвечать требованиям, установленным для занятия судейской должности. Для всех вышеуказанных судов Федеральная судебная палата является высшей инстанцией, чем обеспечивается гражданский контроль за решениями этих судов.

Для лиц, состоящих в публично-правовом отношении федеральной службы, Федерация может учредить федеральные суды, рассматривающие дисциплинарные дела и жалобы. Таким судом первой инстанции является Федеральный дисциплинарный суд (находится во Франкфурте-на-Майне), решения которого могут обжаловаться в дисциплинарные сенаты Федерального административного суда.

Федеральный закон, принятый с согласия Бундесрата, может предусмотреть, что по делам, возбужденным на основании ч. 1 ст. 26 Основного закона (деяния, нарушающие мирную жизнь народов), и о защите государства суды земель могут осуществлять федеральную юрисдикцию. Высшие земельные суды компетентны в качестве первой инстанции рассматривать дела о преступлениях против мира, о государственной измене, о посягательствах на конституционные органы, о геноциде; второй инстанцией по этим делам выступает Федеральная судебная палата.

Закон земли может установить, что последней инстанцией по делам о применении права земель являются федеральные судебные палаты (ст. 99).

Согласно ст. 101, чрезвычайные суды запрещаются, а специальные суды могут учреждаться только законом.

Суды в землях. В каждой земле действуют, как правило, три ступени судов общей юрисдикции: участковые суды (Amtsgerichte), земельные суды (Landesgerichte) и высшие земельные суды (Oberlandesgerichte). Специальные суды имеют в землях обычно две ступени (например, трудовые суды и земельный трудовой суд). Высшей инстанцией для всех судов земель являются рассмотренные выше федеральные суды.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские и уголовные дела. В трудовых судах разрешаются конфликты между профсоюзами и союзами работодателей, между работниками и предпринимателями. Административные суды компетентны разрешать административные споры между частными лицами и публичными органами и учреждениями, споры о правах публичных служащих, некоторые споры между территориальными единицами, споры, связанные с запрещением собраний и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением убежища, и ряд иных публично-правовых споров. Социальные суды рассматривают споры, связанные с разного рода социальными выплатами (пенсиями, пособиями и т. п.) и льготами. В финансовых судах рассматриваются споры о налогах, пошлинах и др.

В участковых судах рассматривается большинство уголовных и гражданских дел. Судопроизводство осуществляется, как правило, единоличным судьей. Земельный суд рассматривает по первой инстанции более сложные гражданские и уголовные дела, а также апелляции на решения участковых судов. Высший земельный суд разрешает жалобы на решения земельных судов, проверяя как законность, так и фактическую обоснованность решения (ревизия). Федеральная судебная палата является кассационной инстанцией и контролирует только соблюдение закона.

В отправлении правосудия участвуют также заседатели (eh-renamtliche Richter — почетные судьи), которые в уголовном процессе именуются шёффенами, а в палатах по торговым делам — торговыми судьями. Число шёффенов достигает 40,5 тыс. В судах общей юрисдикции и в трудовых судах обычно председательствует профессиональный судья, и с ним вместе заседают два шёффена, которые пользуются такими же правами. В составах административных, финансовых, социальных судов обычно наряду с двумя заседателями заседают три профессиональных судьи, из которых один председательствует.

Списки кандидатов в шёффены составляются общинами различными способами — путем слепой выборки из картотеки жителей, использования предложений партий и союзов и др. Кандидаты в прочие почетные судьи выдвигаются соответствующими объединениями по интересам — торговыми, ремесленными и т.п. палатами, профсоюзами, объединениями больничных касс и проч. Из этих списков заседатели либо избираются соответствующим избирательным комитетом, либо назначаются компетентными министрами или правительствами. Заседателями могут быть только немцы в возрасте, как правило, от 30 (шёффены — от 25) до 70 лет. Не могут быть заседателями лица, не способные занимать публичные должности или ограниченные судом в распоряжении своим имуществом, физически или душевно дряхлые, занимающие определенные должности (члена правительства, судьи, священника и т. д.). Нельзя состоять шёффеном более восьми лет.

Статус судей. Судьи независимы и подчиняются только закону, — гласит ст. 97 Основного закона. Профессиональные судьи могут быть против своей воли досрочно уволены с должности, временно или постоянно лишены ее либо перемещены или отправлены в отставку только в силу решения суда и только по основаниям и в порядке, установленных законами. Законодательство может определять возрастные пределы, по достижении которых назначенные пожизненно судьи уходят в отставку. При изменении системы судов или их округов судьи могут переводиться в другой суд или освобождаться от должности, однако с полным сохранением содержания.

Если федеральный судья, находящийся в должности или вне ее, нарушит принципы Основного закона или конституционный строй земли, то, согласно ст. 98, по ходатайству Бундестага Федеральный конституционный суд большинством в 2/3 может переместить этого судью на другую должность или отправить в отставку. В случае умышленного нарушения может состояться увольнение.

В землях судьи имеют в основном аналогичный статус. Обжаловать судебное решение относительно своего перемещения, отставки или увольнения судья может в Федеральный конституционный суд.

Подробно статус федеральных судей регулируется Законом о судьях в редакции 1972 г. (с последующими изменениями), который содержит также основные принципы для соответствующего законодательства земель, и Законом о выборах судей 1950 г. (с последующими изменениями). В землях имеется свое законодательство о судьях.

Прокуратура в Основном законе не упоминается. Она создается при судах: федеральная прокуратура во главе с федеральным генеральным прокурором — при федеральной судебной палате, генеральные прокуратуры во главе с генеральными прокурорами — при высших земельных судах, прокуратуры во главе со старшими прокурорами — при земельных судах. При этом федеральный генеральный прокурор подчиняется федеральному министру юстиции, а генеральные прокуроры — министрам юстиции земель.

Задачи прокуратуры связаны главным образом с судами общей юрисдикции и почти исключительно с уголовными делами. Прокуратура принимает информацию о совершенных преступлениях, ведет расследование, предъявляет обвинение и поддерживает его в процессе судебного разбирательства, опротестовывает судебные приговоры, осуществляет надзор за исполнением судебных приговоров, если последнее не отнесено к ведению министерств юстиции или специальных органов в землях.

Наши рекомендации