Российская федерация федеральный конституционный закон

Задачи для обсуждения на семинаре по дисциплине

«Система государственной власти и МСУ»

Э-5-12

Задача 1.

Президент Российской Федерации вернул без подписания принятый Государственной Думой Федеральный закон «О запрете научных исследований в области генной инженерии» в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума преодолела вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона.

Каковы полномочия Президента в области законодательной деятельности?

Президент – глава государства, представляющий его интересы как внутри страны, так и на международной арене. Выступая гарантом Конституции, а также основных прав человека, он не относится к какой-либо ветви власти и координирует деятельность всех высших госорганов.

Полномочия президента классифицируют в зависимости от сфер осуществления его деятельности.

Можно выделить следующие группы:

- по обеспечению конституционного и правового статуса личности;

- во внешней политике; в отношениях с исполнительными органами;

- в области обеспечения безопасности и обороны страны, стабильности общественного порядка;

- в отношениях с исполнительными органами; касающиеся формирования госорганов;

- в отношениях с законодательными органами;

- в военной сфере;

- в иных сферах госдеятельности.

Существуют и другие классификации. Однако общим является то, что все группы полномочий, которые выделяются различными авторами, полностью охватывают сферы деятельности президента.

Полномочия главы государства РФ во внешней политике Обеспечивает суверенитет государства. Является представителем от РФ в отношениях между странами, проводя переговоры и подписывая ратификационные грамоты и международные договоры. Он вправе назначать и отзывать дипломатических представителей.

Полномочия президента в сфере исполнительной власти В РФ орган исполнительной власти – правительство, деятельность которого регулируется конституцией и ФКЗ «О правительстве РФ». Президентом назначается председатель в этот госорган с согласия Госдумы. В случае если предложенные кандидаты будут отклонены трижды, он может распустить палату, провести новые выборы и самостоятельно назначить председателя. Кроме того, по предложению последнего президент утверждает на должность его заместителей и федеральных министров.

Глава государства может председательствовать на проводимых в правительстве заседаниях и, таким образом, непосредственно руководить этим исполнительным органом. В полномочия президента входит руководство деятельностью федеральных исполнительных госорганов, ведающих вопросами безопасности и обороны; предотвращения чрезвычайных ситуаций; иностранных и внутренних дел; а также назначение их руководителей. К таким органам относятся следующие: МИД, МВД, МинЮст, ФСБ и другие. Президент наделен надзорными полномочиями по отношению к исполнительным органам, он имеет право отменить распоряжения и постановления правительства при их противоречии конституции, ФЗ, а также его указам.

Полномочия президента в законодательной сфере Он наделен правом назначения референдумов и выборов в Госдуму. Может внести законопроект; в случае если тот является срочным, то должен быть рассмотрен на внеочередном заседании палаты. Ему предоставлена возможность внесения предложений о поправках в Основной закон и пересмотре его положений. Президент обязан подписывать ФЗ и обнародовать их, чтобы они вступили в силу. У него есть право отлагательного вето в отношении ФЗ.

Полномочия президента по обеспечению обороны Является верховным главнокомандующим. Он обладает правом назначения и освобождения высшего командования. Им издаются указы о призыве на воинскую службу граждан. При агрессии в отношении РФ либо непосредственной угрозе вводит на территории государства военное положение, информируя об этом парламент. Имеет право присвоения высших воинских званий и награждает государственными наградами.

Срок полномочий президента С 2008 года в РФ он составляет 6 лет. Кандидат может быть переизбран, но следует иметь в виду, что Конституцией запрещены выборы одного и того же лица более 2 раз подряд

Обязан ли Президент в любом случае подписывать закон, если его вето преодолено Государственной Думой?

Если Президент накладывает вето, то оно может быть преодолено лишь квалифицированным большинством Совета Федерации и Государственной Думы. Единственным исключением являются федеральные конституционные законы, лишь они не могут быть отклонены Президентом

Задача 2.

В рамках предусмотренной ст. 111 Конституции России процедуры Президент РФ внес в Государственную Думы Федерального Собрания РФ кандидатуру Петрова В.В. для рассмотрения и дачи согласия при назначении на должность Председателя Правительства РФ, однако Государственная Дума Федерального Собрания РФ отклонила представленную кандидатуру. Президент РФ повторно внес кандидатуру Петрова В.В., Государственная Дума Федерального Собрания РФ вновь отклонила представленную кандидатуру. Президент РФ и в третий раз для рассмотрения и дачи согласия внес кандидатуру Петрова В.В.

С точки зрения конституционного законодательства и судебной практики оцените правомочность действий Президента РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ?

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Задача 3.

Заместитель Председателя Государственной Думы В.В. Жириновский во время заседания Совета Государственной Думы допустил высказывания, носившие националистический характер, направленные на возбуждение национальной вражды. Эти высказывания были воспроизведены им в интервью газете «Завтра». В связи с указанными фактами Генеральным прокурором РФ было возбуждено уголовное дело по статье 282 часть 2 Уголовного кодекса РФ и материалы дела вместе с подготовленным обвинительным заключением были представлены в Государственную Думу для получения согласия на передачу дела в суд.

Что такое депутатский индемнитет и иммунитет, какова цель их юридического закрепления и правовое содержание?

Депутатский (парламентский) иммунитет-неприкосновенность депутата, элемент статуса парламентария, в течение всего срока их полномочий. Что это означает-депутаты ГД и члены СФ не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты ФС, за исключением случаев задержания на месте преступления или когда это предусмотрено ФЗ. Неприкосновенность также распространяется на жилые, служебные помещения, переписку, транспортные средства, документы, средства связи. Иммунитет служит охране личности парламентария, способствует его беспрепятственной деятельности.
Индемнитет-вознаграждение парламентария, выражающееся в виде заработной платы, других материальных благ, гарантий (например, мед. страхование, освобождение от военных сборов)

Может ли В.В. Жириновский быть привлечен к уголовной ответственности по части 2 статьи 282 УК РФ?

В конституционном праве различаются две составляющие депутатской неприкосновенности — индемнитет и иммунитет. Индемнитет означает, что депутат не несет юридической ответственности за свои действия в качестве парламентария, т. е. за внесение законопредложений, законопроектов и поправок к ним, обращения с депутатскими запросами, выступления с парламентской трибуны, голосование тем или иным образом на пленарных заседаниях парламента, высказывания и голосования в парламентских комитетах и комиссиях и т. п. как в период осуществления депутатских полномочий, так и после окончания их срока.

Индемнитет имеет целью обеспечение независимости позиции депутата по любым рассматриваемым в парламенте вопросам. Он проистекает из конституционных принципов народного представительства и свободного мандата, в соответствии с которыми депутат является представителем всего народа, а не партии, от которой он избран, или голосовавших за него избирателей. В парламенте он призван отстаивать интересы всего народа, руководствуясь при этом исключительно своей совестью, поэтому не должен нести за свои действия никакой формализованной ответственности — уголовной, административной, дисциплинарной и т. п.

Задача 4.

Депутат Государственной Думы А.А. Петров был вызван к следователю прокуратуры в качестве свидетеля по делу Грачнева А.С., занимавшего должность главы одного из муниципальных районов, где находится общественная приемная Петрова А.А. Грачневу А.С. вменялись в вину злоупотребления должностным положением, получение взяток и ряд других нарушений, в том числе и нецелевое использование средств, выделявшихся для обеспечения работы общественной приемной депутата Петрова А.А. Следователь предложил Петрову А.А. дать показания о некоторых обстоятельствах, связанных с расходованием этих средств и существенных для расследуемого дела. Против допроса Петрова А.А. категорически возражает обвиняемый.

Обязан ли депутат дать показания по делу в качестве свидетеля?

Нет, не обязан. Давать показания-право, а не обязанность. Это не только депутатов касается.

Кроме того вправе отказаться от дачи свидетельских показаний - депутаты законодательных органов — в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий

Задача5.

Президент одной из республик (субъект Российской Федерации) ввел на территории данного субъекта военное положение, мотивируя своё решение появлением на его территории банды вооружённых террористов.

Законны ли действия высшего должного лица субъекта Российской Федерации, какова процедура введения военного положения на части территории Российской Федерации?

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ

Статья 4. Введение военного положения

1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

дата и время, с которых начинает действовать военное положение;

границы территории, на которой вводится военное положение.

3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.

7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Задача 6.

Губернатор области в одностороннем порядке своим постановлением делегировал главе муниципального образования ряд государственных полномочий. Однако тот отказался их реализовать, сославшись на отсутствие необходимого финансирования.

Оцените действия должностных лиц с позиции их соответствия требованиям законодательства. Какие условия должны быть соблюдены при делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

?. Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции:

§ отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;

§ отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.

Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

§ ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;

§ определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;

§ контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;

§ распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Они имеют право:

§ передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицамв хозяйственное ведение: собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;

§ сдавать имуществов аренду, то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату;продавать имущество;

§ приватизировать - по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

Задача 7.

На заседании представительного органа сельского поселения из девяти предусмотренных уставом поселения и избранных депутатов присутствовало пятеро. Депутаты утвердили бюджет сельского поселения на следующий финансовый год, заслушали информацию заместителя главы поселковой администрации о ходе выполнения плана по благоустройству поселка, упразднили одну из постоянных комиссий совета и внесли по этому поводу соответствующее изменение в устав о местном самоуправлении поселка.

Правомочны ли данные решения представительного органа сельского поселения?

Наши рекомендации