Система выборов представительных органов земель и органов местного самоуправления

Регулирование выборов в землях и единицах местного самоуправления подчас заметно разнится. Приведем лишь отдельные основополагающие нормы избирательного права отдельных земель, что позволит составить хотя бы фрагментарное представление о проблеме, ибо для целостного анализа пока что у нас нет необходимого нормативного и литературного материала.

Согласно ч. 4 и 6 ст. 26 упомянутой Конституции Баден-Вюртемберга, предусмотренные ею народные выборы являются всеобщими, свободными, равными, непосредственными и тайными и должны проводиться только по воскресеньям. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 28 на выборах в ландтаг (парламент земли) должна применяться смешанная мажоритарно-пропорциональная система, а заградительный пункт не может превышать 5 % действительных голосов, поданных на территории земли. В общинах, согласно ч. 2 ст. 72, если выдвинуто более одного списка кандидатов, выборы должны проводиться по пропорциональной системе.

Подобные же нормы содержатся в конституциях ряда других земель, например Свободного государства Саксонии от 27 мая 1992 г., Гессена от 1 декабря 1946 г.

Выборы в Европейский парламент

Германия имеет в Европейском парламенте 99 мест. Согласно Закону о выборах в Европейский парламент от Федеративной Республики Германии 1978 г. в редакции 1994 г., активное избирательное право принадлежит всем германским избирателям, а также избирателям из других стран — членов Европейского союза, находящимся в Германии. Выходцы из этих стран, не обладающие на родине избирательным правом, не могут голосовать и в Германии. Избираться могут германские граждане, обладающие активным избирательным правом и состоящие в гражданстве не менее двух лет, а также граждане других стран — членов Европейского союза, обладающие на родине пассивным избирательным правом.

Депутаты Европейского парламента избираются по пропорциональной системе по многомандатным избирательным округам.

Референдум

В Основном законе федеральный референдум упоминается только в связи с переформированием структуры Федерации в ст. 29, где предусмотрены две формы референдума — консультативная (Volksbefragung — народный опрос) и постановляющая (Volksentscheid — народное решение). Возможен петиционный референдум. Конституционные нормы изложены в Общей части учебника (п. 5 § 1 гл. XI).

В Законе о процедуре референдума, народной инициативы и народного опроса, проводимых в соответствии со ст. 29 Основного закона, 1979 г. указано, что предметом референдума является закон о новом территориальном делении и что день голосования устанавливается министром внутренних дел, а проводится оно во многом по нормам федерального избирательного закона, регулирующего выборы в Бундестаг.

Процедура народной инициативы может быть осуществлена по ходатайству о ее разрешении, подписанному лично не менее чем 1 % избирателей, участвовавших в последних выборах в Бундестаг и проживающих на территории, о судьбе которой предстоит принять решение. Предметом народной инициативы является акт о приобретении территорией принадлежности к какой-то одной земле. Участвовать в народной инициативе могут лишь лица, имеющие право избирать в Бундестаг и не менее трех месяцев владеющие жилищем на данной территории. Регистрация таких лиц осуществляется специальным органом в течение двух недель в добровольном порядке.

Предметом народного опроса является принятый закон об изменении принадлежности территории к той или иной земле. Вопрос следует формулировать так, чтобы на него избиратель мог однозначно ответить, желает он изменения принадлежности территории или сохранения прежней.

Согласно ст. 26 Конституции земли Баден-Вюртемберг, народные голосования должны быть всеобщими, свободными, равными, непосредственными и тайными, участие в них является гражданским долгом и волеизъявление избирателя заключается только в словах «да» или «нет».

Конституция Свободного государства Саксонии предусматривает в ст. 72, что если ландтаг в течение шести месяцев не согласится с законно заявленной народной инициативой, ее авторы могут обратиться с петицией о референдуме (Volksbegeh-ren) и в случае поддержки ее в течение шести месяцев не менее чем 450 тыс. и не более чем 15 % избирателей в последующие три — шесть месяцев ландтаг должен провести референдум (Volksentscheid), на который может вынести и свой контрпроект. С согласия инициаторов срок проведения референдума может быть увеличен или сокращен. Избиратель на референдуме должен ответить «да» или «нет», и для решения необходимо большинство поданных действительных голосов.

Наши рекомендации