Генеральный совет судебной власти
Согласно ч. 2 и 3 ст. 122 Конституции, этот орган призван управлять судебной властью. Конечно, он не может предписывать судам, какие им принимать решения по делам своей юрисдикции, но он влияет на формирование органов судебной власти и обеспечивает их надлежащее функционирование. Генеральный совет судебной власти не является судебным органом, его можно считать руководящим органом судейско-прокурорского сообщества.
Конституционное определение этого органа говорит о его значении. Подробнее его статус был урегулирован сначала Органическим законом о Генеральном совете судебной власти 1980 г., а затем кн. II Органического закона о судебной власти 1985 г. Принятие последнего акта в испанской литературе рассматривается как самая значимая реформа после предпринятой в 1870 г. Законом об организации судебной власти. В основных чертах статус Генерального совета описан в Общей части учебника (см. п. 4 § 1 гл. X).
Акты Генерального совета судебной власти о назначении председателей судебных органов и магистратов издаются в форме королевских декретов: подписываются Королем и контрасигнуются министром юстиции. Судей Генеральный совет назначает своим постановлением (Orden). Эти акты публикуются в «Болетин Офисьяль дель Эстадо».
Ежегодно Генеральный совет направляет Генеральным кортесам и Правительству доклад о состоянии и деятельности органов судебной власти. В необходимых случаях Председатель и члены Генерального совета могут выступать в палатах Генеральных кортесов по поводу представленного доклада.
Судебная система
Конституция в ст. 117 гласит, что правосудие исходит от народа и осуществляется именем Короля судьями и магистратами, которые, входя в состав судебной власти, независимы, несменяемы, ответственны и подчиняются только власти закона. Их нельзя уволить, отстранить от должности, переместить или отправить на пенсию, кроме как в случаях и с гарантиями, указанными в законе.
Осуществлять юрисдикционные полномочия при любой форме процесса могут исключительно определенные законом суды и трибуналы, и делают они только это. Основу организации и деятельности трибуналов образует принцип юрисдикционного единства. Военно-судебные органы должны действовать строго в конституционных и законных рамках, а чрезвычайные трибуналы запрещаются.
Следует обратить внимание на то, что испанская терминосистема различает суды и трибуналы, судей и магистратов. Институты, обозначенные первыми терминами, занимают более низкий уровень.
Органический закон о судебной власти, утверждая безусловное верховенство Конституции при отправлении правосудия предусматривает, что в случае, если судебный орган считает подлежащий применению в конкретном деле закон эвентуально не соответствующим Конституции и истолковать его в конституционном духе никак не удается, то направляет вопрос об этом в Конституционный трибунал. Во всех случаях, когда по закону допускается кассационное обжалование вынесенного судебного решения, нарушение конституционного предписания считается достаточным обоснованием жалобы. Разрешает такую жалобу только Верховный трибунал.
Судьи и трибуналы не применяют правоположений, противоречащих Конституции, закону или вышестоящей норме.
Окончательные решения судей и трибуналов общеобязательны, равно как и их требования о содействии во время процесса и исполнения решений (ст. 118 Конституции).
Согласно ст. 119 Конституции, правосудие бесплатно, когда об этом постановит закон в отношении тех, у кого нет достаточных средств для ведения своего дела в суде.
В ст. 120 Конституция предусматривает публичность судебных действий, кроме случаев, определенных процессуальными законами. Решения всегда мотивируются и оглашаются публично.
Судопроизводство ведется преимущественно устно, особенно по уголовным делам. При этом используется официальный язык государства (кастильское наречие испанского языка), однако возможно и использование официального языка соответствующего автономного сообщества, если ни одна из сторон не возражает, ссылаясь на его незнание или недостаточное знание. Стороны, их представители и адвокаты, свидетели и эксперты могут в любом случае выступать и представлять документы на языке автономного сообщества.
Ущерб, причиненный судебной ошибкой, а также являющийся последствием ненормального функционирования судебной администрации, подлежит возмещению за счет государства (ст. 121 Конституции).
Конституция в ст. 125 управомочивает граждан непосредственно участвовать (буквально: осуществлять народное действие — accion popular) в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей, а также в трибуналах обычного и традиционного права. По Органическому закону о судебной власти функция присяжного заседателя обязательна и подлежит вознаграждению. Этот институт урегулирован Органическим законом о трибунале присяжных 1995 г., согласно которому такому трибуналу подсудны дела о преступлениях против личности, чести, свободы и безопасности человека, о должностных преступлениях и о поджоге. Состав трибунала включает председательствующего профессионального судью, девять присяжных заседателей и двух запасных. Присяжным заседателем может быть любой испанец, достигший возраста 18 лет, умеющий читать и писать и не страдающий физическими или психическими недостатками, препятствующими осуществлению данной функции.
Статус судей и магистратов. В соответствии со ст. 127 Конституции магистраты и судьи, а также прокуроры, пока находятся на службе, не могут занимать другие публичные должности, принадлежать к политическим партиям или профсоюзам. Для них законом предусмотрено свое профессиональное объединение. Устанавливаемая законом несовместимость мандатов, должностей и занятий сотрудников судебной власти должна обеспечить их полную независимость. Профессиональные судьи и магистраты образуют единый корпус (ч. 1 ст. 122 Конституции).
Органический закон о судебной власти установил их несменяемость, а также запретил трибуналы чести.
Верховный трибунал. Согласно ст. 123 Конституции, юрисдикция этого органа распространяется на всю Испанию, и он представляет собой высший юрисдикционный орган для всех ветвей судебной власти, кроме конституционных гарантий. Председатель его назначается Королем по предложению Генерального совета судебной власти.
Верховный трибунал состоит из пяти палат: 1) по гражданским делам; 2) по уголовным делам; 3) по делам об административных спорах; 4) по социальным делам; 5) по делам о воинских преступлениях, регулируемым главным образом специальным законодательством.
Национальное присутствие. Этот судебный орган обладает юрисдикцией также на территории всей страны. Его председатель приравнен к председателю палаты Верховного трибунала, а председатели палат — к магистратам Верховного трибунала. В составе Национального присутствия три палаты: по уголовным делам, по делам об административных спорах, по социальным делам.
Высшие трибуналы правосудия. Эти судебные органы действуют на территории автономных сообществ и выносят решения их именем. В каждом таком трибунале создаются палаты: по гражданским и уголовным делам; по делам об административных спорах; по социальным делам. Председатели этих трибуналов одновременно возглавляют палаты по гражданским и уголовным делам и приравнены к магистратам Верховного трибунала.
Палаты всех вышеперечисленных судов могут разделяться ва секции.
Провинциальные присутствия. Они действуют в провинциях и выносят решения их именем. Присутствия могут создавать секции для судебных округов (partidos judiciales) вне центра провинции. В этом случае председатель присутствия возглавляет первую секцию.
Провинциальное присутствие и другие трибуналы могут действовать в качестве суда присяжных.
Низовые суды. Низовое звено судебной системы составляют суды первой инстанции и расследования (Juzgados de Primeга Instancia e Instruccion), уголовные суды, суды по административным спорам, социальные суды, суды по пенитенциарному надзору (они рассматривают дела об исполнении наказаний лишением свободы и мер пресечения, охране прав и интересов заключенных, осуществляют судебный контроль за применением дисциплинарной власти в пенитенциарных учреждениях) и суды по делам несовершеннолетних.
Суды первой инстанции и расследования создаются по одному или более в судебных округах, размещаются в их центрах и именуются по названию той муниципии, где находятся. В столице создаются один или несколько центральных следственных судов, чья юрисдикция распространяется на всю страну и которые расследуют дела, подлежащие рассмотрению в палате по уголовным делам Национального присутствия или центральных (т. e. низовых в столице) уголовных судах.
В каждой провинции, а при необходимости в отдельных населенных пунктах, создаются по одному или несколько судов по административным спорам; каждый из них компетентен в масштабе всей провинции. Кроме того, в каждой провинции создаются один или несколько социальных судов, компетентных в масштабе всей провинции. Для центра провинции может быть создан такой особый суд. В порядке исключения может быть создан один административный или социальный суд для нескольких провинций в рамках одного автономного сообщества. То же относится к судам по пенитенциарному надзору и судам по делам несовершеннолетних.
Военная юстиция. Ее юрисдикция ограничена деяниями строго военного характера, которые определены как воинские преступления Военно-уголовным кодексом, и основаниями, вытекающими из осадного положения.
Мировые суды. Эти суды создаются в тех муниципиях, где нет судов первой инстанции и расследования. Несколько таких судов могут иметь общий секретариат.
Мировым судьей может быть назначено лицо, не имеющее степени лиценциата права (т. e. высшего юридического образования), но отвечающее требованиям, установленным для поступления на судебную службу, не подпадающее под правила о неспособности или несовместимости. Мировым судьям, однако, разрешается иная профессиональная или коммерческая деятельность.
Прокуратура. В ее задачу, согласно ст. 124 Конституции, входит без ущерба для компетенции других органов содействие органам правосудия в защите законности, прав граждан и охраняемого законом публичного интереса по долгу службы или по заявлениям заинтересованных лиц. Она также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения общественного интереса. Свои функции прокуратура осуществляет через собственные органы согласно принципам единства действий и иерархической подчиненности и в любом случае связана принципами законности и беспристрастности. Генеральный прокурор государства назначается Королем по предложению Правительства и по заслушании Генерального совета судебной власти.
Законом 1981 г. утвержден Органический устав прокуратуры. Помимо центральных органов прокуратуры, в ее состав входят прокуратуры, действующие при трибуналах — от Верховного и Конституционного до провинциальных присутствий. Кроме того, существует специальная прокуратура для предупреждения и подавления незаконного оборота наркотиков. Особое положение в системе прокуратуры занимает отмеченная выше прокуратура при Счетном трибунале.
Адвокаты и поверенные (Procuradores). Адвокаты профессионально осуществляют защиту сторон во всех видах процесса, оказывают содействие и консультирование по юридическим вопросам. Адвокатом может быть только лицо, имеющее степень лиценциата права. Действуя в судах и трибуналах, адвокаты свободны и независимы, подчиняются принципу доброй совести, пользуются правами, гарантирующими достоинство их функции и охрану свободы выражения и защиты.
Что касается поверенных, то закон не требует от них высшего юридического образования. Тем не менее, как правило, только они могут представлять стороны при любом типе процесса.
Как адвокаты, так и поверенные обязаны хранить в тайне факты или сведения, ставшие им известными при осуществлении профессиональной деятельности. Нельзя обязывать их сообщать о таких фактах или сведениях.
Адвокаты и поверенные должны входить в состав соответствующих профессиональных коллегий, кроме случаев, когда они состоят на службе публичных администраций или публичных корпораций.
По трудовым делам и делам о социальном страховании представительство должно осуществляться состоящими в коллегиях специалистами, имеющими высшее образование в социальной области.
Судебная полиция. Испанская конституция принадлежит к числу немногих, которые упоминают данный институт. Согласно ст. 126, судебная полиция подчиняется судьям, трибуналам и прокуратуре при осуществлении ими своих функций по расследованию преступлений, обнаружению и обезвреживанию лиц, совершивших преступные деяния. Наряду со специальными подразделениями судебной полиции Органический закон о судебной власти обязывает любое лицо, состоящее на службе в силах или учреждениях безопасности, выполнять в случае необходимости функции судебной полиции.