Организация работы в сфере правовой статистики и специальных учетов

Обеспечение объективной статистической информацией струк­тур государственной власти и субъектов правовой статистики во многом зависит от надлежащей организации работы. Согласно ста­тьям 6 и 7 Закона Комитет формирует государственную правовую статистику, ведет специальные учеты, за исключением оператив­ных, ведомственных учетов и учета лиц, сотрудничающих на кон­фиденциальной основе с органами.

Государственная правовая статистика и специальные учеты осуществляются на принципах:

1. единства управления государственной правовой информаци­онной статистической системой;

2. целостности, объективности, достаточности, стабильности и сопоставимости правовой статистической информации;

3. доступности и открытости правовой статистической инфор­мации в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан;

4. неукоснительного соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства.

С учетом этих принципов Комитет по правовой статистике и специальным учетам должен в первую очередь уделять внимание организации работы его территориальных органов, оказывать им практическую помощь с тем, чтобы своевременно вскрывались и предупреждались упущения и недостатки в их работе.

Особого внимания требует работа по планированию, повышению эффективности проверок деятельности территориальных органов правовой статистики, субъектов правовой статистики и специальных учетов, а также контроль за фактическим исполнением дела.

Компетенция уполномоченного органа предусмотрена в ст.6 Закона «О государственной правовой статистике и специальных учетах» от 22 декабря 2003 г. В соответствии с ним в целях реа­лизации государственной политики в области формирования госу­дарственной правовой статистики и ведения специальных учетов Комитет по правовой статистике и специальным учетам:

1. формирует государственную правовую статистику;

2. ведет специальные учеты, за исключением оперативных и ведомственных учетов и учета лиц, сотрудничающих на конфи­денциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятелность;

3. осуществляет надзор за целостностью, объективностью, до­стоверностью, достаточностью сведений государственной правовой статистики и специальных учетов, предоставляемых субъек­тами правовой статистики и специальных учетов, а также опреде­ляет методику сбора, регистрации, обработки, накопления, свода и хранения информации в данной сфере;

4. проводит правовые статистические наблюдения;

5. осуществляет информационно-аналитическую деятельность в сфере правовой статистики и специальных учетов;

6. ведет учет проверок, проводимых уполномоченными госу­дарственными органами, осуществляющими контрольные и над­зорные функции;

7. разрабатывает и реализует программы по развитию государственной правовой статистики и специальных учетов;

8. взаимодействует с государственными органами по вопросам правовой статистики и специальных учетов;

9. осуществляет международное сотрудничество в области правовой статистики и специальных учетов;

10. координирует статистическую деятельность государственных органов при разработке и реализации программ государственной правовой статистики и специальных учетов;

11. разрабатывает статистические принципы и стандарты, мето­дику в сфере государственной правовой статистики и специальных учетов;

12. разрабатывает нормативные правовые акты по вопросам правовой статистики и специальных учетов, обязательные для всех субъектов правовой статистики и специальных учетов

Комитет и его территориальные органы в пределах своих пол­номочий имеют право:

1. получать безвозмездно от субъектов правовой статистики и специальных учетов правовую статистическую информацию по вопросам государственной правовой статистики и ведения специальных учетов, ведомственную статистическую отчетность, документы и формы первичного учета, а также другую информацию для производства статистических данных и ведения специальных учетов;

2. осуществлять контроль и надзор за целостностью, объектив­ностью, достоверностью и достаточностью правовой статистиче­ской информации, предоставляемой субъектами правовой стати­стики и специальных учетов, без вмешательства в процессуальную деятельность суда и органов уголовного преследования;

3. осуществлять комплекс контрольных и надзорных мер, направленных на выявление и устранение нарушений законодательства Республики Казахстан в области правовой статистики и спе­циальных учетов;

4. вносить представления в целях устранения нарушений законности по вопросам правовой статистики и специальных учетов;

5. отказывать в регистрации актов о назначении проверок хо­зяйствующих субъектов в случаях выявления нарушений законо­дательства Республики Казахстан при их назначении;

6. осуществлять иные права в соответствии с законами Респу­блики Казахстан

7. Комитет и его территориальные органы в пределах своих пол­номочий обязаны обеспечить:

8. сбор, обработку, накопление, свод и актуализацию информа­ции в сфере государственной правовой статистики и ведения спе­циальных учетов;

9. согласование и утверждение программы проводимых право­вых статистических наблюдений с центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство государственной стати­стикой;

10. правовой статистической информацией государственных органов;

11. на безвозмездной основе правовой статистической инфор­мацией, сведениями специальных учетов субъектов правовой статистики и специальных учетов в пределах, объемах и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

12. информационно-справочное обслуживание физических и юридических лиц в пределах, объемах и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Республики Казахстан за счет их средств, поступающих в республиканский бюджет в соответ­ствии с законодательством Республики Казахстан;

13. сохранность получаемых сведений, составляющих государ­ственные секреты и охраняемые законом тайны;

Комитет и его территориальные органы также обязаны пресе­кать факты нарушений учетно-регистрационной и отчетной дея­тельности. В борьбе с преступностью определенные проблемы возникают при приеме, учете и регистрации преступлений. На практике нередки случаи, когда отдельные должностные лица с целью показа мнимого благополучия в борьбе с преступностью избегают регистрации нераскрытых преступлений.

Определенные права имеют и субъекты правовой статисти­ки и специальных учетов. Так, в пределах своих полномочий они имеют право:

1. вносить предложения о мерах по совершенствованию госу­дарственной правовой статистики и специальных учетов;

2. проводить ведомственные правовые статистические наблю­дения и вести оперативные, ведомственные учеты, предназначен­ные для обеспечения оперативно-розыскной и служебной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В то же время субъекты правовой статистики и специальных учетов обязаны:

1. предоставлять уполномоченному органу информационно-учетные документы, иные необходимые материалы и сведения в порядке, пределах, объемах и в сроки, которые установлены уполномоченным органом;

2. обеспечивать целостность, объективность, достоверность и достаточность правовой статистической информации и в пределах своих полномочий осуществлять контроль за полнотой и достовер­ностью отражения правовой статистической информации;

3. обеспечивать сохранность получаемых сведений, составля­ющих государственные секреты и охраняемую законом тайну;

4. регистрировать акты о назначении проверок, проводимых в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Данным законом также гарантированы права физических и юридических лиц. Так, в ходе регистрации, накопления, обработ­ки, хранения и предоставления правовой статистической инфор­мации уполномоченным органом принимаются меры, предусмо­тренные законодательством Республики Казахстан, по охране сведений, составляющих государственные секреты и охраняемую законом тайну.

Правовая статистическая информация о конкретных явлениях, процессах и лицах, составляющих данные следствия и дознания, не подлежит разглашению. Она может быть предана гласности с разрешения следователя, дознавателя, прокурора и суда в том объ­еме, в каком ими будет признано это возможным, если это не противоречит интересам расследования и не связано с нарушением прав, свобод, охраняемых законом интересов других лиц. В целях соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства обеспечивается сохранность всей первичной правовой статистической информации, предоставлен­ной в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган обязан обеспечить каждому граждани­ну возможность ознакомиться с затрагивающими его права, сво­боды и интересы сведениями, содержащимися в отношении его в специальных учетах. Факт незаконного внесения сведений о нем в специальные учеты может быть обжалован в порядке, установлен­ном законодательством Республики Казахстан.

Правовая учетная регистрация осуществляется уполномо­ченным органом и его территориальными органами путем приема, учета и систематизации гражданско-правовой, уголовно-правовой и административно-правовой документированной информации.

Специальные учеты предназначены для информационного обеспечения:

1. деятельности государственных органов по совершенствова­нию законодательства Республики Казахстан;

2. правоприменительной деятельности государственных органов;

3. физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Уполномоченный орган осуществляет также ведение следую­щих видов специальных учетов:

1. лиц, совершивших преступления, привлекаемых к уголовной ответственности;

2. дактилоскопический учет задержанных, арестованных и осужденных;

3. лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда и отбытия на казания;

4. без вести пропавших лиц;

5. трупов, личность которых не установлена;

6. лиц, привлеченных к административной ответственности;

7. лиц, признанных судом недееспособными;

8. лиц, лишенных права занимать определенные должности;

9. лиц, совершивших коррупционные правонарушения;

10. всех проверок деятельности хозяйствующих субъектов;

11. лиц, привлеченных к ответственности за совершение экс­тремизма, и организаций, признанных судом экстремистскими.

Объектом специального учета на территории Республики Ка­захстан может быть физическое лицо независимо от происхожде­ния, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, гражданства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объеди­нениям, места жительства или любых иных обстоятельств, а так­же юридическое лицо. Не требуется согласие объекта учета для включения сведений о нем в систему специальных учетов уполно­моченного органа, если иное не предусмотрено законом. Не тре­буется согласие объекта учета на использование сведений о нем государственным органом при решении задач, входящих в его ком­петенцию, если иное не предусмотрено законом.

Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения лица, а также факт изменения этих данных лицом, равно как и сами прежние данные, не являются личной или семейной тайной. Лицо не вправе запрещать или разрешать включение этих, а также иных сведений, полученных законным путем, в специальные учеты.

Создание в Генеральной прокуратуре независимого информа­ционно-статистического органа стало оптимальным средством ре­шения важных проблем. Наполненная новым содержанием право­вая статистика включает не только последовательную цепь учетных и отчетных функций о деятельности органов расследования и пра­восудия, о криминальных лицах, но и дополнительные полномо­чия контроля за достоверностью информации. Следует отметить, что указанный шаг полностью корреспондируется с научными ре­комендациями и выводами ведущих ученых — криминологов, так как практически ими всеми признавалась необходимость создания единого централизованного органа в области правовой статистики и обязательность его формирования на вневедомственной основе.

В целях повышения достоверности, полноты, оперативности и доступности правовой статистической информации для заинтере­сованных государственных органов и населения страны первооче­редными направлениями Комитета являются максимальная автоматизация систем государственной правовой статистики и ведения специальных учетов и приближение их к международным стан­дартам.

В последние годы важное значение придается упорядочению проверок, осуществляемых государственными органами. В целях дальнейшего совершенствования статистической отчетности о ре­гистрации актов о назначении проверок и приведения в соответ­ствие с нормами Закона Республики Казахстан от 17 июля 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законода­тельные акты Республики Казахстан по вопросам частного пред­принимательства» Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 24 декабря 2009 года № 71 утверждена Инструкция о ведении единой государственной регистрации, учета и кон­троля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан. Единая государственная регистрация, учет и контроль проверок осуществляется в целях:

1. сбора, учета, анализа и предоставления государственным органам, физическим и юридическим лицам достоверной и доста­точной правовой статистической информации, формируемой по результатам проверок, проведенных государственными органами Республики Казахстан;

2. повышения эффективности и качества правозащитной дея­тельности в стране при планировании и оптимизации проверок деятельности субъектов частного предпринимательства, государ­ственных учреждений и государственных предприятий, осущест­вляющих хозяйственную деятельность.

Процедура государственной регистрации включает в себя ре­гистрацию акта о назначении проверки, о продлении, приостанов­лении, возобновлении срока проведения проверки, отказ в реги­страции акта о назначении проверки, учет сведений о проверке и ее результатах и снятие с учета в органе по правовой статистике и специальным учетам непроведенной проверки.

Регистрация акта о назначении проверки осуществляется орга­ном по правовой статистике и специальным учетам до начала про­верки по месту регистрации объекта проверки или по месту осу­ществления им своей деятельности. Для регистрации в орган по правовой статистике и специальным учетам предоставляется акт о назначении проверки в двух экземплярах (оригинал и заверенная копия), заполненная учетная карточка сведений о проверке, осу­ществляемой государственным органом Республики Казахстан.

В случае проведения внеплановой проверки на объектах, на­ходящихся на значительном отдалении от места расположения контролирующих и регистрирующих органов, регистрация акта о назначении проверки осуществляется в течение следующих пяти рабочих дней после начала проверки

При регистрации акта о назначении внеплановой проверки со­трудник государственного органа представляет оригинал и копию документа, послужившего основанием для назначения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан Оригинал документа, послужившего основанием на­значения проверки, возвращается сотруднику государственного органа, а копия остается в органе по правовой статистике и специ­альным учетам

Сотрудник органа по правовой статистике и специальным уче­там, получив информационные учетные документы, не позднее трех часов с момента представления акта о назначении проверки на ре­гистрацию вносит запись в Журнал регистрации актов о назначении проверок, осуществляемых государственными органами Республи­ки Казахстан. Одновременно проверяет своевременность представ­ления документов для регистрации, соблюдение государственным органом принципа территориальности при назначении проверки

Субъекты государственной регистрации участвуют в формиро­вании Единой системы учета проверок. В этих целях ими на посто­янной и непрерывной основе создаются ведомственные системы учета проверок, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых по ним мер административно­го воздействия.

Наши рекомендации