Организация работы в сфере правовой статистики и специальных учетов
Обеспечение объективной статистической информацией структур государственной власти и субъектов правовой статистики во многом зависит от надлежащей организации работы. Согласно статьям 6 и 7 Закона Комитет формирует государственную правовую статистику, ведет специальные учеты, за исключением оперативных, ведомственных учетов и учета лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами.
Государственная правовая статистика и специальные учеты осуществляются на принципах:
1. единства управления государственной правовой информационной статистической системой;
2. целостности, объективности, достаточности, стабильности и сопоставимости правовой статистической информации;
3. доступности и открытости правовой статистической информации в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан;
4. неукоснительного соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства.
С учетом этих принципов Комитет по правовой статистике и специальным учетам должен в первую очередь уделять внимание организации работы его территориальных органов, оказывать им практическую помощь с тем, чтобы своевременно вскрывались и предупреждались упущения и недостатки в их работе.
Особого внимания требует работа по планированию, повышению эффективности проверок деятельности территориальных органов правовой статистики, субъектов правовой статистики и специальных учетов, а также контроль за фактическим исполнением дела.
Компетенция уполномоченного органа предусмотрена в ст.6 Закона «О государственной правовой статистике и специальных учетах» от 22 декабря 2003 г. В соответствии с ним в целях реализации государственной политики в области формирования государственной правовой статистики и ведения специальных учетов Комитет по правовой статистике и специальным учетам:
1. формирует государственную правовую статистику;
2. ведет специальные учеты, за исключением оперативных и ведомственных учетов и учета лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятелность;
3. осуществляет надзор за целостностью, объективностью, достоверностью, достаточностью сведений государственной правовой статистики и специальных учетов, предоставляемых субъектами правовой статистики и специальных учетов, а также определяет методику сбора, регистрации, обработки, накопления, свода и хранения информации в данной сфере;
4. проводит правовые статистические наблюдения;
5. осуществляет информационно-аналитическую деятельность в сфере правовой статистики и специальных учетов;
6. ведет учет проверок, проводимых уполномоченными государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции;
7. разрабатывает и реализует программы по развитию государственной правовой статистики и специальных учетов;
8. взаимодействует с государственными органами по вопросам правовой статистики и специальных учетов;
9. осуществляет международное сотрудничество в области правовой статистики и специальных учетов;
10. координирует статистическую деятельность государственных органов при разработке и реализации программ государственной правовой статистики и специальных учетов;
11. разрабатывает статистические принципы и стандарты, методику в сфере государственной правовой статистики и специальных учетов;
12. разрабатывает нормативные правовые акты по вопросам правовой статистики и специальных учетов, обязательные для всех субъектов правовой статистики и специальных учетов
Комитет и его территориальные органы в пределах своих полномочий имеют право:
1. получать безвозмездно от субъектов правовой статистики и специальных учетов правовую статистическую информацию по вопросам государственной правовой статистики и ведения специальных учетов, ведомственную статистическую отчетность, документы и формы первичного учета, а также другую информацию для производства статистических данных и ведения специальных учетов;
2. осуществлять контроль и надзор за целостностью, объективностью, достоверностью и достаточностью правовой статистической информации, предоставляемой субъектами правовой статистики и специальных учетов, без вмешательства в процессуальную деятельность суда и органов уголовного преследования;
3. осуществлять комплекс контрольных и надзорных мер, направленных на выявление и устранение нарушений законодательства Республики Казахстан в области правовой статистики и специальных учетов;
4. вносить представления в целях устранения нарушений законности по вопросам правовой статистики и специальных учетов;
5. отказывать в регистрации актов о назначении проверок хозяйствующих субъектов в случаях выявления нарушений законодательства Республики Казахстан при их назначении;
6. осуществлять иные права в соответствии с законами Республики Казахстан
7. Комитет и его территориальные органы в пределах своих полномочий обязаны обеспечить:
8. сбор, обработку, накопление, свод и актуализацию информации в сфере государственной правовой статистики и ведения специальных учетов;
9. согласование и утверждение программы проводимых правовых статистических наблюдений с центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство государственной статистикой;
10. правовой статистической информацией государственных органов;
11. на безвозмездной основе правовой статистической информацией, сведениями специальных учетов субъектов правовой статистики и специальных учетов в пределах, объемах и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
12. информационно-справочное обслуживание физических и юридических лиц в пределах, объемах и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Республики Казахстан за счет их средств, поступающих в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
13. сохранность получаемых сведений, составляющих государственные секреты и охраняемые законом тайны;
Комитет и его территориальные органы также обязаны пресекать факты нарушений учетно-регистрационной и отчетной деятельности. В борьбе с преступностью определенные проблемы возникают при приеме, учете и регистрации преступлений. На практике нередки случаи, когда отдельные должностные лица с целью показа мнимого благополучия в борьбе с преступностью избегают регистрации нераскрытых преступлений.
Определенные права имеют и субъекты правовой статистики и специальных учетов. Так, в пределах своих полномочий они имеют право:
1. вносить предложения о мерах по совершенствованию государственной правовой статистики и специальных учетов;
2. проводить ведомственные правовые статистические наблюдения и вести оперативные, ведомственные учеты, предназначенные для обеспечения оперативно-розыскной и служебной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В то же время субъекты правовой статистики и специальных учетов обязаны:
1. предоставлять уполномоченному органу информационно-учетные документы, иные необходимые материалы и сведения в порядке, пределах, объемах и в сроки, которые установлены уполномоченным органом;
2. обеспечивать целостность, объективность, достоверность и достаточность правовой статистической информации и в пределах своих полномочий осуществлять контроль за полнотой и достоверностью отражения правовой статистической информации;
3. обеспечивать сохранность получаемых сведений, составляющих государственные секреты и охраняемую законом тайну;
4. регистрировать акты о назначении проверок, проводимых в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Данным законом также гарантированы права физических и юридических лиц. Так, в ходе регистрации, накопления, обработки, хранения и предоставления правовой статистической информации уполномоченным органом принимаются меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, по охране сведений, составляющих государственные секреты и охраняемую законом тайну.
Правовая статистическая информация о конкретных явлениях, процессах и лицах, составляющих данные следствия и дознания, не подлежит разглашению. Она может быть предана гласности с разрешения следователя, дознавателя, прокурора и суда в том объеме, в каком ими будет признано это возможным, если это не противоречит интересам расследования и не связано с нарушением прав, свобод, охраняемых законом интересов других лиц. В целях соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства обеспечивается сохранность всей первичной правовой статистической информации, предоставленной в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган обязан обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права, свободы и интересы сведениями, содержащимися в отношении его в специальных учетах. Факт незаконного внесения сведений о нем в специальные учеты может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Правовая учетная регистрация осуществляется уполномоченным органом и его территориальными органами путем приема, учета и систематизации гражданско-правовой, уголовно-правовой и административно-правовой документированной информации.
Специальные учеты предназначены для информационного обеспечения:
1. деятельности государственных органов по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;
2. правоприменительной деятельности государственных органов;
3. физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Уполномоченный орган осуществляет также ведение следующих видов специальных учетов:
1. лиц, совершивших преступления, привлекаемых к уголовной ответственности;
2. дактилоскопический учет задержанных, арестованных и осужденных;
3. лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда и отбытия на казания;
4. без вести пропавших лиц;
5. трупов, личность которых не установлена;
6. лиц, привлеченных к административной ответственности;
7. лиц, признанных судом недееспособными;
8. лиц, лишенных права занимать определенные должности;
9. лиц, совершивших коррупционные правонарушения;
10. всех проверок деятельности хозяйствующих субъектов;
11. лиц, привлеченных к ответственности за совершение экстремизма, и организаций, признанных судом экстремистскими.
Объектом специального учета на территории Республики Казахстан может быть физическое лицо независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, гражданства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства или любых иных обстоятельств, а также юридическое лицо. Не требуется согласие объекта учета для включения сведений о нем в систему специальных учетов уполномоченного органа, если иное не предусмотрено законом. Не требуется согласие объекта учета на использование сведений о нем государственным органом при решении задач, входящих в его компетенцию, если иное не предусмотрено законом.
Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения лица, а также факт изменения этих данных лицом, равно как и сами прежние данные, не являются личной или семейной тайной. Лицо не вправе запрещать или разрешать включение этих, а также иных сведений, полученных законным путем, в специальные учеты.
Создание в Генеральной прокуратуре независимого информационно-статистического органа стало оптимальным средством решения важных проблем. Наполненная новым содержанием правовая статистика включает не только последовательную цепь учетных и отчетных функций о деятельности органов расследования и правосудия, о криминальных лицах, но и дополнительные полномочия контроля за достоверностью информации. Следует отметить, что указанный шаг полностью корреспондируется с научными рекомендациями и выводами ведущих ученых — криминологов, так как практически ими всеми признавалась необходимость создания единого централизованного органа в области правовой статистики и обязательность его формирования на вневедомственной основе.
В целях повышения достоверности, полноты, оперативности и доступности правовой статистической информации для заинтересованных государственных органов и населения страны первоочередными направлениями Комитета являются максимальная автоматизация систем государственной правовой статистики и ведения специальных учетов и приближение их к международным стандартам.
В последние годы важное значение придается упорядочению проверок, осуществляемых государственными органами. В целях дальнейшего совершенствования статистической отчетности о регистрации актов о назначении проверок и приведения в соответствие с нормами Закона Республики Казахстан от 17 июля 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства» Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 24 декабря 2009 года № 71 утверждена Инструкция о ведении единой государственной регистрации, учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан. Единая государственная регистрация, учет и контроль проверок осуществляется в целях:
1. сбора, учета, анализа и предоставления государственным органам, физическим и юридическим лицам достоверной и достаточной правовой статистической информации, формируемой по результатам проверок, проведенных государственными органами Республики Казахстан;
2. повышения эффективности и качества правозащитной деятельности в стране при планировании и оптимизации проверок деятельности субъектов частного предпринимательства, государственных учреждений и государственных предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Процедура государственной регистрации включает в себя регистрацию акта о назначении проверки, о продлении, приостановлении, возобновлении срока проведения проверки, отказ в регистрации акта о назначении проверки, учет сведений о проверке и ее результатах и снятие с учета в органе по правовой статистике и специальным учетам непроведенной проверки.
Регистрация акта о назначении проверки осуществляется органом по правовой статистике и специальным учетам до начала проверки по месту регистрации объекта проверки или по месту осуществления им своей деятельности. Для регистрации в орган по правовой статистике и специальным учетам предоставляется акт о назначении проверки в двух экземплярах (оригинал и заверенная копия), заполненная учетная карточка сведений о проверке, осуществляемой государственным органом Республики Казахстан.
В случае проведения внеплановой проверки на объектах, находящихся на значительном отдалении от места расположения контролирующих и регистрирующих органов, регистрация акта о назначении проверки осуществляется в течение следующих пяти рабочих дней после начала проверки
При регистрации акта о назначении внеплановой проверки сотрудник государственного органа представляет оригинал и копию документа, послужившего основанием для назначения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан Оригинал документа, послужившего основанием назначения проверки, возвращается сотруднику государственного органа, а копия остается в органе по правовой статистике и специальным учетам
Сотрудник органа по правовой статистике и специальным учетам, получив информационные учетные документы, не позднее трех часов с момента представления акта о назначении проверки на регистрацию вносит запись в Журнал регистрации актов о назначении проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан. Одновременно проверяет своевременность представления документов для регистрации, соблюдение государственным органом принципа территориальности при назначении проверки
Субъекты государственной регистрации участвуют в формировании Единой системы учета проверок. В этих целях ими на постоянной и непрерывной основе создаются ведомственные системы учета проверок, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых по ним мер административного воздействия.