История становления и развития административного права
Дминистративного права.
1. Правоисполнительная. (потому что админ. право является юридической формой реализации исполнительной власти).
2. Правотворческая. (потому что органы исполню власти имеют право админ. правотворчества).
3. Организационная. (т. к. государственно-управленческая деятельность носит организационный характер).
4. Координационная. (т. к. нормы админ права координируют деят-ть органов гос. управления).
5. Правоохранительная. (обеспечивает соблюдение норм админ. права)
6. Воспитательная. (путем применения норм адм. права осуществляется воспитание граждан).
- Понятие и особенности административно-правовых норм.
Виды административно-правовых норм, способы их реализации.
3. Понятие и признаки административно-правовых отношений.
4. Виды административно-правовых отношений.
1. Понятие и особенности административно-правовых норм.
Административно-правовая норма представляет собой разновидность правовых норм. Она отражает сущность урегулированных ею общественных отношений, является необходимым элементом конкретного административно-правового акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.).
Административно-правовая норма – это правило поведения, установленное государством с целью регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права. Административно-правовые нормы (характеристика):
а) одним из своих основных назначений имеют обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а также их правовую защиту;
б) преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
в) определяют тот или иной вариант должного, т. е. соответствующего интересам правового государства поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области) либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается, по существу, управляющее воздействие на поведение;
г) действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т. е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;
д) определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно- управленческой деятельности;
е) в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них(невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т. п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Часто административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного);
ж) во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только выполнять функцию правозащиты.Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т. п.;
з) достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.
Особенности административно-правовых норм:
1. Особый круг отношений (см. также: предмет административно-правового регулирования);
2. Являются одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления.
3. Нормы обладают специфическим набором способов воздействия, для них, в частности, характерна непосредственность регулирования (не нуждаются в конкретизации со стороны других отраслей), императивность, универсальный характер;
4. Выполняемые имифункции:
· определение механизма реализации государственно-властных полномочий;
· регламентация административных процедур;
· определение критериев правомерного и неправомерного поведения;
· определение порядка разрешения АП споров;
· а-пнормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. (Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения)). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в соответствии с действующим законодательством нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.
5. По соотношению с другими нормами:
· вторичность по отношению к нормам КП и нормам законодательного характера, т. е. административно-правовые нормы производны от них. Отсюда — подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм.
· нормы АП иерархичны, т.к. существует большое число субъектов, уполномоченных осуществлять административное нормотворчество;
6. Особенность административно-правовых норм по способу возникновения, изменения и прекращения.
Административно-правовые нормы могут возникать в связи с:
· требованием вышестоящих норм (ФЗ отдает часть регулирования, например):
· по усмотрению должностного лица или органов, считающего целесообразным создание такой нормы,
· по указанию вышестоящего органа или должностного лица (Президент дает указание, например), в связи с судебным решением.
Прекращение действия административно-правовойнормы (и других норм) может быть связано с:
· ее отменой,
· устареванием,
· признание недействительными или недействующими судом, реже вышестоящим органом,
· отмена вышестоящей нормы, во исполнение которой была принята норма, прекращающая свое действие.
7. Особенности закрепления в нормативном акте. Если норма закреплена неудачно, то это влечет невозможность реализации права
- Виды административно-правовых норм, способы их реализации.
но классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.
1. Нормы административного права по целевому назначению:
• Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).
• Охранительные(это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).
• Дефинитивные(признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).
• Декларативные(нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).
• Вводящие в действие другие нормы.
2. По способу правового воздействия:
• Обязывающие(содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).
• Запрещающие(запрет может быть абсолютным или относительным).
Это нормы, содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений
• Управомочивающие(предоставляющие субъекту то или иное право)
• Рекомендательные(предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).
3. По юридическому содержанию:
• Материальные(определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей).
• Процессуальные(определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений).
Их, в свою очередь можно поделить на:
a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).
b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).
c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).
4. По уровню обобщенности правила:
• Общие нормы административного права(это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).
• Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.
• Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)
5. По территории применения:
• Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).
• Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).
• Нормы административно-территориальных образований(действуют на территории административно-территориального образования).
• Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).
• Административно-правовые нормы учреждений.
6. По времени действия:
• Бессрочные(срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).
• Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).
7. По кругу адресатов:
• Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).
• Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)
Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) административно-правовой статус граждан;
б) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;
в) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
г) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
д) административно-правовой статус общественных объединений;
е) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.
По объему регулирования:
а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).
б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).
в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).
8. По порядку принятия:
• Принятые в порядке единоначалия.
• Принятые коллегиально: путем голосования или путем консенсуса.
• Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.
• Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.
У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.
Способы реализации административно-правовых норм:
- исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)
- соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)
- использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)
- применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).
3.Понятие и признаки административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.
Административно-правовые отношения– это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.
Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений – субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.
- Понятие и признаки административно-правовых отношений.
власти и подчинения, то есть такие отношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Характер административно-правовых отношений как властеотношений предопределяется доминирующим положением одной их стороны – субъекта управления (управляющей стороны), который является обязательным.
2.Объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти.(Административные правоотношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с пониманием сущности самой государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающей соподчиненность воль. Воля всех участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой управляющей воле. Отсюда и властный характер этих отношений. Но в этих процессах участвуют люди, наделенные волей и сознанием; именно они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них).
3.Административно-правовые отношения возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций, а также по поводу осуществления исполнительными органами управленческих функций.
4.Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. (Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью принятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица). Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор).
5.Если одна из сторон отношений нарушила требования административно- правовых норм, то ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). (Объясняется это тем, что речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность)).
- Виды административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения можно классифицировать по следующим основаниям.
По форме возникновения связи власть-подчинение:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект — объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это — собственно властеотношения;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
Иногда названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.
Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
1. Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно (честно исполнять свои обязанности), на высоком профессиональном уровне. (Честь – внутреннее право оценивать себя самостоятельно, достоинство- уважение к самому себе, мораль - правило поведения, сформированное в обществе).
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
- Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих.
Противодействие коррупции в системе государственной службы.
Поощрение и награждение государственных служащих Меры поощрения и награждения государственных служащих
• благодарность с выплатой единовременного поощрения (выплата гражданскому служащему единовременного поощрения производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих);
• награда почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
• выплата единовременного пособия в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
• поощрение Правительства РФ;
• присвоение почетных званий Российской Федерации, награждение знаками отличия Российской Федерации, награждение орденами и медалями Российской Федерации;
• досрочное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории.
Решение о поощрении или награждении
• принимается представителем нанимателя (объявление благодарности, награждение почетной грамотой) или по его представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации (поощрение Президента РФ или Правительства РФ);
• оформляется соответствующим правовым актом государственного органа или нормативными правовыми актами Российской Федерации;
• соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.
Законодательством РФ предусмотрена юридическая ответственность (дисциплинарная, материальная, административная, уголовная, гражданско-правовая).
- дисциплинарная : основание - Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Виды
• замечание;
• выговор;
• предупреждение о неполном должностном соответствии;
• освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
• увольнение с гражданской службы.
Материальная ответственность наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству (выражается в возмещении имущественного вреда). Она наступает (в административном порядке или по суду) (при наличии прямого действительного ущерба, непосредственной связи между действиями и вредными последствиями, вины правонарушителя в причинении ущерба, если противоправные действия допущены им при исполнении служебных обязанностей).
Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости, необходимой обороны.
Взыскание суммы ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя не позднее 1 месяца со дня установления причиненного ущерба (если больше – взыскание осуществляется в судебном порядке).
Административная ответственность – применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.
Государственные служащие несут административную ответственность на общих основаниях.
- Государственные и негосударственные предприятия и учреждения, их административно-правовой статус.
Административно-правовой статус предприятий, учреждений определяется комплексом их прав и обязанностей и правосубъектностью.
Различаются комплексы прав и обязанностей для всех видов предприятий, учреждений; для государственных предприятий и учреждений; для негосударственных предприятий, учреждений.
К правам и обязанностям, характерным для всех предприятий и учреждений, относятся: запрет на вмешательство государства в деятельность предприятий; государственная регистрация предприятий; обязанность ведения и предоставления бухгалтерской, статистической отчетности и иной информации, необходимой для налогообложения уполномоченным на то государственным органам; обязанность соблюдать законодательство РФ и т. д.
Особенность административно-правового статуса государственных предприятий заключается в том, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится создание предприятий; определение предмета и цели их деятельности; утверждение устава, управление предприятием, назначение на должность и освобождение от должности руководства; реорганизация и ликвидация предприятий и т. д. Некоторые виды деятельности (производство оружия, боеприпасов и т. д.) разрешаются только государственным предприятиям.
Особенность административно-правового статуса негосударственных предприятий заключается в том, что они практически действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий. Роль государства по отношению к этим предприятиям проявляется лишь в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением.
Существуют также предприятия, учреждения смешанной формы собственности. Отнесение их к государственным или негосударственным предприятиям в административном праве решается следующим образом: административно-правовой статус государственных предприятий или учреждений имеют те из них, в которых при наличии смешанной формы собственности свыше 50 % собственности принадлежит государству. Соответственно, административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений имеют те из них, доля собственности государства в которых составляет 50 % или менее.
Гражданские же права представляются предприятию как юридическому лицу, а не его администрации. Однако осуществление гражданской правоспособности является специальной задачей администраций государственных предприятий, тогда как главной – реализация административной правоспособности, принадлежащей ей как органу управления, осуществляющему исполнительно-распорядительную деятельность в пределах данного предприятия (учреждения).
Администрация предприятия – это орган, на который в соответствии с законодательством возложены функции оперативного управления предприятием, учреждением, независимо от формы его собственности. Администрация предприятия представляет собой группу должностных лиц, возглавляет которую единоличный руководитель (начальник, директор и т. д.). Для реализации своих полномочий администрации предприятий наделены государственно-властными полномочиями внутриорганизационного характера.
Администрации государственных предприятий, учреждений входят в систему органов государственного управления (как низовое звено), поскольку для них характерно все то, что характерно для органов государственного управления, так как администрация государственных предприятий, учреждений обеспечивает и их интересы, и интересы государства.
- Административно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов.
министративно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и фондов | |
Акционерное общество | |
Понятие | |
Акционерное общество— это коммерческая организация открытого или закрытого типа, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. | |
Органы управления | |
Общее собрание акционеров— это высший орган управления общества. Текущей деятельностью общества руководит либодиректор, генеральныйдиректор, либоправление, дирекция. | |
Особенности | |
Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. | |
По каждой категории акций общество выплачивает акционерам дивиденды и виде денежной наличности или иным имуществом. Учредительным документом общества является его устав, который подлежит государственной регистрации. | |
На акционерные общества определенное управляющее воздействие оказывают государственные органы. Они вправе утверждать уставы акционерных обществ, осуществлять государственное управление закрепленными в федеральной собственности акциями, назначать своих представителей для обеспечения учета интересов государства по принадлежащим Российской Федерации пакетам акций. | |
Производственный кооператив | |
Понятие | |
Производственный кооператив (артель)— это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии, а также объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кооператив является коммерческой организацией, юридическим лицом, действующим в соответствии с его уставом. | |
Орган управления | |
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Если в кооперативе насчитывается более пятидесяти членов, в нем может быть созданнаблюдательный совет. В состав исполнительных органов, осуществляющих руководство деятельностью кооператива, входят правление и председатель кооператива. | |
Сельскохозяйственный кооператив | |
Сельскохозяйственный кооператив— это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. | |
Виды | |
Производственный кооператив | Коммерческая организация, создаваемая в виде сельскохозяйственной артели или колхоза либо рыболовецкой артели или рыболовецкого колхоза. Главная цель этих кооперативов — совместная деятельность по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной, рыбной продукции. |
Потребительский кооператив | Некоммерческая организация, создаваемая при условии обязательного участия граждан и юридических лиц в хозяйственной деятельности. В зависимости от вида деятельности подразделяется на перерабатывающий, сбытовой (торговый), обслуживающий, снабженческий, садоводческий, огороднический, животноводческий, кредитный, страховой и др. |
Фонд | |
Понятие | |
Фонд— это не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. | |
Органы управления | |
Органами управления фонда являются негосудар |
- Административно-правовой статус общественных объединений.
Понятие, признаки и формы общественных объединений |
Понятие |
Объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Общественная организация действует по воле граждан, должна соблюдать Конституцию РФ, не посягать на территориальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Их деятельность обеспечивается различными гарантиями, которые закрепляются в особом законе. Это позволяет реально использовать предоставленные им права. |
Признаки общественных объединений |
а) добровольное; |
б) некоммерческое; |
в) негосударственная структура; |
г) действует на основании устава. |
Виды общественных объединений |
По организационной принадлежности1 |
Общественная организация |
Основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. |
Общественное движение |
Состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. |
Общественный фонд |
Один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. |
Общественное учреждение |
Не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. |
Орган общественной самодеятельности |
Не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. |
Политическая партия |
Общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти < Наши рекомендации
|