Тема 7. Форма государства в зарубежных странах.

Цель:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие монархии от республики? Приведите примеры монархий и республик, существующих в современном мире.

2. Каковы характерные черты суперпрезидентской республики?

3. Является ли конфедерация формой государственно-территориального устройства? Обоснуйте ответ.

4. Какие виды автономий в зарубежных странах Вы знаете?

5. Какой признак государственного режима Вы считаете определяющим и почему?

Темы докладов / рефератов:

1. Форма государства и ее элементы.

2. Монархия как форма правления.

3. Республика как форма правления.

4. Унитарное государство.

5. Федерация.

6. Особенности государственного устройства отдельных зарубежных стран и территориальных образований (автономия, региональное государство, конфедерация).

7. Виды государственных режимов.

Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).

Литература по данному вопросу:

Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Грачев Н.И., Гаджи-Заде Э.А. Формы правления и институт президентства в странах СНГ. Волгоград, 2005.

Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации. М., 1996.

Исаев М.А., Чеканский А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2000.

Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского Союза: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств: Институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., доп. М., 2009.

Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. М., 2002.

Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика. М., 1998.

Орлов А.Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М., 2001.

Савицкий П.И. Конституция Бельгии: федерация, ее субъекты, органы государственной власти. Екатеринбург, 2005.

Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М., 2003.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Серегин А.В. Монархическая форма правления. Ростов-на-Дону, 2004.

Симонишвили Л.Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.

Современный федерализм (сравнительный анализ). М., 1995.

Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань, 1998.

Федерализм: российское и международное измерения. Казань, 2004.

Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ). Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2000.

Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления // Государство и право. 1994. № 1.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Сформулируйте признаки унитарного государства.

2. Проанализируйте особенности развития современных конфедераций (СНГ, Европейский Союз и др.).

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.

Наши рекомендации