Тема 7. Форма государства в зарубежных странах.
Цель:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Вопросы для обсуждения:
1. В чем отличие монархии от республики? Приведите примеры монархий и республик, существующих в современном мире.
2. Каковы характерные черты суперпрезидентской республики?
3. Является ли конфедерация формой государственно-территориального устройства? Обоснуйте ответ.
4. Какие виды автономий в зарубежных странах Вы знаете?
5. Какой признак государственного режима Вы считаете определяющим и почему?
Темы докладов / рефератов:
1. Форма государства и ее элементы.
2. Монархия как форма правления.
3. Республика как форма правления.
4. Унитарное государство.
5. Федерация.
6. Особенности государственного устройства отдельных зарубежных стран и территориальных образований (автономия, региональное государство, конфедерация).
7. Виды государственных режимов.
Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).
Литература по данному вопросу:
Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Грачев Н.И., Гаджи-Заде Э.А. Формы правления и институт президентства в странах СНГ. Волгоград, 2005.
Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации. М., 1996.
Исаев М.А., Чеканский А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2000.
Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского Союза: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.
Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств: Институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., доп. М., 2009.
Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. М., 2002.
Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика. М., 1998.
Орлов А.Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М., 2001.
Савицкий П.И. Конституция Бельгии: федерация, ее субъекты, органы государственной власти. Екатеринбург, 2005.
Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М., 2003.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
Серегин А.В. Монархическая форма правления. Ростов-на-Дону, 2004.
Симонишвили Л.Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.
Современный федерализм (сравнительный анализ). М., 1995.
Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань, 1998.
Федерализм: российское и международное измерения. Казань, 2004.
Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ). Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2000.
Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.
Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления // Государство и право. 1994. № 1.
Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Сформулируйте признаки унитарного государства.
2. Проанализируйте особенности развития современных конфедераций (СНГ, Европейский Союз и др.).
Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.