Тема 6. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран.

Цель:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Вопросы для обсуждения:

1. Какие источники избирательного права Вы знаете?

2. Существует ли различие между косвенными и многостепенными выборами? Обоснуйте ответ.

3. Какие вопросы не могут быть вынесены на референдум в зарубежных странах и почему?

4. В чем заключается значение института народной правотворческой инициативы?

Темы докладов / рефератов:

1. Понятие избирательного права и избирательной системы, виды избирательных систем.

2. Понятие, функции и виды выборов.

3. Основные принципы организации и проведения выборов.

4. Избирательный процесс и его стадии.

5. Референдумы и плебисциты.

6. Иные виды народных голосований (отзыв, собрания граждан).

7. Народная правотворческая инициатива.

Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).

Литература по данному вопросу:

Амбарнов С.Ю. Законодательство о референдумах (сравнительный анализ) // Государство и право. 1992. № 4.

Андреева Г.Н. Избирательное право в России и в зарубежных странах: учеб. пособие / Г.Н. Андреева, И.А. Старостина; под ред. А.А. Клишаса. М., 2010.

Ауэр А. Референдумы в Швейцарии // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3 (48).

Ковачев Д.А. Конституционная регламентация избирательной системы в зарубежных государствах // Журнал российского права. 1999. № 7-8.

Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.

Маклаков В.В. Избирательное право стран – членов Европейских Сообществ. М., 1992.

Маклаков В.В. Референдум в странах – членах Европейского Союза. М., 1997.

Сравнительное избирательное право. М., 2003.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

2. Проанализируйте значение выборов в зарубежных странах.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.

Наши рекомендации