Особенности статуса отдельных видов субъектов РФ
Подготовку вопроса следует начать с классификации субъектов РФ: по способу образования, по национальному признаку; по территориальному признаку; по географическому признаку; по количественному составу; по внутренней структуре и др. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ субъекты, входящие в состав РФ равноправны, но их множественность и разнородность позволяет сделать вывод о наличии специфических признаков, характерных только данному виду субъектов РФ.
Республики (государства) в составе РФ: созданы по национально-территориальному признаку; в перечне субъектов РФ стоят первыми (ст. 65); в качестве учредительного документа – конституция, способ принятия и изменения которой определяется субъектом самостоятельно; статус определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ст. 66); вправе устанавливать свой государственный язык наряду с государственным языком РФ; наличие конституции - основание для создания собственных органов конституционного контроля - конституционных судов; институт президентуры; наличие столицы.
Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма - принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими[177]. Так, Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера[178].
Раскрывая особенности правового статуса других видов субъектов РФ, следует иметь в виду, что статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом субъекта РФ, принимаемым его законодательным органом.
Области, края, города федерального значения входят в состав России по территориальному признаку. Некоторые области и края - сложносоставные, поскольку включают в свой состав другие субъекты (автономные округа). Их взаимоотношения могут регулироваться федеральным законом и договорами (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ) Две области, отделенные от основной части территории государства (Сахалинская и Калининградская), имеют гораздо больше особенностей по сравнению с другими регионами (Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области[179]).
В связи с особым статусом Москвы, столицы РФ, ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы) Санкт-Петербурга, данные города занимают анклавное положение, являясь административным центром другого субъекта (Московской и Ленинградской областей), имеют статус самостоятельных субъектов РФ, населенных пунктов.
Автономные округа и автономная область – национально-территориальные образования. Автономные округа имеют двойственный статус: одновременно входят в состав других субъектов РФ – краев и областей, за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области в 1992 г. Следует изучить Постановление Конституционного Суда от 14 июля 1997 г. «По делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области», в котором определено, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ – края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ.
Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, - Еврейская автономная область, – непосредственно входит в состав России. Особенностей в статусе нет, но не исключаются: в соответствии с Конституцией может быть принят федеральный закон об автономной области (ч. 3 ст. 66).