Участие России в межгосударственных объединениях

При подготовке вопроса надо иметь в виду, что Рос­сийская Федерация как субъект международного права является чле­ном ряда международных объединений. Так, в статье 79 Конституции РФ закреплено, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Участие РФ в международных союзах, международных организациях и иных международных объединениях осуществляется на основе международных договоров. Россия входит в состав СНГ (Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устав СНГ от 22 января 1993 г.), в Союзное государство России и Беларуси (Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 г.). Студентам рекомендуется проанализировать правовые основы и цели учреждения Союзного государства.

В настоящее время Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, Совета Европы. Следует отметить, что в Концепции внешней политики Российской Федерации высшими приоритетами называются: сохранение и укрепление суверенитета России, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного и демократического миропорядка, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями, всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. Студентам рекомендуется определить международные организации, членом которых является Россия.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие и назовите элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.

2. В чем выражается суверенитет Российской Федерации. Каковы конституционные гарантии суверенитета РФ?

3. Являются ли континентальный шельф и исключительная экономическая зона частью территории Российской Федерации?

4. В чем выражается единое гражданство Российской Федерации?

5. Какие принципы лежат в основе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Назовите вопросы, составляющие остаточную компетенцию субъектов Российской Федерации.

7. Каков механизм реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения?

8. Назовите формы взаимодействия РФ и ее субъектов.

9. Каков порядок образования в составе РФ нового субъекта?

10. Какие народы относятся к коренным малочисленным народам? Назовите формы защиты их прав и законных интересов на основе законодательства.

11. Возможна ли передача полномочий, закрепленных Конституци­ей Российской Федерации за федеральными органами государствен­ной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации?

12. Каков механизм реализации полномочий Российской Федера­ции и ее субъектов по предметам совместного ведения?

13. Каким образом разграничиваются полномочия органов госу­дарственной власти РФ и органов государствен­ной власти субъектов РФ в области прав и сво­бод человека и гражданина и их защиты?

14. Какое значение в настоящее время имеют договоры о разгра­ничении предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти РФ и субъектов Федерации? Каков порядок заключения этих договоров?

Тесты и задачи

1. Конституционно-правовые признаки РФ: а) территория федерации; б) предметы ведения федерации; в) неизменный состав ее субъектов; г) исключительное право вступать в международные экономические отношения;д) утверждение уставов краев и областей.

2. Предметы ведения РФ, установленные Конституцией: а) не могут передаваться субъекту РФ;б) не могут перераспределяться между субъектами РФ;в) могут передаваться субъекту РФ;г) могут перераспределяться между ее субъектами; д) могут быть сокращены.

3. Верховенство государственной власти - это: а) отсутствие на территории государства другой, конкурирующей власти;б) признание высшей юридической силы конституции государства;в) запрещение политической оппозиции;г) приоритет актов президента над законами, принимаемыми парламентом;д) верховенство национальных законов над международно-правовыми актами.

4. Основными принципами принятия в РФ нового субъекта являются: а) добровольность;б) соблюдение государственных интересов РФ;в) создание военно-политического блока;г) формирование более сильных вооруженных сил;д) укрепление государственных границ Российской Федерации.

5. Условия принятия в РФ нового субъекта: а) взаимное согласие РФ и иностранного государства;б) заключение международного договора РФ;в) одобрение со стороны ООН;г) одобрение со стороны стран-участниц СНГ;д) предоставление новому субъекту только статуса автономного округа;

6. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов: а) вносятся в нее на основании конституционного закона;б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ; в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ;г) требуют подтверждения конституционного собрания;д) требуют подтверждения Конституционного Суда РФ.

7. Какая из отраслей законодательства не относится к исключительному ведению РФ: а) уголовное; б) уголовно-процессуальное; в) административное; г) гражданское; д) арбитражно-процессуальное.

8. Государственный суверенитет РФ – это верховенство… а) и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами; б) власти Федерального Собрания; в) власти Президента РФ; г) исполнительной власти РФ.

9. Территория РФ включает в себя… а) только территории ее субъектов; б) только территории ее субъектов и внутренние воды; в) территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними; г) только территории субъектов и территориальное море.

10. Отдельные полномочия органов государственной власти субъ­екта РФ могут быть временно возложены на фе­деральные органы государственной власти в случае: а) неэффективной деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ; б) отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ; в) введения на территории субъекта РФ режима контртеррористической операции.

11. Временная финансовая администрация вводится в субъекте РФ: а) решением Высшего Арбитражного Суда по ходатайству Правительства РФ;б) решением Президента по ходатайству Правительства РФ;в) решением Высшего Арбитражного Суда РФ по ходатайству Государственной Думы/ Совета Федерации;г) решением Правительства РФ по ходатайству Счетной палаты.

12. Можно ли вопросы, находящиеся в совместном ведении, выносить на: а) общефедераль­ный референдум, б) референдум субъектов Федерации?

Нормативные правовые акты

1. Декларация от 12 июня 1990 г. «О государственном суверенитете РСФСР // ВВС РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2007. - № 23.

3. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ РФ. 2006. – № 29. – Ст. 3119.

4. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2006. - № 13. - Ст. 1114

5. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ РФ. – 2005. - № 42. – Ст. 4242

6. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. - 2004. - № 13. - Ст. 1110

7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта». // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (часть 1). - Ст. 4916.

8. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге РФ // СЗ РФ. - 2000. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5020.

9. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе РФ // СЗ РФ. - 2000. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5021.

10. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне РФ // СЗ РФ. - 2000. - №52 (ч. 1). - Ст. 5022.

11. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

13. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2208.

14. Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231.

15. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 30. - Ст. 3122.

16. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 20. - Ст. 1972.

17. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ // ВСНД РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 683; СЗ РФ. - 1995. - №30. - Ст. 2863

18. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. «О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ» // СЗ РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1493.

13. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера и Сибири и дальнего востока до 2015 г.» // СПС

Литература

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. - М., 1994.

2.Гпигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отно­шений: Перспективы совершенствования // Журнал российского права. - 2002. - № 7.

3. Глигич-Золотарева М.В. Разграничение предметов ведения и полно­мочий между уровнями публичной власти: Зарубежный опыт // Журнал российского права. - 2003. - № 4.

4. Гошуляк В.В. Конституционно-правовые основы современного рос­сийского федерализма. - М., 1999.

5. Добрынин Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения РФ и ее субъектов // Государство и право. - 2004. - № 5.

6. Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. - Новосибирск, 2005.

7. Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского государства. - М., 2001.

8. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ // Журнал российского права. - 2001. - № 9.

9. Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничения пол­номочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ: Со­стояние, проблемы и перспективы совершенствования // Государство и право. - 2008. - № 12.

10. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Журнал российского права. - 2002. - № 5.

11. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов РФ и их органов государственной власти // Журнал росс. права. - 2002. - № 8.

12. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001.

13. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - M., 1999.

14. Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий ме­жду РФ и субъектами РФ: Перспек­тивы правового регулирования // Право и экономика. - 2003. - № 3.

15. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. - СПб., 2004.

16. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М., 1997.

17. Чиркин В.Е. Предметы ведения федерации и ее субъектов: разгра­ничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. - 2002. - № 5.

Наши рекомендации