Федеральные округа в развитии российской государственности
При рассмотрении вопроса следует исходить из того, появление системы полномочных представителей явилось важнейшим направлением укрепления вертикали президентской власти и основ федерализма, несмотря на сложность и противоречивость политических событий, происходивших в годы становления рассматриваемого института. Федеральные округа созданы Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» в целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.
В настоящее время Россия поделена на восемь федеральных округов: Центральный (Москва), Северо-Западный (С-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону) Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск) иСеверо-Кавказский (Пятигорск). Федеральные округа и полномочные представители Президента стали как бы связующим звеном между федеральным центром и субъектами РФ: в субъектах назначаются подчиненные полномочным представителям федеральные инспектора; на уровне округов создаются подразделения ряда федеральных государственных органов (например, есть заместители Генпрокурора РФ, главные управления МВД России по соответствующему федеральному округу, органы юстиции, налоговые органы и др.)[167].
Студентам рекомендуется на основе Указа Президента определить состав, особенности, роль федеральных округов в развитии российской государственности определить место полпредов Президента в системе государственных органов; выявить особенности его становления; определить статус, компетенцию, формы и методы осуществления деятельности полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.
Контрольные вопросы и задания
1. Соотношение понятий «форма государства» и «форма государственного устройства».
2. Провести сравнительный анализ признаков унитарного и федеративного государства.
3. Каковы формы взаимодействия РФ и ее субъектов?
4. Каковы способы распределения компетенции между федерацией и субъектами?
5. Как соотносятся термины «компетенция», «предметы ведения» и «полномочия»?
6. Назовите и охарактеризуйте основные этапы становления российского федерализма.
7. Раскройте принципы федеративного устройства России.
8. Обладают ли суверенитетом субъекты РФ? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации?
10. Какова роль федеральных округов в развитии российской государственности?
Тесты и задачи
1. Единая вертикаль государственной власти РФ и ее субъектов относится к: а) законодательной власти;б) исполнительной власти;в) судебной власти; г) вертикаль Конституционного Суда РФ и Конституционных и уставных судов субъектов РФ.
2. Территориальная организация государства, включающая в себя принципы и формы и формы взаимоотношений государства с его составными частями: а) государственное устройство;б) национальная государственность;в) политический режим;г) автономия.
3. Что означает термин «федерация»: а) установление;б) единство;в) союз;г) устройство?
4. Какую форму государственного устройства отличают следующие признаки: Договорная форма образования, свобода выхода из союза ее членов, принадлежность суверенитета субъектам, отсутствие единой системы денежного обращения: а) федерация;б) конфедерация;в) унитарное государство;г) ни одно их перечисленных?
5. Какие из перечисленных признаков характеризуют унитарное государство: а) государство централизовано, власть исходит из центра и распространяется на всю территорию;б) единое государство, располагающее единой территорией, системой права и органов государства;в) государство, представляющее союз государств;г) отсутствие единого гражданства?
6. Какое понятие соответствует следующему определению: «право народа или его составной части на самостоятельное социально-экономическое, политическое, культурное развитие и самоуправление в пределах, устанавливаемых самим народом на основе действующего конституционного законодательства»: а) государственное устройство;б) федерация;в) конфедерация;г) национальная автономия?
7. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе вправе: а) осуществлять контроль за исполнением в округе решений федеральных органов государственной власти;б) назначать федеральных судей;в) смещать с должности руководителей администрации субъектов РФ;г) принимать решения от имени Президента РФ; д) реализовывать в округе кадровую политику Президента РФ.
8. Какой из принципов не определяет федеративное устройство России: а) государственной целостности; б) единства системы государственной власти; в) приоритета прав человека; г) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ; д) равноправия и самоопределения народов
9. В федеративном государстве: а) административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью;б) роль центрального правительства серьезно ограничена;в) часть вопроса является компетенцией союзных органов;г) имеет место равноправие и самоопределение народов.
10. Под политическим режимом понимается: а) организация власти, характеризуемая ее формальным источником; б) система методов осуществления государственной власти; в) формы правления, главную роль в которых играет парламент; г) внутренняя национально-территориальная организация государственной власти.
11. Какая из характеристик РФ не закреплена в статье 1 Конституции РФ? а) федеративное; б) общенародное; в) правовое; г) демократическое.
12. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ фактически осуществляется: а) Конституцией РФ, федеральным и иным договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ; б) Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий; в) Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ; г) соглашениями между органами федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов РФ; д) нет правильного ответа.
13. Если вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, инициатива образования в составе РФ нового субъекта может быть выдвинута теми же заинтересованными субъектами РФ не ранее чем: а) через три месяца; б) шесть месяцев; в) один год; г) один год и шесть месяцев.
14. Если вопрос об образовании в составе России нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов, инициатива образования в составе РФ нового субъекта может быть выдвинута теми же заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем: а) через три месяца; б) шесть месяцев; в) один год; г) один год и шесть месяцев.
15. Конфедерация – это…
16. Договорная федерация - это ...
17. Конституционная федерация - это ...
18. Ассиметричная федерация - это ...
19. Симметричная федерация - это ...
20. Федерализм - это: а) союз государств; б) союзное государство; в) принцип взаимоотношений федерации и ее составных частей, для которой характерна значительная децентрализация и определенная самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти.
21. В чьем ведении находится решение вопросов федеративного устройства: а) РФ; б) субъектов РФ; в) совместном ведении РФ и ее субъектов; г) органов местного самоуправления; д) совместном ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Задача 1. Жители одной из республик Северного Кавказа предложили вынести на республиканский референдум вопрос о выходе из состава России образовании самостоятельного государства. При этом они ссылались на ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, гарантирующей право народов на самоопределение. Дайте правовую оценку указанной инициативе проведения референдума.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // СЗ РФ. – 2000. - № 20. – Ст. 2112
Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ» // СЗ РФ. - 1997. - № 28. - Ст. 342;.
Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о советах при полномочных представителях Президента РФ в федеральном округе от 24 марта 2005 г. // СЗ РФ. – 2005. - № 13. – Ст. 1139.
Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. «Вопросы Министерства регионального развития РФ» // СЗ РФ. - 2004. - № 40. - Ст. 3956.
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2005. - № 50. - Ст. 5311.
Федер
Судебная практика
1. Постановления Конституционного Суда РФ
- от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4868.
- от 24 января 1997 г. «По делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. -1997. -№5.-Ст. 708.
- от 14 июля 1997 г. «По делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст.66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // СЗ РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3581.
- от 6 июля 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 2000. - № 25. - Ст. 2728.
Литература
1. Андриченко Л.В. Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России // Федерализм. - 2005. - № 2.
2. Автономов А.С., Иванов В.В. Новое в конституционном праве России: договоры как источники регулирования объединения субъектов РФ // Государство и право. - 2007. - № 4.
3. Гпигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. - М., 2006.
4. Гончаров И.В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федеративного государства // Государство и право. - 2003. - № 12.
5. Добрынин Н.М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. - Новосибирск, 2003.
6. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная ответственность: Системный анализ и технократический подход // Право и политика. - 2004. - № 4.
7. Добрынин Н.М. Новый федерализм и реформа государственного управления // Федерализм. - 2005. - № 2.
8. Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области - феномен «сложносоставных» субъектов РФ. - М., 2002.
9. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2001.
10. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие. - М., 2000.
11. Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. - 2007. -№ 2.
12. Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов на национально-территориальное образование // Государство и право. - 2007. - № 3.
13. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. - СПб., 2002
14. Лысенко В.Н. Институт полномочного представителя Президента России: место и роль в системе власти // Федерализм. - 2001. - № 4.
15. Мухаметшин Ф.Х., Демидов В.Н. Конституционная (уставная) юстиция как фактор развития российского федерализма // Государство и право.-2007.-№ 2.
16. Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия. - М., 2005.
17. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. - СПб., 2002
18. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовые аспекты федерализма // Федерализм. - 1999. - № 2
19. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 1998
20. Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. - 2004. - № 8.
21. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. – М., 1998
22. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. – М., 2005
23. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М., 1995.
24. Умнова И.А. О конституционно-правовой основе разделения государственной власти между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. - М., - СПб., 2001.
25. Чертков А.Н. Сфера совместного ведения РФ и её субъектов: проблемы конституционно-правового оформления. // Государство и право. - 2007. - № 8.
26. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами. – Санкт-Петербург, 2004.