Понятие и условия эффективности права
Эффективность правав юридической науке обычно рассматривается как отношение цели, ради которой принята юридическая норма, к результату ее действия.
Эффективность права представляет собой не что иное, как количественную характеристику степени соответствия реальных поступков и отношений типовой мере, содержащейся в правовой норме.
Действие правовой нормы проявляется в том, что она:
- определяет субъектов правоотношений,
- устанавливает, после каких фактов они действуют,
- указывает на определенные образцы поведения,
- устанавливает средства, обеспечивающие должное поведение вплоть до санкций за его отклонение.
Эффективность может быть положительной, отрицательной или же нулевой.
При исследовании эффективности права иногда применяют метод «черного ящика», когда, контролируя сигналы, подаваемые на «вход» системы, одновременно фиксируют их эффекты на «выходе» из нее. Это позволяет изучить действенность юридических норм в зависимости от социальных условий, в которых они функционируют, имея в своем распоряжении сравнительно ограниченную информацию.
По-настоящему эффективность правовых норм нельзя установить без изучения социальных условий, в которых действуют люди, руководствующиеся правовыми нормами. Отсюда вытекает, что повышение эффективности принимаемого закона возможно не только путем совершенствования - его самого, но и путем изменений в социальной среде его функционирования.
В западной юридической литературе широко распространен пессимистический взгляд на возможность повышения эффективности правовых запретов, снижения преступности. Существование преступности объявляется нормальным явлением, снизить ее уровень столь лее невозможно, как и сократить количество осадков в год. Отсюда делается вывод о репрессивных мерах к преступникам. «Массовое истребление нежелательных, - пишет, например, французский демограф А. Сови, — существовало во все времена», относя к группе «нежелательных» бродяг, люмпенов, нищих, душевнобольных и т. п.
Такой подход следует рассматривать как антинаучный и антигуманный. Многие российские ученые приходят к выводу, что непременными предпосылками действенности правовых запретов являются:
Правильность, действенность законов. Их справедливость.
Соответствие законов общественным интересам и закономерностям общественного развития. Учет в заколах социальных факторов.
Стабильность законодательства. Сочетание правового воздействия с мерами общественного воздействия. Информированность населения о законах. Неотвратимость наказания за нарушение законов. Стабильность правовой системы.
Итак, с позиций большинства представителей современной науки юридические нормы наиболее эффективно действуют тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они функционируют, когда их содержание соответствует общественному сознанию населения, принципам нравственности и правосознания и когда нормы данной отрасли права действуют согласованно с нормами права других его отраслей.
В заключение хотелось бы сказать, что требование краткости конспективного изложения лекций не позволило дать характеристику ряда положений, научных школ и направлений, биографических сведений об упоминаемых авторах и др. Но в связи с тем что конспект лекций относится к Правоведения, которая является одной из наиболее общетеоретических дисциплин в юридических науках, он представляет собой своего рода краткое введение к широкому спектру знаний, которыми располагают эти науки.
Поэтому мне остается только надеяться, что недостаточная развернутость, краткость конспекта может быть восполнена при изучении других правовых дисциплин.
Планы семинарских (практических) занятий
Методические указания
Семинарские (практические) занятия — одна из важных форм аудиторных занятий со студентами, обеспечивающая наиболее активное участие их в учебном процессе и требующая от них углублённой самостоятельной работы. В планах для подготовки студентов к занятию сформулированы вопросы, определены номера задач или упражнения, которые необходимо решить при домашней подготовке или обсудить в ходе аудиторных групповых занятий, указаны контрольные вопросы или тесты для самопроверки.
При домашней подготовке к занятиям по каждой теме студенты должны проработать конспекты лекций, литературные источники, выбрать дополнительную литературу по своему усмотрению, подготовить ответы на вопросы, решить задачи и т.д.
Сформулированные вопросы и задачи в планах занятий по теме коллективно обсуждаются. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может задавать другие вопросы и задачи.