Наследование по завещанию: понятие завещания, условия его действительности наследственного права

Завещанием (testamentum) в римском праве называлось распоряжение физического лица на случай своей смерти, в обязательном порядке содержащее назначение наследника. Если наследник не назначался, такой документ не мог быть признан завещанием, не нес соответствующих правовых последствий. Кроме назначения наследника завещание могло содержать легаты, назначение опекуна малолетним наследникам наследодателя. Завещание является односторонней сделкой, совершаемой по усмотрению наследодателя. Принятие наследства является отдельным от составления завещания правовым актом.

Для совершения завещания требовалось специальное качество физического лица - активная завещательная способность (testamentifactio activa}, которой не обладали недееспособные лица, лица, осужденные за порочащие преступления (подвергнутые infamia), некоторые другие категории физических лиц.

Для назначения лица наследником последнее должно было, в свою очередь, обладать пассивной завещательной способностью (testamentifactio passive). Такого правового качества личности не было, в частности, у детей государственных преступников, поначалу не признавались в этом качестве постумы, то есть дети, уже зачатые, но еще не родившиеся к моменту смерти наследодателя. При этом лицо, хоть и обладавшее testamentifactio passiva, в силу закона могло быть ограничено в правах на получение наследства. Например, законом Августа о борьбе с безбрачием и бездетностью было установлено, что не состоящие в браке мужчины и женщины, достигшие брачного возраста (25-60 лет для мужчин, 20-50 лет для женщин), могут получить наследство только после ближайших родственников.

Форма завещания, чрезвычайно громоздкая в древнейший период, постепенно упрощалась (требовалось присутствие семи свидетелей, письменная форма не была обязательным условием совершения завещания). Наряду с совершаемыми таким образом частными завещаниями в Древнем Риме существовали также публичные завещания с участием государственных органов:

1. Путем занесения завещания в протокол суда или определенного магистрата.

2. Путем передачи в императорскую канцелярию письменного завещания на хранение.

В древнейшую эпоху воля завещателя ничем не ограничивалась, однако в дальнейшем постепенно стали появляться ограничения завещательной свободы лица. По цивильному праву завещатель не мог обходить своих подвластных молчанием: в завещании он обязан был назначить их наследниками или прямо лишить их наследства, причем не мотивируя причины такого своего решения. Подвластные сыновья наследодателя при отказе им в наследстве должны были быть перечислены поименно, дочерей в таком случае можно было не называть отдельно по имени. Нарушение указанного порядка в отношении сына, являющегося потенциальным наследником, влекло за собой ничтожность соответствующего завещания и открытие наследства по закону.

При несоблюдении указанных правил в отношении других подвластных наследодателя завещание сохраняло силу, но неправильно обойденные молчанием в завещании лица участвовали в наследовании наряду с наследниками, назначенными наследодателем в завещании.

В ходе исторического развития древнеримского социального порядка помимо обязательного указания на обязательных наследников в тексте завещания практикой центумвиральных судов (разбиравших споры, связанные с наследованием) был установлен обязательный минимум доли в наследстве для ближайших родственников наследодателя. Это право стало защищаться особым иском guerela inofficiosi testament, в случае обоснованности указанного иска суд при разрешении соответствующего дела использовал правовую фикцию о том, что завещатель в момент завещания был умственно неполноценен, в силу чего завещание следует признать недействительным (полностью или в определённой доле, с тем чтобы обязательные наследники получили свою долю в наследстве умершего). Претором было признано также право на обязательную долю в наследстве за эмансипированными детьми наследодателя. В классический период данное право было распространено также на нисходящих и восходящих родственников наследодателя в безусловном порядке, а также на его братьев и сестер при условии назначения наследником по завещанию опороченного лица. Размер обязательной доли в наследстве по общему праву составлял четверть от той доли, которую получил бы соответствующий наследник при наследовании по закону в установленном порядке. При этом завещание могло сохранить долю и без учета обязательной доли наследника, если таковая была предусмотрена по уважительной причине (в классический период причина признавалась уважительной по усмотрению суда, в Юстиниановом праве по этому поводу существовал специальный исчерпывающий перечень. Если завещатель лишь частично лишал своего наследника обязательной доли, соответствующему заинтересованному лицу предоставлялся специальный иск «о дополнении законной доли».

Наследник должен быть определенным образом быть указан в завещании, ни у кого не может складываться сомнений относительно определенности личности (persona certa) наследника. К числу наследников первоначально не могли относиться постумы, юридические лица. В императорский период назначение в завещании наследниками и тех и других было разрешено. Назначение наследника под условием допускалось только в том случае, если это условие носило отлагательный и бессрочный характер. Например, назначение как бы запасного наследника на случай, если назначенный на первом месте наследник по тем или иным причинам не сможет или не захочет принять наследство (так называемое «подназначение наследника» по завещанию).


Наши рекомендации