Занятие 10. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью
1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие и виды.
2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.
5. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие и виды.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15. Ст. 1695; 1998. № 36. Ст. 4466.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 8 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; 2007. № 46. Ст. 5553.
***
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3108.
Официальные акты высших судебных органов
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 14. Ст. 1374.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 348.
Литература
*Борисов А.С. Ответственность местного самоуправления и ее виды // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 2.
*Гришин В.В. Основания и меры юридической ответственности органов местного самоуправления перед государством // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 4.
*Кашо В.С. Ответственность в системе местного самоуправления. Учеб. пособие. Красноярск, 2005.
*Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2006.
*Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5.
*Шугрина Е.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 6.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»
Тема 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
В рамках первой темы студенты должны усвоить, что понятие «муниципальное право» используется в трех основных значениях. Во-первых, муниципальное право, являясь одной из отраслей системы права России, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с организацией и деятельностью местного самоуправления. Во-вторых, так именуется научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, историю развития местного самоуправления и практику его реализации. В-третьих, муниципальное право является учебной дисциплиной, обязательное изучение которой предусматривается программами юридических образовательных учреждений в соответствии с государственными стандартами.
Изучение темы необходимо начать с общей характеристики муниципального права как отрасли права. Следует исходить из того, что муниципальное право является новым явлением в современной российской системе права. Основой формирования новой отрасли права послужило реформирование местной власти в 1990-1991 гг. ХХ века, а именно закрепление и гарантирование местного самоуправления союзным, а затем и российским законодательством. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. ознаменовало признание местного самоуправления в качестве одного из элементов конституционного строя России (ст. 12).
Говоря об особенностях муниципального права, целесообразно обсудить вопросы о комплексном характере данной отрасли, ее месте в системе отраслей российского права, а также допустимости отнесения муниципального права к числу подотраслей конституционного права России.
Поскольку все отрасли права отличаются между собой по предмету и методу правового регулирования, студенты должны уяснить особенности отношений, регулируемых отраслью муниципального права, и способы воздействия на них.
Муниципальное право, являясь совокупностью норм, представляет собой упорядоченную систему, то есть объединение единых по своей юридической природе элементов в структурно упорядоченное единство. В этой связи необходимо охарактеризовать нормы и институты муниципального права, а также обсудить идеи выделения общей, особенной и специальной частей данной отрасли права.
Характеристика муниципального права как науки охватывает рассмотрение следующих вопросов: предмет и содержание науки муниципального права, ее методологическая основа, система и круг источников. Кроме того, студенты должны провести соотношение отрасли и науки муниципального права, выделить общее и отличное в указанных правовых категориях.
Завершая изучение темы, студентам необходимо выявить роль и значение учебной дисциплины муниципального права, преподаваемой в юридических образовательных учреждениях с целью подготовки специалистов высокой квалификации.