Структура Конституции Российской Федерации
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент Российской Федерации;
5) Федеральное Собрание;
6) Правительство Российской Федерации;
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".
Глава 1 «Основы конституционного строя»состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 этим нормам, т.е. ст.1 – 15, должны соответствовать все иные положения Конституции РФ.
Положение о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества (ст. 2), определило основные права и свободы человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции РФ.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.
Глава 3 «Федеративное устройство»содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4, 5 характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации; конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
Главы 4–8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.
Глава 4 «Президент Российской Федерации»состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.
Глава 5 «Федеральное собрание»раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей, которые закрепляют: статус Федерального собрания – парламента как представительного законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Государственной думы; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.
Глава 6 «Правительство Российской Федерации»состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
В главе 7 «Судебная власть»содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.
Глава 8 «Местное самоуправление»конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.
Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.
Заключительные и переходные положения (второй раздел)предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.
2. Конституционный Суд РФ: порядок формирования и деятельности; компетенция
- судебный орган конст.контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий суд.власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФопределяются Конституцией (ст. 125) и ФКЗ от 21 июля 1994 г. "О КС РФ"
КС состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. КС вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия КС не ограничены сроком. Полномочия судьи КС не ограничены определенным сроком. Предельный возраст - семьдесят лет (председатель-бессрочно). Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
КС имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конст.строя, осн. прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей ее территории КС:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) фед.законов, нормативных актов Президента, СФ, ГД, Правительства;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос.власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов;
в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос.власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между фед. органами гос. власти;
б) между органами гос.власти РФ и органами гос. власти ее субъектов;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конст. прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и фед. конст. законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юр. природе и предназначению в качестве суд. органа конституционного контроля.
Следует подчеркнуть, что КС решает исключительно вопросы права. При осуществлении конст. судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Поводом к рассмотрению дела в КС является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего ФКЗ. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон, иной нормативный акт, договор между органами гос. власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, или выдвижение ГД обвинения Президента в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. КС РФ рассматривает дела как в заседаниях, так и без.
Статья 47.1. Разрешение дел без проведения слушания
КС может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего ФКЗ НПА (за исключением ФКЗ, ФЗ, конституции республики, устава края, области, города фед. значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конст. прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения НПА аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции постановлением КС, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением КС, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение КС неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.В пленарном заседании КС судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС.
В своей деятельности КС руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование КС производится за счет фед. бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В фед. бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности КС средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов КС не м.б. уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. КС самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Имущество, необходимое КС для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является фед. собственностью. КС может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата. ограничение условий деятельности КС, установленных законом, не допускается.
По вопросам своей внутренней деятельности КС принимает Регламент. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в КС; требования к работникам аппарата КС; иные вопросы внутренней деятельности КС.
Решения КС обязательны на всей территории Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов гос. власти, органов МСУ, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
КС состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента.
Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи КС: гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр. профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Статья 9. Порядок назначения на должность:
Предложения о кандидатах на должности судей КС могут вноситься Президенту членами (депутатами) СФ и депутатами ГД, а также законодательными (представительными) органами субъектов, высшими суд. органами и фед. юр. ведомствами, всероссийскими юр.сообществами, юр. научными и учебными заведениями. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность судьи КС в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) СФ. В случае выбытия судьи из состава КС представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель КС назначается на должность СФ по представлению Президента сроком на 6 лет из числа судей КС. Председатель имеет двух заместителей, которые назначаются на должность СФ по представлению Президента сроком на 6 лет из числа судей КС. Председатель и заместители по истечении срока их полномочий м.б. назначены на должность на новый срок. Председатель и заместители могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением КС.
Полномочия Председателя или заместителей м.б. досрочно прекращены СФ по представлению Президента в случае, если решением КС установлено, что Председатель или заместитель Председателя не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей КС тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом. Прекращение полномочий Председателя или заместителя в качестве судьи КС по основанию, предусмотренному пунктом 1, 6, 7 или 8 части первой статьи 18 настоящего ФКЗ, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя не допускается.
В случае, если должность Председателя или заместителя окажется вакантной, Председатель или заместитель назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя КС.
Билет 26