Внутренняя организация парламентов и их палат
Порядок формирования палат парламента. Как правило, нижняя палата избирается народом, а верхняя – представительными органами регионов (такая система существует во Франции, Голландии). В Великобритании нижняя палата избирается народом; верхняя на 2/3 формируется по наследственному принципу, а 1/3 назначается монархом. В Норвегии нижняя палата избирается народом и из своего состава избирает верхнюю. В Италии незначительная часть членов верхней палаты (5 сенаторов) назначается пожизненно Президентом за заслуги перед государством (дополнительно к 315 сенаторам). В ряде стран часть мест в парламенте резервируется для представителей определенных слоев населения (например, в Египте половина мест в парламенте сохраняется за рабочими и крестьянами, в Индии часть мест для представителей отсталых народностей и отсталых каст, в Китае около 9% – для представителей армии). Такой довольно редкий способ формирования парламента называется кооптацией. Всекитайское собрание народных представителей (самый многочисленный парламент в мире)избирается путем многоступенчатых косвенных выборов.
Самый маленький парламент – в Лихтенштейне (15 депутатов).
Руководство парламентом (палатами, каждой отдельно) осуществляется либо единолично председателем, либо коллегиальным органом. Председатель нижней палаты, главным образом в странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему, именуется спикером. Обычно председатели нижних и единственных палат избираются самой палатой на весь срок полномочий. По традиции им становится представитель наиболее крупной партийной фракции.
Пост председателя верхней палаты двухпалатного парламента может замещаться по-разному:
1) избирается сенаторами из своего состава (Ирландия, Франция, Италия);
2) назначается правительством (Великобритания);
3) назначается главой государства;
4) председателем верхней палаты становится по должности вице-президент государства (США, Индия).
Руководство парламентом или палатами может осуществляться и коллегиальным органом: бюро (Испания), президиумом (Финляндия).
В соответствии с регламентами палат парламента председатель имеет следующие полномочия: открывает и закрывает заседания палаты парламента; определяет повестку дня заседаний, председательствует на них; обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством; руководит прениями, предоставляет слово депутатам и членам правительства; устанавливает вместе с вице-председателями на основе регламента процедуру обсуждения и порядок голосования, объявляет его результаты; координирует работу внутрипарламентских органов, руководит работой, связанной с организационно-техническим обслуживанием парламента; руководит штатом сотрудников; распоряжается финансовыми средствами, выделенными парламенту согласно статьям закона.
Парламентские фракции – это объединения депутатов в парламенте или в палате, принадлежащих к одной политической партии. Во многих регламентах установлено минимальное число депутатов, которые вправе образовывать фракцию. Так, в Национальном собрании Франции фракция должна состоять из 20 членов, в Сенате – из 15. Председатель фракции, или ее лидер предлагает кандидатуры в органы палат, поддерживает связь с главой государства, правительством, различными должностными лицами.
В странах англосаксонского права назначаются парламентские функционеры, следящие за соблюдением партийной дисциплины, за голосованием всех членов от своей партийной фракции, за явку парламентариев на голосование.
Комиссии (комитеты) палат – это структурные подразделения, создаваемые парламентами (в каждой палате или совместно обеими палатами), из числа депутатов для содействия палатам в осуществлении их полномочий.
В зависимости от срока полномочий, предметов ведения и объема компетенции комиссии (комитеты) подразделяют на постоянные и временные.
Постоянные комиссии создаются на весь срок полномочий парламента или на период проведения сессии. Временные комиссии создаются для решения какой-то конкретной задачи и по достижении указанной цели распускаются.
Комиссии могут быть специализированными (или отраслевыми) и неспециализированными (или универсальными). Специализированные комиссии занимаются рассмотрением определенного круга дел в соответствии с их компетенцией, и система их соответствует системе министерств, подконтрольных комиссиям. Их основная задача – контроль за деятельностью основных министерств. Обычно это комиссии по вопросам иностранных дел, обороны, промышленности и т. д. Неспециализированные комиссии не имеют определенного профиля и принимают к рассмотрению любые дела по решению соответствующего органа палаты.
Порядок формирования комиссий различен, но всегда соблюдается принцип пропорционального представительства от парламентских фракций (т. е. партии, располагающие большинством в палате, получают большинство мест в каждой комиссии).
В ряде двухпалатных парламентов, наряду с комиссиями палат, образуются также объединенные комиссии обеих палат, создаваемые на паритетных началах. Это, в частности, согласительные комиссии или посреднические комитеты. Они создаются для согласования текстов законопроектов, совместного обсуждения и выработки компромиссного решения.
Для поддержания порядка в зале заседания парламента имеются должности квесторов.
Порядок работы парламента
Основной формой работы парламента является сессия, т.е. заседание, в котором принимают участие все депутаты (члены) и принимаются основные решения (чаще всего в форме законов). Сессии могут быть очередные (проводятся в обычном режиме) и внеочередные (проводятся по требованию определенной части депутатов, председателя палаты или главы государства). Парламентские сессии созываются от одного до четырех раз в год и работают на профессиональной основе. В промежутках между сессиями депутаты работают в комиссиях (комитетах).
Компетенция парламента
Компетенция парламента – это совокупность полномочий, которые закреплены за парламентом конституцией и другими законами.
По объему конституционных полномочий парламенты подразделяются на следующие виды:
С неограниченной компетенцией | В странах с парламентарной формой правления не существует препятствий для принятия парламентом любого разумного закона (Новая Зеландия, Великобритания) |
С абсолютно ограниченной компетенцией | В конституциях устанавливается точный перечень вопросов, являющихся объектом законодательной деятельности парламента (Франция) |
С относительно ограниченной компетенцией | Такая компетенция характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств (ФРГ, Индия) |
Полномочия парламентов можно разделить также по сферам их деятельности. Обычно выделяют следующие сферы полномочий парламентов: 1) законодательная сфера (составляет основное направление работы парламента); 2) финансовые полномочия (принятие государственного бюджета и установление налогов); 3) осуществление парламентского контроля за деятельностью государственных органов и учреждений, прежде всего исполнительной власти; 4) полномочия в области внешней политики, обороны и безопасности (решение вопросов войны и мира); 5) полномочия, связанные с формированием государственных органов, назначением или избранием должностных лиц; 6) судебные полномочия парламентов (в качестве высшей судебной инстанции страны, осуществления процедуры импичмента, принятие закона об амнистии).
Законодательный процесс
Законодательный процесс – это порядок деятельности парламента по созданию законов. В парламентской практике определились следующие стадии этого процесса: