Внутренняя организация парламентов и их палат

Порядок формирования палат парламента. Как правило, нижняя палата избирается народом, а верхняя – представительными ор­ганами регионов (такая система существует во Франции, Голландии). В Великобритании нижняя палата избирается народом; верхняя на 2/3 формируется по наследственному принципу, а 1/3 назначается монархом. В Норвегии нижняя палата избирается народом и из своего состава избирает верх­нюю. В Италии незначительная часть членов верхней палаты (5 сенаторов) назначается пожизненно Президентом за заслуги перед государством (дополни­тельно к 315 сенаторам). В ряде стран часть мест в парламенте резервируется для представителей определенных слоев населения (например, в Египте половина мест в парламенте сохраняется за рабочими и крестьянами, в Индии часть мест для представителей отсталых народностей и отсталых каст, в Китае около 9% – для представителей армии). Такой довольно редкий способ формирования парламента называется кооптацией. Всекитайское собрание народных представителей (самый многочисленный парламент в мире)избирается путем многоступенчатых косвенных выборов.

Самый маленький парламент – в Лихтенштейне (15 депутатов).

Руководство парламентом (палата­ми, каждой отдельно) осуществляется либо единолично председателем, либо коллегиальным органом. Председатель нижней палаты, главным образом в странах, восприняв­ших англосаксонскую правовую систему, именуется спи­кером. Обычно председатели нижних и единственных палат избираются самой палатой на весь срок пол­номочий. По традиции им становится представитель наи­более крупной партийной фракции.

Пост председателя верхней палаты двухпалатного пар­ламента может замещаться по-разному:

1) избирается сенатора­ми из своего состава (Ир­ландия, Франция, Италия);

2) назначается правительством (Велико­британия);

3) назначается главой государства;

4) предсе­дателем верхней палаты становится по должности вице-президент государства (США, Индия).

Руководство парламентом или палатами может осу­ществляться и коллегиальным органом: бюро (Испания), президиумом (Финляндия).

В соответствии с регламентами палат парламента председатель имеет следующие полномочия: открывает и закрывает заседания палаты парламента; определяет повестку дня заседаний, председатель­ствует на них; обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством; руководит прениями, предоставляет слово депутатам и членам правительства; устанавливает вместе с вице-председателями на основе регламента процедуру обсуждения и порядок голо­сования, объявляет его результаты; координирует работу внутрипарламентских органов, руководит работой, связанной с организационно-тех­ническим обслуживанием парламента; руководит штатом сотрудников; распоряжается финансовыми средствами, выделен­ными парламенту согласно статьям закона.

Парламентские фракции – это объединения депутатов в парламенте или в палате, принадлежащих к одной по­литической партии. Во многих регламентах установ­лено минимальное число депутатов, которые вправе обра­зовывать фракцию. Так, в Национальном собра­нии Франции фракция должна состоять из 20 членов, в Сенате – из 15. Председатель фракции, или ее лидер предлагает кандидатуры в ор­ганы палат, поддерживает связь с главой государства, пра­вительством, различными должностными лицами.

В странах англосаксонского права назначаются парламент­ские функционеры, следящие за соблюдением партийной дисциплины, за голосованием всех членов от своей партий­ной фракции, за явку парламентариев на голосование.

Комиссии (комитеты) палат – это структурные под­разделения, создаваемые парламентами (в каждой палате или совместно обеими палатами), из числа депутатов для содействия пала­там в осуществлении их полномочий.

В зависимости от срока полномочий, предметов ведения и объема компетенции комиссии (комитеты) подразде­ляют на постоянные и временные.

Постоянные комиссии создаются на весь срок полномо­чий парламента или на период проведения сессии. Времен­ные комиссии создаются для решения какой-то конкретной задачи и по достижении указанной цели распускаются.

Комиссии могут быть специализированными (или отраслевыми) и неспециализированными (или универ­сальными). Специализированные комиссии занимаются рас­смотрением определенного круга дел в соответствии с их компетенцией, и система их соответствует системе ми­нистерств, подконтрольных комиссиям. Их основная за­дача – контроль за деятельностью основных министерств. Обычно это комиссии по вопросам иностранных дел, обороны, промышленности и т. д. Неспециализированные комиссии не имеют определен­ного профиля и принимают к рассмотрению любые дела по решению соответствующего органа палаты.

Порядок формирования комиссий различен, но все­гда соблюдается принцип пропорционального предста­вительства от парламентских фракций (т. е. партии, располагающие большинством в палате, получают боль­шинство мест в каждой комиссии).

В ряде двухпалатных парламентов, наряду с комиссиями палат, образуются также объединенные комиссии обеих палат, создаваемые на паритетных началах. Это, в частности, согласительные комиссии или посреднические комитеты. Они создаются для согласования текстов за­конопроектов, совместного обсуждения и выработ­ки компромиссного решения.

Для поддержания порядка в зале заседания парламента имеются должности квесторов.

Порядок работы парламента

Основной формой работы парламента является сессия, т.е. заседание, в котором принимают участие все депутаты (члены) и принимаются основные решения (чаще всего в форме законов). Сессии могут быть очередные (проводятся в обычном режиме) и внеочередные (проводятся по требованию определенной части депутатов, председателя палаты или главы государства). Парла­ментские сессии созываются от од­ного до четырех раз в год и работают на профессиональ­ной основе. В промежутках между сессиями депутаты работают в комиссиях (комитетах).

Компетенция парламента

Компетенция парламента – это совокупность полномочий, которые закреплены за парламентом конституцией и другими законами.

По объему конституционных полномочий парламенты подразделяются на следующие виды:

С неограниченной компетенцией В странах с парламентарной формой правления не существует препятствий для принятия парламентом любого разумного закона (Новая Зеландия, Великобритания)
С абсолютно ограниченной компетенцией В конституциях устанавлива­ется точный перечень вопросов, являющихся объектом законодательной деятельности парламента (Франция)
С относительно ограниченной компетенцией Такая компетенция характерна для феде­ративных и децентрализованных унитарных государств (ФРГ, Индия)

Полномочия парламентов можно разделить также по сферам их деятельности. Обычно выделяют следующие сферы полномочий парламентов: 1) законодательная сфера (составляет основное направление работы парламента); 2) финансовые полномочия (принятие государствен­ного бюджета и установление налогов); 3) осуществление парламентского контроля за дея­тельностью государственных органов и учреждений, пре­жде всего исполнительной власти; 4) полномочия в области внешней политики, оборо­ны и безопасности (решение вопросов войны и мира); 5) полномочия, связанные с формированием государственных органов, назначением или из­бранием должностных лиц; 6) судебные полномочия парламентов (в качестве высшей судебной инстанции страны, осуществления процедуры импичмента, принятие закона об амнистии).

Законодательный процесс

Законодательный процесс – это порядок деятельности парламента по созданию законов. В парламентской практике определились следующие стадии этого процесса:

Наши рекомендации