Методические указания
Студентам необходимо раскрыть понятие службы и служащих, принципы государственной службы. Изучить государственную должность, классификацию государственных должностей государственной службы. Остановиться на порядке прохождения государственной гражданской службы и ее стадии. Поступление (прием) на службу, аттестация, квалификационные экзамены и квалификационные разряды, прекращение службы. Раскрыть основные права и обязанности военных служащих и служащих правоохранительных органов. Социально-правовые гарантии и ограничения для военных служащих и служащих правоохранительных органов. Для выполнения заданий использовать законы и указы Президента о государственной службе.
Занятие 1. Государственная гражданская служба
1.Система и виды государственной службы РФ. Государственная гражданская служба как правовой институт.
2.Понятие, признаки, классификация государственных гражданских должностей.
3.Понятие «государственные гражданские служащие» и их классификация.
4.Административно-правовой статус государственного гражданского служащего.
5.Прохождение государственной гражданской службы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 80-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)» // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.
Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
Указ Президента РФ от 11 января 1995г. «О государственных должностях Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 173.
Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» // СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 4129.
Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы»// СЗ РФ. №23. Ст. 2501.
Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 641 «О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы»// СЗ РФ. № 23. Ст. 2502.
Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего»// СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1036.
Указ Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим»// СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1963.
Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы»// СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2115.
Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 2868.
Вопросы для обсуждения
1.Как соотносятся между собой понятия «государственная должность» и «должностное лицо»?
2.Назовите признаки, отличающие государственную службу от иных видов службы.
3.По каким критериям могут быть дифференцированы обязанности, права и ограничения государственных служащих?
4.Назовите отличительные признаки федеральной государственной службы.
5.В чем особенность правового регулирования государственной службы субъектов РФ?
6.Какое юридическое значение имеет реестр государственных должностей государственной службы?
7.Из каких стадий складывается процесс прохождения государственной службы?
8.Как соотносятся между собой конкурс и назначение на государственную должность, конкурс и квалификационный экзамен?
9.В каких случаях при поступлении на государственную службу устанавливается испытание?
10.С какой целью проводится аттестация государственных служащих и какие последствия она влечет?
11.Как соотносятся между собой квалификационные разряды государственных служащих и воинские, а также специальные звания?
Задания
1.Изобразите схематически соотношения понятий «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «служащий государственной организации», «служащий государственного предприятия, учреждения», «государственный гражданский служащий», «военнослужащий», «служащий правоохранительной службы».
2.Заполните карту сравнительного анализа видов государственной службы:
Признаки | Гражданская служба | Правоохранительная служба | Военная служба |
Нормативная основа | |||
Способы замещения должностей | |||
Сроки замещения должностей | |||
Организации, в которых проходят службу | |||
Виды чинов и званий | |||
Меры поощрения служащих | |||
Меры взыскания | |||
Прекращение государственно-служебных отношений |
Задачи
1.Каковы признаки государственного служащего? Кто из нижеследующего перечня не является таковым: Президент РФ, ректор вуза, следователь прокуратуры, судебный пристав, судья, губернатор области (края), Председатель Совета Федерации, помощник Председателя Государственной Думы, Руководитель Аппарата Совета Федерации, руководитель Пресс-службы Президента РФ, советник федерального министра, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, судья Высшего Арбитражного Суда РФ, генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ ,доцент Государственной юридической академии, администратор областного суда?
2..На практическом занятии при изучении правового положения государственных служащих между студентами возникли разногласия. Одни утверждали, что министры государственными служащими не являются, поскольку им не присваиваются квалификационные разряды и они не состоят на государственной службе. Другие отмечали, что министры замещают государственные должности, их работа связана с осуществлением государственно-властных полномочий, оплачивается из государственного бюджета, и поэтому их следует считать государственными служащими.
Кто прав и почему?
Дайте юридический анализ дела.
3. Прокурор области вынес постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении руководителя структурного подразделения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, который, находясь на рабочем месте, призывал граждан, пришедших к нему по поводу проведения санитарно-эпидемиологического расследования, к принятию ислама и присоединению к религиозному объединению «Правоверные Урала», а кроме того, посещая различные организации для исполнения должностных обязанностей, пытался вовлекать в свою веру работников данных организаций и несколько раз там же сжигал Библию. Когда же ему указывали на неправомерность его поведения, он утверждал, что действует в рамках закона, так как каждому гарантируется свобода вероисповедания, в том числе и распространения любых религиозных убеждений, а кроме того, так как он представляет государство, то не несет никакой ответственности за совершаемые действия. Дайте юридический анализ дела.
4. Гражданин Саркисян являлся владельцем ресторана армянской кухни в центре города. После успешно пройденной санитарной проверки Саркисян в знак благодарности вручил пред дорогой армянский коньяк. Смирнов коньяк принял, но решил подарить его своему другу - коллекционеру редких вин и коньяков. Об этом подарке узнал начальник отделения Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Центрального района и уволил Смирнова. Смирнов обратился с иском в суд, требуя признать увольнение незаконным. Дайте юридический анализ дела.
5 Иванов был назначен на должность заместителя руководителя Государственной инспекции труда области. Имея в собственности пакет акций ЗАО «Исток», он передал его в доверительное управление своему брату, занимающему должность налогового инспектора. Кроме того, в сведениях, предоставленных в налоговые органы, Иванов не указал наличие у него в собственности дачи в пос. Садовом и автомашины, так как собирался подарить их сыну.
Дайте юридический анализ дела.
6. Губернатор Омской области Щербинин 23 апреля 2004 г. принял почетное звание Республики Казахстан без разрешения Президента РФ. Администрация Президента РФ направила губернатору предупреждение о том, что он нарушил требования законодательства РФ о государственной службе и может быть смещен с должности указом Президента РФ. В ответ на это Щербинин заявил, что по Уставу области он является высшим органом государственной власти области, высшим должностным лицом, но не является государственным служащим ни РФ (поэтому он не может быть смещен решением Президента РФ), ни Омской области. Дайте юридический анализ дела.
7.. Находясь на службе в таможенных органах в течение 20 дней, двадцатидвухлетний гражданин К., являясь выпускником образовательного учреждения Государственного таможенного комитета (ГТК), был представлен к присвоению первого специального звания - прапорщик. Начальник таможенного органа, в котором находился на службе гражданин К., отказал в присвоении звания прапорщика, мотивируя это тем, что сотрудник таможенных органов К. находится на прохождении шестимесячного испытания, которое необходимо при приеме на службу в таможенные органы. На основании этого ему не может быть присвоено первое специальное звание. Дайте юридический анализ дела.
8.. Начальник управления финансов Министерства образования РФ Петров при ознакомлении со своим личным делом обнаружил в нем данные о членстве в Либерально-демократической партии, внесенные кадровой службой министерства. Через некоторое время руководство министерства потребовало от Петрова прекратить членство в партии, иначе он будет освобожден от занимаемой должности в министерстве. Петров отказался выполнить требование руководства. Министр издал приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Петров обратился с жалобой на незаконный приказ в суд.
Дайте юридический анализ дела.
Занятие 2.
1. Особенности военной службы.
2. Особенности правоохранительной службы.
3. Общие признаки военной и правоохранительной службы.
4. Прохождение военной и правоохранительной службы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в РФ» // СЗ РФ. 2003.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 176-ФЗ «О статусе военнослужащих»// СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»//ВВС РФ. 1991. № 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2346.
Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утвержде
нии Дисциплинарного устава таможенной службы Российской
Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5742.
Вопросы для обсуждения
1.Служба в каких государственных организациях относится к военной?
2.Назовите отличительные признаки правоохранительной службы.
3.Какие существуют виды правоохранительной службы?
4.Как соотносятся воинские и специальные звания с квалификационными разрядами государственных гражданских служащих?
5.Из каких элементов складывается процесс прохождения военной и правоохранительной службы?
6.Каким способом замещаются воинские и правоохранительные должности высшего начальствующего состава?
7.В каких случаях военнослужащие и правоохранительные служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности?
8.По каким основаниям возможно прекращение военной и правоохранительной службы?
Задачи
1. Командующий внутренними войсками МВД по Центральному округу издал приказ воинским частям Центрального округа о проведении мероприятий по задержанию особо опасного преступника, объявленного в федеральный розыск. Командующий Центрального военного округа Оленев заявил, что Медведев не вправе был издавать такой приказ, так как воинские части Центрального округа не входят в состав внутренних войск МВД и подчинены Министерству обороны. Кроме того, розыск и задержание преступника - задача милиции, и воинские части этим заниматься не обязаны. Дайте юридический анализ дела.
2. Медведев, будучи иностранным гражданином, решил поступить на военную службу по контракту. Однако ему отказали в заключении контракта, так как он не соответствовал медицинским требованиям военной службы в связи с плохим зрением.
Медведев обратился с жалобой в суд на данное решение, мотивируя свои требования тем, что результаты военно-врачебной экспертизы ошибочны и острота зрения у него выше 0,09. А то, что он не смог правильно прочитать буквы при проверке зрения, объясняется тем, что он путает некоторые буквы алфавита. Суд в удовлетворении жалобы отказал. Дайте юридический анализ дела.
3. Офицер Шестов, проходящий военную службу по контракту, совершил кражу, вследствие чего он был лишен своего воинского звания. В связи с этими обстоятельствами, Шестов был уволен с военной службы и лишен всех причитающихся ему льгот. Шестов обратился в суд с требованиями признать его увольнение необоснованным, так как ст. 48 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и воинской службе»говорит о возможности лишения воинского звания за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, а кража таковым преступлением не является. Поэтому Шестов требует восстановления на военной службе и возмещения в связи с этим материального и морального вреда.
Дайте юридический анализ дела.
4. За появление прапорщика таможенной службы Руткевича в нетрезвом состоянии на службе начальник таможенного органа объявил в приказе дисциплинарное взыскание. Руткевич оспорил приказ начальника, аргументируя это тем, что он не был ознакомлен с данным взысканием и при его наложении он находился на больничном. Дайте юридический анализ дела.
5. При рассмотрении ряда дел Европейский суд сослался на право на равный доступ к государственной службе в своей стране.
Так, в деле «Козик против Федеративной Республики Германии» заявитель, который письменно высказывался и осуществлял политическую деятельность в пользу крайне правой партии, был уволен с должности государственного служащего в конце прохождения им годового испытательного срока. Он утверждал, что обвинение против него является нарушением ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (свобода выражения мнения). Суд отметил, что Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривают соответственно, что «каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране» (п. 2 ст. 21 Декларации) и что «каждый гражданин должен иметь право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе» (п. «с» ст. 25 Пакта). Таким образом, Суд признал право каждого гражданина на равный доступ к государственной службе .
Аналогичное решение было принято Судом по делу «Гласенап против Федеративной Республики Германии», в котором заявительница утверждала, что была отстранена от должности преподавателя лицея после прохождения испытательного срока за то, что поддерживала политику Коммунистической партии Германии . Согласны ли вы с такой позицией?
Темы для рефератов
1. Этические требования для государственных служащих.
2. Бюрократия в системе государственной службы.
3. Перспективы развития института государственной службы.
4. Становление и история развития института государственной службы.
5. Должностные преступления государственных служащих.
Задания для самопроверки по разделу 2
Задание № 1
Какое из понятий, характеризующих правовое положение граждан в сфере государственного управления, является наиболее емким: