Государственная Дума: состав, структура, срок полномочий.

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума РФ состоит из 450 и избирается сроком на 5 лет. Депутатом ГосДумы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов ГосДумы устанавливается ФЗ от 18. 05.2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Выборы в ГосДуму назначаются президентом РФ, решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Депутаты ГосДумы избираются по федеральному избирательному округу (включает всю территорию РФ) пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты ГосДумы. Проходной барьер составляет 7%. В октябре 2011 года года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Эта норма будет задействована только на выборах 2016 года. Кандидаты в депутаты выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими право принять участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список, не может превышать 500 человек. После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной Думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Депутаты ГосДумы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Структура ГосДумы включает в себя: 1) Председателя ГосДумы (Нарышкин Сергей Евгеньевич), его первых заместителей и заместителей; 2) Совет ГосДумы (создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета ГосДумы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы, руководители фракций); 3) фракции – объединения депутатов ГосДумы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в ГосДуме; 4) комитеты и комиссии (Комитет ГосДумы по промышленности, по земельным отношениям и строительству; по науке и наукоемким технологиям; по энергетике и др.)

Председатель ГосДумы, первые заместители Председателя ГосДумы и заместители Председателя ГосДумы избираются из числа депутатов ГосДумы тайным голосованием с использованием бюллетеней. ГосДума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции. Кандидат является избранным, если за него проголосовало более половины голосов от общего числа депутатов ГосДумы (Председателя). Председатель ГосДумы: ведет заседания палаты; ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией РФ и полномочиями, предоставленными ему Регламентом; организует работу Совета ГосДумы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата ГосДумы и т.д.

Аппарат ГосДумы - орган, осуществляющий организационное, документационное, правовое, информационно-аналитическое и хозяйственное обеспечение деятельности ГосДумы, отдельных её структур и депутатов. Действует на постоянной основе.

Основная функция ГосДумы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов. Конституция РФ (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы:

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГосДумой; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

7. Государство как субъект конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой КП и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Круг субъектов этих отношений широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, депутаты, органы госвласти, избирательные комиссии, государства (РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Государство – важнейший субъект конституционно-правовых отношений, конституционно-правовой статус РФ характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией находятся в ведении органов власти ее субъектов. Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием собственности Федерации, а также единой денежной и кредитной системой.

Государство как субъект к-п отношений обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать такие условия жизнедеятельности общества, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это единственная обязанность государства, прямо сформулированная Конституцией (ст.2). Кроме того, государство призвано обеспечивать реализацию суверенитета народа - единственного источника власти в РФ (ст.3).

Наши рекомендации