Государственная Дума: полномочия, организация работы. Акты Государственной Думы. Прекращение полномочий Государственной Думы. Роспуск.

Нормативная база:

1. Конституция РФ (глава 5 «Федеральное Собрание»)

2. ФЗ «О выборах Государственной Думы ФС РФ» 2005 года (для действующего 6 созыва), 2014 года – для избирательной кампании 2016 года.

3. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Назначение этой палаты – представлять интересы многонационального народа РФ.

Структура:Конституция РФ закрепляет, что ГД состоит из 450 депутатов, включая:

1. Председатель ГД – Вячеслав Володин. Избирается депутатами из своего состава на первом заседании.

2. Первый заместитель Председателя ГД.

3. Заместители Председателя ГД – их количество определяется на первом заседании ГД.

4. Совет ГД – создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов Государственной Думы. Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы. Совет Государственной Думы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам Государственной Думы, во фракции и в комитеты Государственной Думы.

5. Партийные фракции – объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов - 4 (Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Коммунистическая партия РФ, «Либерально-демократическая партия России», «Справедливая Россия»). В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменное заявление о выходе из состава фракции. В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции полномочия депутата Государственной Думы прекращаются.

6. Постоянные комитеты – создаются в целях подготовки законопроектов к принятию. Каждый депутат обязательно должен входит в комитет. В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

7. Комиссии – как правило временные органы, но существует одна постоянная комиссия по мандатным вопроса и вопросам депутатской этики, обеспечивающая статус депутатов (имеет статус комитета). Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

8. Аппарат ГД (Положение об Аппарате ГД, утв. Распоряжением Председателя ГД от 16.02.2004 г. № 18р-1) - является постоянно действующим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющим правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы.

Особенности выборов:

Выборы в Государственную Думу 6 созыва (2011 год) проходили по ФЗ 2005 года. В основе выборов лежали правила пропорциональной избирательной системы: политические партии выдвигали списки кандидатов, между которыми и происходила борьба. Методика распределения депутатских мандатов заключалось в том, что политическая партия получала количество мест в ГД пропорционально числу голосов избирателей, поданных за выдвинутый список кандидатов. По такому правилу распределялись все 450 депутатских мест.

Особенности избирательной кампании 18 сентября 2016 года (ГД 7 созыва) – она проходила по новому ФЗ 2014 года, главная новелла которого – новая избирательная система – смешанная. Ее суть в том, что половина депутатов (225) будет избираться по прежней пропорциональной системе (по партийным спискам), вторая половина (225) – по мажоритарной системе (когда кандидаты будут выдвигаться в порядке самовыдвижения или политической партией от определенной территории – избирательного округа).

Итоги выборов тоже будут определяться согласно правилам конкретной избирательной системы:

Среди кандидатов, участвовавших на выборах по правилам мажоритарной системы, победитель будет определяться по каждому избирательному округу по системе относительного большинства (достаточно обойти соперников в данном избирательном округе по общему числу набранных голосов).

Среди списков кандидатов депутатские места будут распределяться по правилам пропорциональной системы.

Полномочия ГД:

1. Законодательные:

а) право законодательной инициативы; в том числе предложение об изменении Конституции;

б) готовит законопроекты к принятию и принимает законы в трех чтениях;

в) право преодолеть вето СФ и вето Президента РФ

2. Кадровые:

а) согласовывает с Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ;

б) назначает Председателя Счетной палаты РФ, половину ее аудиторов;

в) назначает на должность Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя ЦБ РФ, 5 членов ЦИК.

Иные полномочия:

а) выдвигает обвинение против Президента;

б) решает вопрос о доверии Правительству РФ;

в) объявляет амнистию.

Согласно части 4 ст. 101 Конституции РФ, каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Регламент – это свод процедурных правил определенного вида деятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собрания, сессии. Характеризуемый как внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права, регламент в двухпалатном парламенте принимается обычно каждой палатой отдельно, тем самым обеспечивается ее самостоятельное функционирование. Можно определить Регламент как средство самоорганизации палаты, его нормы обязательны для самой палаты, ее органов и членов, а также всех других государственных органов, участвующих в парламентских процедурах, поскольку основы этих процедур и наиболее принципиальные их положения закреплены в Конституции РФ.

Наши рекомендации