Правовой статус субъектов РФ
Основные данные о работе
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Сыктывкарский |
Вид работы | Творческая работа |
Название дисциплины | Конституционное (государственное) право России |
Тема | Федеративное устройство Российской Федерации |
Фамилия студента | Забоев |
Имя студента | Иван |
Отчество студента | Алексеевич |
№ контракта |
Содержание
Основная часть. 3
1. Состав субъектов РФ.. 3
2. Правовой статус субъекта РФ.. 4
Приложения. 7
Основная часть
Состав субъектов РФ
Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации в алфавитном порядке представлен в статье 65 Конституции РФ.
На сегодняшний день в России насчитывается 83 субъекта:
- 21 республика,
- 9 краев,
- 46 областей,
- 2 города федерального значения,
- одна автономная область-Еврейская автономная область,
- 4 автономного округа.[1]
В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.
Однако список, представленный в Конституции РФ может быть дополнен, если в состав России войдет новая территория, либо в случае образовании нового субъекта в пределах РФ. Данные изменения будут регулироваться Федеральным Конституционным Законом «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001г, №6-ФКЗ
Россия является многонациональной страной. На сегодняшний день в государстве насчитывается 180 народов. Однако это оценка является лишь приблизительной. На самом деле к этому числу можно прибавить количество малочисленных народов, которые проживают в различных субъектах Российской Федерации. Основные правовые гарантии данной категории населения закрепляет Федеральный Закон « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999г, дополнительные льготы в отношении них устанавливает Лесной кодекс, Закон « О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г., ряды актов Президента, Правительства РФ и др. В 1998 г. 18 июля федеральным законом была ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.[2]
Таким образом, в целях защиты традиционного образа жизни, исконной территории, прав и законных интересов эти народов приняты нормативно-правовые акты, которые являются серьезным гарантом прав и свобод данного слоя населения.
Правовой статус субъектов РФ
Правовой статус субъекта Российской Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией Российской Федерации.
Статус субъекта РФ представляет собой совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, а также принадлежность к определенному виду субъектов.
На территории РФ можно выделить три вида субъектов:
1. Республики, которые имеют статус государства в составе РФ;
2. Политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения;
3. Национально-территориальные образования: автономные округа и автономная область.[3]
Законодательные органы субъектов РФ наделены полномочиями издания нормативно-правовых актов: Конституция или Устав субъекта, законы и подзаконные акты, указы и распоряжения высших должностных лиц субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов и др.
Наряду с этим в отношении субъектов РФ провозглашено равноправие территориально-административных единиц.
Регионы имеют равный доступ к Совету Федерации Федерального Собрания (по 2 представителя от каждого субъекта), к Государственному совету РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов России.[4]
Однако правовой статус субъектов не совсем одинаков.
Равноправие субъектов выражается в одинаковой возможности выбрать наименование региона. Данное право вытекает из анализа ст.71 и 72 Конституции РФ, а также находит свое подтверждение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №15-П от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч.2. ст.137 Конституции, а также закрепляется в некоторых законах субъектов. Наименование субъекта не должно подрывать основы федерализма РФ, затрагивать права и свободы личности и гражданина, светский характер государства, подразумевать и инициировать территориальные претензии, ущемлять свободу совести и др.
Так как субъекты РФ наделены полномочиями самостоятельного принятия нормативно-правовых актов, можно говорить о правовой системе и системе законодательства на территории региона.
Всем субъектам присуща их собственная территория, которая входит в состав территории Российской Федерации.[5]
Субъекту РФ присуща собственная система гос. власти, которая должна отвечать основополагающим принципам организации органов гос. власти в РФ. Объем полномочий и деятельность органов гос. власти субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и др. нормативно-правовым актам. Решающую роль в данном вопросе играет Федеральный Закон от 22 сентября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает срок полномочий данных органов, конституционно-правовой статус депутатов и высших должностных лиц, порядок избрания представительных органов и т.д.
Субъекты РФ могут участвовать в международных и внешнеэкономических связях. Исключено заключение субъектами государственных договоров политического характер, образование внутренних федераций.[6]
На балансе субъекта РФ находится собственность, которая включает в себя все имущество, не относящееся к исключительной федеральной собственности.
Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований.
Каждый субъект РФ имеет свою символику- герб, флаг и гимн, в которых отражаются образ жизни коренных народов, их культурные традиции и обычаи. Субъекты РФ имеют свои центры или столицы.
Конституционно-правовой статус субъектов содержит большой комплекс прав, обязанностей. Наряду с общими признаками в правовом положении различных субъектов РФ есть свои особенности конституционно-правового статуса.[7]
Приложения
А | Ошибка! Ошибка связи. |
Б | Ошибка! Ошибка связи. |
[1] Кутепова К.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшая школа, 2010. – 501 с.
[2] Аксенова Е.А. Анализ внешнеэкономических связей регионов России на современном этапе. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 258 с.
[3] Очакова А.И. Федерализм в России. - М.: Радио и связь, 2010. – 311 с.
[4] Зайцев Г.Г. Конституционное право Российской Федерации. – СПб.: Северо-Запад, 2011. – 401 с.
[5] Громов М.Н. Конституционное право России. – М.: Логос, 2009. – 496 с.
[6] Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Д.В. Ширипов. – М.: Юристъ, 2010. – 382 с.
[7] Дашенко С.Ю. Общее состояние и перспективы федерализма // Конституционный строй России: 15 лет пути, 2011г, № 12 – с. 23-29.