Основные этапы проведения проверки

Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров.

Первым этапом является подготовка к проведению проверки. Подготовка к проверкам обычно включает следующие элементы:

ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок исполнения законов в целях уяснения, какие нарушения данного закона и других законов допускались там ранее, и какие в связи с этим принимались меры администрацией к устранению нарушений и недопущению их в будущем;

тщательное изучение законов, положений, других нормативных актов, регулирующих деятельность органа, где предстоит проводить проверку;

подбор и изучение законов и других нормативных актов, применяемых органом, где предстоит проводить проверку;

ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику деятельности данного органа;

изучение руководящих указаний Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов федерации в части предмета проверки;

изучение методических пособий и рекомендаций по предмету проверки;

определение тактики и методики проведения предстоящей проверки: характера и последовательности проверочных, иных действий; определение структурных подразделений (отделов, цехов, участков, лабораторий и т.д.), охватываемых проверкой, определение перечня материалов и документов, с которыми надлежит ознакомиться в ходе проверки, а также перечня вопросов, подлежащих выяснению;

определение и подбор специалистов, привлекаемых к проверке (если есть необходимость) и формулирование вопросов, на которые им необходимо дать ответы преимущественно в виде заключений;

составление плана или программы проверки, отражающих ее составные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о нарушениях законов и другие вопросы.

Второй этап - проведение проверки. Во время проведения проверки и при выявлении нарушения за­конов прокурор должен установить: в чем состоит нарушение законов; какая правовая норма нарушена; в каком правовом акте содержится это нарушение; когда было совершено нарушение закона; был ли причинен материальный ущерб и каковы его размеры и вредные последствия; кто является ответственным за нарушение и его должностное положение; кто попустительствовал допущенному нарушению и какие обстоятельства способствовали нарушению; почему нарушение не было выявлено ранее; проводилась ли внутриведомственная или вневедомственная проверка и не было ли выявлено это нарушение в ходе указанных проверок; проводились ли проверки прокурором на этом объекте ранее и не было ли аналогичных нарушений закона, если были, то почему оказа­лись не устраненными (примечание: если это возможно, подобные проверки следует проводить регулярно в сопоставимые периоды).

После осуществления проверки следует провести анализ полу­ченных сведений. Такая работа позволяет разработать конкретные ме­роприятия для устранения нарушений законов, избрать наилучший вариант реагирования на эти нарушения, наметить адресатов актов проку­рорского реагирования.

При производстве анализа важно знать круг задач, которые решаются в процессе устранения выявленных нарушений законов. Они состоит в следующем: принятие мер к оперативной отмене незаконных правовых актов или приведению их в соответствие с требованиями законом; постановка вопросов об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов, причин и условий, им способствующих; принятие мер к возмещению причиненного ущерба; информирование органов государственной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законов; информирование коллектива работников о выяв­ленных нарушениях законности.

Во время анализа следует определить адресатов документов прокурора (протестов, представлений, предостережений, постановлений, исков и т. д.). При этом он должен учесть, какой документ является соответствующим форме и содержанию нарушения закона, какой орган компетентен и в состоянии эффективно принять меры реагирования на эти документы. В ходе анализа должна быть произведена подготовки материалов для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушениях закона.

Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой, сотрудниками юридической службы. В разборе принимают участие специалисты, привлеченные к проверке. Основное внимание уделяется анализу причин выявленных нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке называются должностные, а также иные лица, виновные в совершении этих нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.

По результатам проверки прокурором-руководителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.

Наши рекомендации