Основные этапы проведения проверки
Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров.
Первым этапом является подготовка к проведению проверки. Подготовка к проверкам обычно включает следующие элементы:
ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок исполнения законов в целях уяснения, какие нарушения данного закона и других законов допускались там ранее, и какие в связи с этим принимались меры администрацией к устранению нарушений и недопущению их в будущем;
тщательное изучение законов, положений, других нормативных актов, регулирующих деятельность органа, где предстоит проводить проверку;
подбор и изучение законов и других нормативных актов, применяемых органом, где предстоит проводить проверку;
ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику деятельности данного органа;
изучение руководящих указаний Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов федерации в части предмета проверки;
изучение методических пособий и рекомендаций по предмету проверки;
определение тактики и методики проведения предстоящей проверки: характера и последовательности проверочных, иных действий; определение структурных подразделений (отделов, цехов, участков, лабораторий и т.д.), охватываемых проверкой, определение перечня материалов и документов, с которыми надлежит ознакомиться в ходе проверки, а также перечня вопросов, подлежащих выяснению;
определение и подбор специалистов, привлекаемых к проверке (если есть необходимость) и формулирование вопросов, на которые им необходимо дать ответы преимущественно в виде заключений;
составление плана или программы проверки, отражающих ее составные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о нарушениях законов и другие вопросы.
Второй этап - проведение проверки. Во время проведения проверки и при выявлении нарушения законов прокурор должен установить: в чем состоит нарушение законов; какая правовая норма нарушена; в каком правовом акте содержится это нарушение; когда было совершено нарушение закона; был ли причинен материальный ущерб и каковы его размеры и вредные последствия; кто является ответственным за нарушение и его должностное положение; кто попустительствовал допущенному нарушению и какие обстоятельства способствовали нарушению; почему нарушение не было выявлено ранее; проводилась ли внутриведомственная или вневедомственная проверка и не было ли выявлено это нарушение в ходе указанных проверок; проводились ли проверки прокурором на этом объекте ранее и не было ли аналогичных нарушений закона, если были, то почему оказались не устраненными (примечание: если это возможно, подобные проверки следует проводить регулярно в сопоставимые периоды).
После осуществления проверки следует провести анализ полученных сведений. Такая работа позволяет разработать конкретные мероприятия для устранения нарушений законов, избрать наилучший вариант реагирования на эти нарушения, наметить адресатов актов прокурорского реагирования.
При производстве анализа важно знать круг задач, которые решаются в процессе устранения выявленных нарушений законов. Они состоит в следующем: принятие мер к оперативной отмене незаконных правовых актов или приведению их в соответствие с требованиями законом; постановка вопросов об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов, причин и условий, им способствующих; принятие мер к возмещению причиненного ущерба; информирование органов государственной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законов; информирование коллектива работников о выявленных нарушениях законности.
Во время анализа следует определить адресатов документов прокурора (протестов, представлений, предостережений, постановлений, исков и т. д.). При этом он должен учесть, какой документ является соответствующим форме и содержанию нарушения закона, какой орган компетентен и в состоянии эффективно принять меры реагирования на эти документы. В ходе анализа должна быть произведена подготовки материалов для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушениях закона.
Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой, сотрудниками юридической службы. В разборе принимают участие специалисты, привлеченные к проверке. Основное внимание уделяется анализу причин выявленных нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке называются должностные, а также иные лица, виновные в совершении этих нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.
По результатам проверки прокурором-руководителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.