Административное право как отрасль права Российской Федерации
ТЕМА 1.Управление, государственное управление, исполнительная власть
Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Государственное управление. Понятие и признаки исполнительской власти. Соотношение понятий “государственное управление” и “исполнительская власть”. Исполнительная власть как вид государственной власти. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Функции исполнительной власти. Принципы исполнительной власти.
Целью изучения темы является усвоение сущности управленческой деятельности, ее особенностей государственного управления.
Изучив теоретический материал и выполнив самостоятельную работу, студенты должны знать:
· понятие административного права как отрасли российского права, его особенности и его место в системе российского права;
· понятие и основные категории теории управления;
· соотношение управления и государственного управления;
· соотношение государственного управления и исполнительной власти.
Студенты должны уметь выделять процессы государственного управления в окружающей его действительности.
Студенты также должны иметь представление о теории управления, ее проблемах в приложении к государственному управлению.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Общая теория управления, положения которой используются и в административном праве, вводит следующие основные термины.
Система - это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Целостность системы означает, что комплекс объектов, рассматриваемый в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов.
Элементы - это относительно неделимые части целого, объекты или операции, которые в совокупности образуют систему. Любой объект можно представить состоящим из элементов и нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (систему), как часть более общей системы и как совокупность более мелких частей (подсистем).
Структура - это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временное расположение элементов и характер их взаимодействия. Именно структура делает систему некоторым качественно определенным целым, так как структура предполагает различные взаимодействия элементов друг с другом, выдвигая на первый план те или иные свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности.
Функция - это внешнее проявление свойств объекта (системы или ее элемента) в данной системе отношений, определенный способ взаимодействия объекта с окружающей средой. Чаще всего функции проявляются в форме действий и отражают возможности системы.
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая достижение стоящих перед ними целей, сохранение или изменение их структуры, режима их деятельности.
Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.
Согласно теории управления, сущностью управления является целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, результатом которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. При этом необходимо отметить, что объект тоже является субъектом в правовом смысле этого слова. Таким образом, один и тот же субъект административного права может быть и субъектом, и объектом управления в разных управленческих отношениях.
Между субъектом управления (управляющим субъектом) и объектом управления (управляемым субъектом) для осуществления управления должны быть прямые и обратные связи (воздействие субъекта управления на объект - прямая связь, и наоборот - обратная). Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, но и взаимодействие с внешней по отношению к системе средой. Можно говорить о множестве взаимодействующих систем различного уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
Процесс управления - деятельность субъекта управления, направленная на достижение целей управления путем реализации определенных функций управления с использованием методов управления. Как правило, процессы управления очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и этапов). Общие функции управления объединяются в циклы (контуры) управления, состоящие из целеполагания, прогнозирования, планирования деятельности, практической реализации планов, которая сопровождается регулированием (координацией, распорядительной деятельностью), учета и контроля, с информационным и методическим обеспечением.
Функции управления - это внешнее проявление субъекта управления, и их можно разделить на предметные и инструментальные. Предметные - это ответ на вопрос: чем управляем? (пример: управление здравоохранением), а инструментальные - как управляем? (пример: планирование, контроль). Функция управления - элемент процесса управления (результат его декомпозиции), имеющий свою цель (результат декомпозиции общей цели системы).
Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование, планирование, организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).
Признаки системы управления - это наличие:
- цели, которая должна быть достигнута в процессе управления;
- субъекта управления;
- объекта управления;
- критериев оценки эффективности управления;
- механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления;
- реакции на внешнюю среду (под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.).
Как и всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих - прямой и обратной связей, воздействия управляющей стороны на управляемую и ответа управляемой стороны. Прямое воздействие обеспечивается властью, обратное является контролем, или обратной связью. Третьего слагаемого быть не может. Все остальные функции являются производными и могут быть получены из этих двух методом последовательной декомпозиции, путем разделения на подфункции.
Государственное управление - центральный, но не единственный вид социального управления. Помимо государственного, социальное управление может осуществляться в виде управления семейного - на уровне каждой отдельной семьи, группового (коллективного) - на уровне трудового коллектива, коммерческой организации, общественного объединения и т.д., наконец, местного самоуправления - на уровне каждого муниципального образования.
Государственное управление неразрывно связано с функциями и признаками государства. Так, государственное управление характеризуется территориальностью, т.е. признаком правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или в связи с ней. Кроме того, государственное управление связано с единственно допустимой в любом обществе возможностью применения принуждения (в том числе насилия) по отношению к управляемым объектам. Посредством государственного управления реализуются все внутренние и внешние функции государства: экономическая, социальная, экологическая, охраны прав и свобод граждан, охрана правопорядка, культурная, оборонительная, интеграционная и т.д.
В широком смысле, государственное управление - это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами. В узком смысле, государственное управление - это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента РФ, Прокуратуры РФ, других властных субъектов). Именно в этом, узком, смысле мы говорим о предмете административного права; именно в контексте узкого понимания государственного управления этот термин употребляется при изучении соответствующей дисциплины.
В узком смысле, государственное управление соотносимо с понятием исполнительная власть, являющимся ключевым в действующем административном законодательстве.
Государственная власть возникает на основе традиционной власти вождей и старейшин, т.е. власти авторитетов, царившей в первобытном обществе, и характеризуется несколькими типичными особенностями, выделяющими ее из различного рода властей:
государственная власть осуществляется специально образованным аппаратом, т.е. органами государственной власти;
государственная власть опирается на возможность государственного принуждения (фактическую монополию на принуждение);
государственная власть организована по территориальному принципу, т.е. связана с конкретным пространством;
государственная власть черпает ресурсы для своего существования, как правило, в системе налогов и сборов;
государственная власть опирается на право как на один из основных инструментов государственного управления.
Исполнительная власть - проявление реализационных, прикладных свойств государственной власти. Исполнительная власть служит инструментом превращения продуктов законотворчества и правосудия в реалии общественной жизни. В руках исполнительной власти (и только у нее) находятся инструменты непосредственного, физического властного воздействия на общество и личность.
Признаки исполнительной власти:
1. Первый признак исполнительной власти — ее вторичность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти.
2. Второй признак исполнительной власти — ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства.
3. Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.
4. Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).
5. Наличие в непосредственном ведении исполнительной власти огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.
6. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, в частности армия, полиция, органы госбезопасности, специализированные режимные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке - важная черта исполнительной власти.
Основные функции современной исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная), т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) «правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их;
3) социально-экономическая, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления. Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
4) функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
6) нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;
7) охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.
Принципы исполнительной власти (как и государственного управления) подразделяются на две основные группы: общие социально-правовые и организационные.
Общие социально-правовые принципы носят общедемократический характер и распространяются на все отрасли и сферы государственного управления, независимо от уровня или места органа исполнительной власти, должностного положения государственного служащего.
К таким принципам относятся:
принцип народовластия, означающий, что народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы власти;
принцип законности, заключающийся в обязательности соблюдения законов в государственном управлении, в его направленности на исполнение законов, на поддержание правопорядка, персональной ответственности за нарушение закона;
принцип разделения властей на законодательную, судебную, исполнительную и осуществления каждой ветвью власти своих функций в установленных пределах;
принцип федерализма - распределение компетенций между федеральными органами и органами субъектов федерации;
принцип гласности, открытости, обязательности опубликования законов и подзаконных нормативных актов управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека;
принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей социальной ценности, защиты их от произвола органов государства и должностных лиц.
Организационные принципы определяют исходные начала организации и функционирования аппарата государственного управления. К ним относятся:
сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал;
сочетание централизации и децентрализации;
сочетание единоначалия и коллегиальности;
рациональное распределение подведомственности и полномочий между органами исполнительной власти и их должностными лицами;
ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты управленческой деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- Как соотносятся социальное и государственное управление?
- Что означает государственное управление в широком и узком смысле?
- Тождественны ли понятия «государственное управление» и «исполнительная власть»?
- В чем сущность принципа разделения властей?
- Решите тестовые задания.
1. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть»:
А) второе шире первого
Б) первое уже второго
В) первое шире второго
Г) это тождественные понятия
2. Государственное управление является разновидностью:
А) биологического управления
Б) механического управления
В) технологического управления
Г) социального управления
3. К принципам исполнительной власти не относится:
А) принцип гласности
Б) принцип федерализма
В) принцип состязательности
Г) принцип приоритета и гарантированности прав личности
4. К функциям исполнительной власти относятся:
А) социально-экономическая
Б) регулирующая
В) законодательная
Г) юрисдикционная
5. Деятельность субъекта управления, направленная на достижение целей управления путем реализации определенных функций управления с использованием методов управления – это:
А) объект управления
Б) процесс управления
В) цель управления
Г) принцип управления