Понятие, основные признаки органов государственной власти.
Принципы организации деятельности органов государственной власти:суверенность государственной власти, единство системы, разделение властей, выборность, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, гласность. Вертикальное и горизонтальное единство.
Система и виды органов государственной власти. Критерии классификации государственных органов. Конституционно-правовые особенности органов, входящих в систему государственной власти.
Список дополнительной литературы:
1. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 26 декабря 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс
2. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 14 мая 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс
3. ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //Справочная правовая система КонсультантПлюс
4. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 1998.
5. Игнатюк Н.А. Как используются понятия «система» и «структура» федеральных органов власти в конституционном законодательстве//Журнал российского права. 1999. №9. С. 45-49.
6. Колбая Г.Н. Может ли федеральный закон изменить установленное конституцией разграничение полномочий между ветвями власти?//Журнал российского права. 1998. №.2
7. Колбая И.Л. Конституционное положение о самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти незыблемо//Журнал российского права. 1998. №5\6.
8. Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов//Журнал российского права. 1998. №6.
9. Марченко М.Н. Теория разделения властей и различные её модификации на Западе//Журнал российского права. 1997. №4.
10. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) //Журнал российского права. 1998. №9.
11. Тарасов О. Конституционная модель территориальной организации системы органов государственной власти в России и проблемы ее реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 2.
12. Черкасов К.В. «Государственный орган»: некоторые проблемы правовой неопределенности категории // Российская юстиция. 2009. № 12
13. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995.
Тема №17. Институт президентства в России (4 часа).
(1 занятие)
- Общая характеристика института Президентства в Российской Федерации.
- Порядок избрания Президента РФ.
- Конституционный статус Президента РФ как главы государства.
4. Указы и распоряжения Президента РФ.
5. Ответственность Президента РФ.
6. Прекращение обязанностей Президента России.
(2 занятие)
1. Администрация Президента РФ и его представители в округах Российской Федерации (общая характеристика).
2. Представители Президента РФ в Федеральном Собрании, Конституционном Суде и иных органах власти.
3. Государственный Совет Российской Федерации.
4. Совет законодателей России.
5. Общественная палата Российской Федерации.
Методические рекомендации.
Общая характеристика института Президентства в Российской Федерации. Понятие главы государства. Место Президента Российской Федерации в системе государственных органов. Конституционные должности Президента РФ.
Порядок избрания Президента РФ. Общие условия выборов Президента. Выдвижение кандидатов. Организация и финансирование выборов. Определение результатов голосования. Вступление Президента в должность.
Конституционный статус Президента РФ как главы государства. Полномочия Президента РФ: полномочия в области государственного управления, в сфере законодательной деятельности, в судебной сфере; согласительные полномочия; чрезвычайные полномочия. Основные функции Президента РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ: порядок подготовки, принятия, конституционные рамки. Нормативные и ненормативные акты Президента РФ.
Ответственность Президента РФ. Основания и процедура отрешения Президента от должности.
Прекращение обязанностей Президента России. Отставка Президента России. Стойкая неспособность Президента России исполнять свои обязанности.
Администрация Президента РФ и его представители в округах Российской Федерации (общая характеристика). Комитеты, комиссии и другие органы при Президенте.
Представители Президента РФ в Федеральном Собрании, Конституционном Суде и иных органах власти.
Государственный Совет Российской Федерации в системе органов власти: полномочия, порядок формирования. Президиум Государственного Совета.
Совет законодателей России.
Общественная палата Российской Федерации.Цели, задачи, порядок формирования, основные формы работы.
Список дополнительной литературы:
1. ФЗ от 10.01.2003 года «О выборах Президента РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс
2. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ И нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс
3. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о полномочном представителе Президента РФ в Конституционном Суде РФ» от 31 декабря 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс
4. Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утверждённое указом Президента РФ от 13 мая 2000 года (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс
5. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3.
6. Гончаров В.В., Жилин С.М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // «Конституционное и муниципальное право». 2009. № 23
7. Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2010. № 2.
8. Гончаров В.В., Жилин С.М. Современные проблемы и пути укрепления президентской власти в Российской Федерации как необходимого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении // Административное и муниципальное право. 2010. № 1.
9. Заметина Т.В. Роль федеральных округов в повышении эффективности государственного управления в Российской Федерации // Юридический мир. 2009. № 12.
10. Звягин Ю.Г. Право безотлагательного вето Президента на весах конституционного правосудия//Журнал российского права. 1998. №6.
11. Зуйков А.В. Администрация Президента Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8.
12. Зуйков А.В. Политика в рамках права: «правила игры» для Президента // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2.
13. Зуйков А.В. Предпосылки учреждения президентства в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22.
14. Зыкова Н.С. Отрешение Президента РФ от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11.
15. Иксанов И.С. Аппарат главы государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3.
16. Каримов Д.А. Развитие федеральных округов как вариант совершенствования государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 5.
17. Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17.
18. Кукушкин Е.В., Зуйков А.В. О конституционно-правовом смысле присяги Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22.
19. Марино И. Отрешение Президента РФ от должности: разработки, концепции, позиции участников конституционного совещания 1993 г. // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
20. Окуньков Л.А. Вето Президента//Журнал российского права. 1998. №2. С. 11-28.
21. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие. – М., 1999.
22. Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.
23. Соловьева А.В. Институт вице-президентства в РФ: место и роль в управлении страной // Юридический мир. 2009. № 2.
24. Тихон Е.А. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.
25. Черкасов К.В. "Кадры решают все", или Некоторые аспекты осуществления кадровых полномочий Президента России на местном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19.
26. Черкасов К.В. Актуальные проблемы государственного управления на уровне федерального округа // Административное и муниципальное право. 2009. № 7.
27. Черкасов К.В. Государственная служба в Администрации Президента России: некоторые аспекты правовой неопределенности // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 12.
28. Черкасов К.В. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в механизме гармонизации федерального и регионального нормотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 2.
29. Черкасов К.В. Контроль как основное направление деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4.
30. Черкасов К.В. Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Законодательство и экономика. 2009. № 1.
31. Черкасов К.В. Федеральные округа как территориальная сфера деятельности полномочных представителей Президента РФ: состояние и перспективы развития системы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3.
32. Щипанов А.В. Формирование и развитие Администрации Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 10.
33. Якубов А.Е. Еще раз об отрешении Президента РФ от должности и уголовном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7.
Тема №18. Общие положения функционирования Федерального Собрания Российской Федерации (4 часа).
(1 занятие)
- Федеральное Собрание РФ – представительный и законодательный орган России.
2. Порядок формирования Совета Федерации: история и современность.
3. Порядок формирования Государственной Думы.
4. Межпарламентские связи Федерального Собрания России.
(2 занятие)
1. Законодательный процесс в РФ (деловая игра).
2. Статус депутата Государственной Думы и Совета Федерации.
3. Акты Федерального Собрания и его палат.
Методические рекомендации
Федеральное Собрание РФ – представительный и законодательный орган России. Классические функции парламента. Место парламента в системе общероссийских органов. Гарантии положения Федерального Собрания. Независимость Парламента России. К вопросу о вертикали народного представительства. Взаимосвязь Парламента и Президента. Структура Федерального Собрания.
Порядок формирования Совета Федерации: история и современность. Срок легислатуры.
Порядок формирования Государственной Думы. Назначение выборов. Избирательные органы, комиссии и участки. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Предвыборная агитация. Финансирование выборов. Голосование и определение результатов выборов.
Законодательный процесс в РФ. Субъекты права законодательной инициативы и стадии законодательного процесса. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой России. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой. Согласительные комиссии. Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклонённых Советом Федерации. Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклонённых Президентом России. Повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклонённых Президентом России. Особенности рассмотрения палатами федеральных конституционных законов. Президент России в законодательном процессе. Порядок обнародования законов.
Статус депутата Государственной Думы и Совета Федерации. Сходство и различие статусов депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Депутатский мандат: императивный и свободный. Общие требования к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации. Срок полномочий. Формы деятельности, права и обязанности членов Парламента России. Депутатский иммунитет. Финансовые гарантии членов Федерального Собрания России. Депутатский запрос. Гарантии трудовых прав граждан. Помощники депутата Государственной Думы.
Акты Федерального Собрания и его палат. Акты, принимаемые палатами по вопросам, отнесённым к их ведению. Заявления и обращения Государственной Думы и Совета Федерации.
Межпарламентские связи Федерального Собрания России. Межпарламентская Ассамблея государств – участников Союза Независимых Государств. Совет Европы.
Тема №19. Государственная Дума и Совет Федерации Российской Федерации (2 часа).
1. Конституционные полномочия Совета Федерации Российской Федерации.
2. Конституционные полномочия Государственной Думы России.
3. Регламент Совета Федерации Российской Федерации.
4. Регламент Государственной Думы России.
5. Конституционные основания досрочного роспуска Государственной Думы.
Методические рекомендации
Конституционные полномочия Совета Федерации Российской Федерации: специальные; в области финансовой сферы; в области обороны и безопасности; в области внешней политики и международных отношений; контрольные.
Конституционные полномочия Государственной Думы России: специальные; в области финансовой сферы; в области обороны и безопасности; в области внешней политики и международных отношений; контрольные.
Регламент Совета Федерации Российской Федерации. Руководитель палаты. Комитеты и комиссии. Общий порядок работы палаты. Специальный порядок работы. Порядок голосования и принятия решений. Парламентские слушания. Аппарат палаты.
Регламент Государственной Думы России. Руководитель палаты. Комитеты и комиссии. Депутатские объединения. Общий порядок работы палаты. Специальный порядок работы. Порядок голосования и принятия решений. Парламентские слушания. Аппарат палаты. Совет Государственной Думы РФ.
Конституционные основания досрочного роспуска Государственной Думы. Основания для роспуска. Основания, препятствующие роспуску Государственной Думы РФ. Гарантии против произвольного роспуска Государственной Думы.
Список дополнительной литературы к темам № 18-19:
1. Устав Совета Европы от 5 мая 1949 года//Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М., 1999. – С.537-539.
2. Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года//Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М., 1999. – С.694-701.
3. Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ//СЗ РФ. 1996. №50. Ст. 5611.
4. ФЗ РФ от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс.
5. ФЗ от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс.
6. ФЗ от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счётной палате РФ//(с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс
7. ФЗ от 05.08.2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) //Справочная правовая система КонсультантПлюс.
8. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Государственной Думы ФС РФ» от 20 февраля 1996 года//СЗ РФ. 1996. №9. Ст. 828.
9. Андриченко Л.В., Чертков А.Н. Взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. № 2.
10. Безруков А.В. Законодательная власть в системе разделения властей в России // Современное право. 2010. № 2.
11. Безруков А.В. Проблемы формирования палат российского парламента// Российский юридический журнал. 2006. № 4.
12. Булаков О.Н. Бикамеральная структура парламента (теория и проблемы законотворчества) // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 9.
13. Выстропова А.В. Принципы законодательной деятельности ФС РФ//Вестник ВолГУ. Серия 3. «Экономика. Право»: В 2-х частях. Часть 2. Право. 1997.
14. Гоанкин И.В. Парламент России. – М., 1999.
15. Ерыгина В.И. Исследование сущности и признаков парламентаризма в отечественной юридической науке// Государственная власть и местное самоуправление, 2010. № 3.
16. Карасёв А.Т. Ответственность депутатов представительных органов власти// Российский юридический журнал. 2008. № 5.
17. Кивле Г.А., Сомов М.Д. Прецеденты в системе парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.
18. Кокотов А.Н. Законодательная деятельность и парламентский законодательный процесс в РФ// Российский юридический журнал. 2006. № 3.
19. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Участие Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 209. № 11.
20. Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.
21. Лебедев В.А. Реализация права законодательной инициативы субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.
22. Минигораев В., Владимирова О. Реализация права законодательной инициативы // Законность. 2009. № 9.
23. Миносьянц Ю.В. Согласительные процедуры в законотворческом процессе // Журнал российского права. 2011. № 6.
24. Нудненко П.В. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов на пропорциональных выборах // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12.
25. Ныркова Т.Ю., Петрова Н.А. К вопросу об изменении порядка формирования Совета Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9.
26. Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.
27. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18.
28. Скоков А.В. Счетная палата Российской Федерации как орган парламентского контроля // Российская юстиция. 2009. № 5
29. Скурко Е.В. К проблеме становления институтов общественной экспертизы в законотворчестве в Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 2.
30. Филиппова Н.А. Количество представителей и качество представительства: численность парламента субъекта Федерации как сфера конкурирующей учредительной компетенции // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1.
31. Филиппова Н.А. Представительство субнациональных интересов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ: функциональная и делегативная модели// Российский юридический журнал. 2008. № 2.
32. Шейнин Л.Б Законодательная техника // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 2
33. Шерин А.Н. Парламентский контроль: зарубежный, советский и российский опыт // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 11.