Тема 3. Система и структура органов исполнительной власти
Понятие системы и структуры органов
исполнительной власти
Существует два взаимосвязанных понятия – понятие системы и понятие структуры исполнительной власти (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П)
Система – есть нечто более стабильное, определенное, нежели структура. Это общая конструкция исполнительной власти, предполагающее установление основных ее элементов, это то что касается определения видов органов исполнительной власти и их взаимодействия между собой. Предполагает установление неких глобальных правил и принципов.
Структура – в отличие от системы вещь более практическая, приземленная, конкретная. По факту это перечень федеральных органов исполнительной власти конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Предполагается, что в структуре наименование органа и его тип определяют его место в системе взаимодействия органов исполнительной власти.
По мнению КС РФ система федеральных органов исполнительной власти должна утверждаться ФЗ, структура – Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации(при формировании нового состава Правительства после выборов президента) не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации. Структура должна быть связана с общим подходом, с общей политикой, которую будет осуществлять конкретный председатель правительства.
В реальности все иначе. В качестве НПА, регулирующих систему федеральных органов исполнительной власти мы не увидим ФЗ. (ФКЗ “О правительстве” систему федеральных органов исполнительной власти не определяет, только некоторые правила, которые касаются положения правительства в этой системе(конституция – тем более)), хотя постановление конституционного суда вышло в 1999 году, сейчас 2010 год, продолжает действовать Указ Президента, принятый через 5 лет после принятия постановления конституционного суда (то, что написал конституционный суд воспринимается как некая рекомендация – пускай конституционный суд и сделал оговорку[S3] , все равно, с точки зрения конституционной логики – это неправильно)
Указ № 314 от 9 марта 2004 года и сегодня остается базовым, фундаментальным указом, регулирующим деятельность всей исполнительной власти по большому счету. До него было 2 указа –о системе и о структуре отдельно. Указ №314 предполагался как общий, универсальный, который регулировал бы и систему и структуру. В таком виде он просуществовал 2 месяца (до мая 2004). В мае появился Указ Президента № 648 от 20 мая 2004 года, который структуру утвердил заново, выведя ее из приложения к Указу № 314. à Указ № 314 определяет систему федеральных органов исполнительной власти
Что касается субъектов, то система исполнительной власти здесь была более последовательно выстроена в соответствии с правовой позицией КС РФ - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ –Предусмотрел, что система утверждается законом субъекта, а структура – утверждается актом высшего должностного лица.
Виды органов исполнительной власти
1. По характеру компетенции – органы общей(Органы общей компетенции занимают высшее положение в системе органов исполнительной власти. Они отвечают за реализацию всей исполнительной власти. Конституция – Исполнительная Власть в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы общей компетенции могут передавать свои полномочия органам(кроме прямо за ними закрепленных в конституции) спец компетенции. Органы общей компетенции возглавляя всю систему органов исполнительной власти осуществляют контроль за деятельностью всех остальных органов и обладают рядом полномочий, связанных с этим контролем (например могут отменять акты органов специальной компетенции для того, чтобы обеспечить соответствие позаконных актов действующему законодательству)) и
специальной компетенции (Органы спец компетенции предполагают сужение их предметов и функций по сравнению с органами общей компетенции. Министерства, службы, агентства – органы спец компетенции. по общему правилу не могут передавать свои полномочия
В определенных случаях нормативное регулирование четко разграничивается, предоставляется ли право урегулировать вопрос правительству или правительство может передать его на урегулирование другому органу исполнительной власти(или в законе непосредственно указывается, что полномочия предоставляются органу спец. компетенции). Но если полномочия предоставляются правительству, то оно указывается как адресат делегированного полномочия, если орган специальной компетенции –то законодатель никогда не укажет конкретный орган (будет написано, что это орган, уполномоченный в сфере миграции), а дальше какой именно (МВД или ФМС) определяет не законодатель а Правительство.
2. По характеру внутреннего управления – коллегиальные (решение принимается всем органом коллегиально) и единоначальные(один человек, одна подпись есть волеизъявление всего органа)