Теория государства и права. Шпаргалка
Л. Н. Терехова
Теория государства и права. Шпаргалка
Л. Н. Терехова
Теория государства и права. Шпаргалка
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.
Виды наук:
1) естественные(изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);
2) технические(изучающие закономерности развития и функционирования техники);
3) гуманитарные(изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.
Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.
Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.
Особенности теории государства и права:
1) наличие общих специфических закономерностей,так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;
2) разработка и изучениетаких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико–правовых доктрин и др.;
3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий(научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений(кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно–правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;
4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;
5) отражениев предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей
можно сказать, что предмет теории государства и права– это государственные и правовые явления по поводу:
1) возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) развития правосознания и правовой культуры;
3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;
4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно–правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
Возникновение правабыло вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.
Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:
1) возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;
2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.
Возникновение права,как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.
Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.
Признаки обычаев:
1) создание их обществом;
2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;
3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;
4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;
5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;
6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;
7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;
8) отсутствие различия между правами и обязанностями.
Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы,которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецеденти юридический договор.
В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право),которые обеспечивались государством.
Признаки права:
1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;
2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;
3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;
4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.
Элементы функций государства:
1) объект– сфера общественных отношений;
2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.
Признаки функций государства:
1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);
2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;
3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;
4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;
5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;
6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно–принудительными и юридическими методами воздействия;
7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.
В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.
Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.
В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.
При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.
С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.
В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.
ПРИНЦИПЫ ПРАВА
Принципы права– это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права.
Свойства принципов права:
1) отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения;
2) наличие основополагающего характера;
3) фиксирование в законодательстве;
4) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
5) устойчивость;
6) системность;
7) отражение своеобразия, т. е. природы, сущности, специфики правовой системы;
8) наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.
Виды принципов права:
1) общие (общеправовые) принципы– исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:
а) принцип федерализма,отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации и т. д.;
б) принцип законности,означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;
в) принцип гуманизма,означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т. д.;
г) принцип равноправия,означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
д) принцип справедливости,закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
е) принцип единства прав и обязанностей,означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав);
2) отраслевые принципы– исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику;
3) межотраслевые принципы– исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:
а) принцип гласности;
б) принцип состязательности;
в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Внешние функции государства– это основные направления деятельности государства на международной арене, которые направлены на решение конкретных внешнеполитических задач.
Виды внешних функций Российского государства:
1) функция обороны страны– одно из важнейших направлений внешней политики Российского государства, которое осуществляется по таким направлениям, как:
а) укрепление Вооруженных Сил;
б) развитие оборонной промышленности;
в) охрана государственных границ;
г) организация гражданской обороны;
д) ведение разведки и контрразведки;
е) подготовка мобилизационных резервов и др.;
2) функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:
а) политическое сотрудничество с другими государствами;
б) укрепление режима нераспространения оружия массового поражения;
в) сокращение обычного вооружения;
г) участие в работе международных организаций;
д) участие в разрешении межнациональных и региональных конфликтов и др.;
3) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) укрепление сотрудничества РФ со странами СНГ в области экономики, политики, культуры и т. д.;
б) создание системы коллективной безопасности;
в) совместная охрана государственных границ;
г) обеспечение прав человека и национальных меньшинств;
д) создание единого национального пространства и др.;
4) функция интеграции в мировую экономику и научно–технического сотрудничества с другими странами в решении глобальных экономических проблем– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:
а) участие в международном разделении труда;
б) установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами в области экономики, бизнеса, торговли, науки и техники;
в) участие в деятельности международных экономических организаций;
г) совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности и т. д.;
5) функция сотрудничества с мировыми странами в решении глобальных проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:
а) освоение космоса;
б) безопасность планеты;
в) защита Мирового океана;
г) охрана растительного и животного мира;
д) осуществление борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями;
е) предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий и катастроф и др.
ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
1) общее право;
2) «право справедливости»;
3) статутное право.
Основной источник системы общего права– правовой прецедент.
Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.
Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд.
Романо–германская правовая семья– система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.
Основной источник системы континентального права– писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.
Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.
Вспомогательные и дополнительные источники права– правовой обычай и юридический прецедент.
Традиционная правовая семья– система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.
Основной источник системы обычного права– обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.
Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).
Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Основные источники мусульманского права:
1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;
2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;
3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;
4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.
Основные источники индусского права:
1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;
2) Веды– священные тексты брахманизма;
3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.
Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.
ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ
Правовой идеализм – это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления.
Основные формы проявления:
1) нереалистическое отношение к праву;
2) абстрактное, оторванное от жизни восприятие права;
3) неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь;
4) восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений;
5) игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений;
6) идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме:
а) игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов;
б) непродуманности механизма по реализации нормативного акта;
в) недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом;
г) слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия нормативного акта и т. д.;
7) понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки;
8) акцентирование внимания только на формальной стороне права и т. д.
Причины распространения:
1) особенности в историческом развитии государства;
2) историческое могущество государства во всех сферах общественной жизни, а вследствие этого подчинение права государству;
3) недостаточное количество правовых норм, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и даже столетий;
4) ориентирование на западные правовые государства, их идеализация, а также заимствование их норм и традиций;
5) наличие неразвитого и искаженного правового сознания;
6) недостаток в развитии политической и правовой культуры;
7) юридическая неграмотность и т. д.
Основные направления по осуществлению борьбы с правовым идеализмом:
1) укрепление в государстве режима законности и правопорядка;
2) гарантирование предоставления населению государства провозглашенных прав и свобод человека и гражданина;
3) повышение качества нормативных актов и их сокращение;
4) учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения;
5) создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности;
6) осуществление правового воспитания;
7) приведение и приближение норм права и целой юридической науки к реальности и действительности и т. д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
Классификация правовых норм:
1) по функциям, выполняемым в механизме правового регулирования:
а) исходные:
– нормы–начала;
– нормы–принципы;
– определительно–установочные нормы, определяющие цели, задачи отраслей права, предмет и средства правового регулирования;
– нормы–дефиниции, дающие определения правовых понятий и правовых категорий;
б) нормы правила поведения, регулирующие специфические разновидности общественных отношений посредством установления типичных прав и обязанностей;
2) по функциональной роли:
а) общие нормы права;
б) специальные нормы права;
3) в зависимости от предмета правового регулирования:
а) нормы конституционного права;
б) нормы гражданского права и т. д.;
4) в зависимости от деления отраслевых норм права:
а) материальные нормы права;
б) процессуальные нормы права;
5) в зависимости от метода правового регулирования:
а) императивные, содержащие властные предписания;
б) диспозитивные, допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо (при невозможности соглашения) установление конкретного поведения;
в) поощрительные, устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения;
г) рекомендательные, предлагающие вариант правомерного поведения;
6) в зависимости от специфики цели:
а) коллизионные;
б) компенсационные;
в) компетенционные;
7) по юридической силе:
а) правовые нормы законов:
– федеральные нормы права;
– региональные нормы права;
б) правовые нормы подзаконных актов:
– федеральные нормы права;
– региональные нормы права;
8) в зависимости от сферы действия:
а) общефедеральные;
б) республиканские;
в) местные;
г) локальные;
9) по форме выражения правового предписания (диспозиции):
а) управомочивающие;
б) обязывающие;
в) запрещающие правовые нормы;
10) по форме изложения санкции:
а) абсолютно определенные;
б) относительно определенные;
в) альтернативные;
11) в зависимости от функциональной направленности:
а) регулятивные;
б) охранительные.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ
Закон– это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.
Основные признаки закона:
1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума;
2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон;
3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений;
4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера;
5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке.
Виды законов:1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства:а) конституционные законы– законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства:
– Конституция РФ – Основной Закон государства;
– законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения;
– федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ;
б) основы законодательства– кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;
в) текущие (обычные) законы– законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:
– кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни;
– чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях;
г) в зависимости от сферы действия:
– общефедеральные;
– законы субъектов Федерации;
д) по отраслям права:
– государственно–правовые;
– уголовно–правовые;
– гражданско–правовые и т. д.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Юридическая техника– совокупность средств, приемов и специфических правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов с целью обеспечения эффективности их регулятивного воздействия на общественные отношения.
ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Признаки публичного права:
1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления;
2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования;
3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера;
4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права.
К публичному праву относятся следующие отрасли российского права:
1) конституционное;
2) административное;
3) уголовное;
4) финансовое;
5) земельное;
6) уголовно–исполнительное;
7) уголовно–процессуальное и др.
Частное право– это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц.
Признаки:
1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами;
2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;
3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами;
4) объединение нескольких отраслей права.
К частному праву относятся следующие отрасли права:
1) гражданское;
2) семейное;
3) трудовое и др.;
Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву:
1) интерес,который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным;
2) предмет правового регулирования,который в частном праве состоит из норм, регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения;
3) метод правового регулирования,которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный;
4) субъективный состав,который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права:
1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы;
2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство;
3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.
ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА
Правовой порядок– система упорядоченных легитимным правом и гарантированных государством общественных отношений и связей, которые обеспечивают в государстве устойчивое функционирование гражданского общества.
Признаки правового порядка:
1) установление только на основе правовых норм;
2) охват общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации;
3) охрана и обеспечение государственно–правовыми мерами;
4) основа общественного порядка;
5) устойчивость, системность, детальная определенность.
Правовой порядок– это отражение государственной власти, формы ее организации, структуры и полномочий государственных органов.
В основе правового порядка лежат:
1) социальная нормативность, т. е. объективные законы развития общества;
2) правовая нормативность, т. е. функционирование государства, правовая деятельность.
Виды содержания правового порядка:
1) материальное,состоящее из закономерностей возникновения, функционирования и развития правового порядка, а также объективных потребностей в упорядочении общественных процессов;
2) государственно–волевое,представляющее собой результат взаимодействия государственной воли и интересов всех участников правового порядка;
3) юридическое,состоящее из результатов реализации прав и законности, а также
системы правовых отношений, субъективных прав и юридических обязанностей.
Элементы, входящие в структуру правового порядка:
1) правовая структура, которая закрепляется в законодательстве;
2) правовые отношения и правовые связи субъектов правоотношений;
3) упорядоченность, регламентация – атрибутивные элементы.
Гарантии правопорядка– это совокупность условий и средств, которые обеспечивают поддержку в государстве надлежащего правового порядка.
Гарантии правопорядка:
1) экономические– гарантии, устанавливающие в правовых актах многообразие собственности, экономическую свободу, организованность материальной жизни общества;
2) политические– гарантии, устанавливающие демократию в государственном и общественном строе, а также способность общества влиять на содержание политических решений;
3) общественные– гарантии, включающие в себя совокупность общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от законности;
4) идеологические– гарантии, состоящие в верховенстве гуманистической идеологии, на основе которой развиваются духовная жизнь общества и идейное воспитание граждан;
5) юридические– гарантии, включающие систему специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ. СООТНОШЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ, ПРАВОПОРЯДКОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ
Дисциплина– это совокупность требований, которые отвечают сложившимся в обществе социальным нормам и предъявляются к поведению людей на основе интересов общества.
Виды дисциплины:
1) государственная– это дисциплина, которая связана с выполнением требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим;
2) воинская– это дисциплина, которая возникает по поводу соблюдения военнослужащими правил, установленных законами, уставами и приказами;
3) трудовая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ и регулируется нормами трудового законодательства;
4) финансовая– это дисциплина, которая устанавливается по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;
5) технологическая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний;
6) договорная– это дисциплина, которая возникает при соблюдении субъектами правоотношений, предусмотренных в договорах обязательств.
Нормы, регламентирующие дисциплину:
1) правовые;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
5) нормы морали и т. д.
Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.
1. Дисциплина и законностьпредставляют собой схожие во многом явления правовой деятельности, так как дисциплина – это совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – это совокупность строгих и неукоснительных требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, предприятия, учреждения, граждане единообразно понимают и соблюдают без всяких исключений при применении законодательства. В отличие от законности дисциплина связана непосредственно только с трудовой деятельностью, проникая в производственные отношения и придавая им стабильность и направленность. Результат дисциплины – общественный порядок, а результат законности – правопорядок.
2. Правопорядок– это часть дисциплины, выраженная в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины направлено на регулирование правомерного поведения, а также свободного и непринуждаемого воплощения субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
3. Дисциплинаявляется составной частью общественного порядка, который представляет собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых не только нормами права, но и нормами морали, обычаями, традициями.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Юридические процедуры– это система последовательных юридически значимых действий, которые осуществляются определенными субъектами правоотношений с использованием ими допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления норм права.
Признаки:
1) достаточность и оптимальность,которые являются необходимыми для достижения планируемого результата, так как недостаточность приводит к несогласованности в поведении участников, нарушению их прав, недостижению цели правового регулирования;
2) законность,т. е. юридическая процедура должна отвечать требованиям законодательства и не должна противоречить правовым актам большей юридической силы, изменять содержание основных форм, реализацию которых она обеспечивает;
3) синхронность и согласованность,которым юридическая процедура должна отвечать по отношению к основным нормам;
4) доступность и простота,т. е. информирование участников о содержании юридической процедуры и предоставление возможности выполнения ее требований.
Признаки, характеризующие социальную значимость юридических процедур:
1) стимулирование повышения эффективности управления;
2) стимулирование целесообразного достижения запланированных результатов;
3) регулирование дисциплины между участниками процедуры;
4) установление согласованности и предсказуемости юридическим значимых действий участников процедуры;
5) облегчение контроля над деятельностью должностных лиц;
6) установление пов<