Теория государства и права. Шпаргалка

Л. Н. Терехова

Теория государства и права. Шпаргалка

Теория государства и права. Шпаргалка - student2.ru

Л. Н. Терехова

Теория государства и права. Шпаргалка

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные(изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические(изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные(изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей,так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучениетаких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико–правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий(научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений(кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно–правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражениев предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права– это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно–правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение правабыло вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права,как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы,которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецеденти юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право),которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства:

1) объект– сфера общественных отношений;

2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.

Признаки функций государства:

1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);

2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;

3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;

4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;

5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;

6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно–принудительными и юридическими методами воздействия;

7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.

При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.

С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.

В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА

Принципы права– это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права.

Свойства принципов права:

1) отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения;

2) наличие основополагающего характера;

3) фиксирование в законодательстве;

4) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

5) устойчивость;

6) системность;

7) отражение своеобразия, т. е. природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Виды принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы– исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:

а) принцип федерализма,отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации и т. д.;

б) принцип законности,означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;

в) принцип гуманизма,означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т. д.;

г) принцип равноправия,означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

д) принцип справедливости,закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

е) принцип единства прав и обязанностей,означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав);

2) отраслевые принципы– исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику;

3) межотраслевые принципы– исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:

а) принцип гласности;

б) принцип состязательности;

в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внешние функции государства– это основные направления деятельности государства на международной арене, которые направлены на решение конкретных внешнеполитических задач.

Виды внешних функций Российского государства:

1) функция обороны страны– одно из важнейших направлений внешней политики Российского государства, которое осуществляется по таким направлениям, как:

а) укрепление Вооруженных Сил;

б) развитие оборонной промышленности;

в) охрана государственных границ;

г) организация гражданской обороны;

д) ведение разведки и контрразведки;

е) подготовка мобилизационных резервов и др.;

2) функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:

а) политическое сотрудничество с другими государствами;

б) укрепление режима нераспространения оружия массового поражения;

в) сокращение обычного вооружения;

г) участие в работе международных организаций;

д) участие в разрешении межнациональных и региональных конфликтов и др.;

3) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) укрепление сотрудничества РФ со странами СНГ в области экономики, политики, культуры и т. д.;

б) создание системы коллективной безопасности;

в) совместная охрана государственных границ;

г) обеспечение прав человека и национальных меньшинств;

д) создание единого национального пространства и др.;

4) функция интеграции в мировую экономику и научно–технического сотрудничества с другими странами в решении глобальных экономических проблем– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:

а) участие в международном разделении труда;

б) установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами в области экономики, бизнеса, торговли, науки и техники;

в) участие в деятельности международных экономических организаций;

г) совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности и т. д.;

5) функция сотрудничества с мировыми странами в решении глобальных проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:

а) освоение космоса;

б) безопасность планеты;

в) защита Мирового океана;

г) охрана растительного и животного мира;

д) осуществление борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями;

е) предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий и катастроф и др.

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ

Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура англосаксонской правовой семьи:

1) общее право;

2) «право справедливости»;

3) статутное право.

Основной источник системы общего права– правовой прецедент.

Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.

Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд.

Романо–германская правовая семья– система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.

Основной источник системы континентального права– писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.

Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.

Вспомогательные и дополнительные источники права– правовой обычай и юридический прецедент.

Традиционная правовая семья– система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.

Основной источник системы обычного права– обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.

Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).

Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).

Основные источники мусульманского права:

1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;

2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;

3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;

4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Основные источники индусского права:

1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;

2) Веды– священные тексты брахманизма;

3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.

Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.

ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ

Правовой идеализм – это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления.

Основные формы проявления:

1) нереалистическое отношение к праву;

2) абстрактное, оторванное от жизни восприятие права;

3) неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь;

4) восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений;

5) игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений;

6) идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме:

а) игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов;

б) непродуманности механизма по реализации нормативного акта;

в) недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом;

г) слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия нормативного акта и т. д.;

7) понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки;

8) акцентирование внимания только на формальной стороне права и т. д.

Причины распространения:

1) особенности в историческом развитии государства;

2) историческое могущество государства во всех сферах общественной жизни, а вследствие этого подчинение права государству;

3) недостаточное количество правовых норм, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и даже столетий;

4) ориентирование на западные правовые государства, их идеализация, а также заимствование их норм и традиций;

5) наличие неразвитого и искаженного правового сознания;

6) недостаток в развитии политической и правовой культуры;

7) юридическая неграмотность и т. д.

Основные направления по осуществлению борьбы с правовым идеализмом:

1) укрепление в государстве режима законности и правопорядка;

2) гарантирование предоставления населению государства провозглашенных прав и свобод человека и гражданина;

3) повышение качества нормативных актов и их сокращение;

4) учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения;

5) создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности;

6) осуществление правового воспитания;

7) приведение и приближение норм права и целой юридической науки к реальности и действительности и т. д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Классификация правовых норм:

1) по функциям, выполняемым в механизме правового регулирования:

а) исходные:

– нормы–начала;

– нормы–принципы;

– определительно–установочные нормы, определяющие цели, задачи отраслей права, предмет и средства правового регулирования;

– нормы–дефиниции, дающие определения правовых понятий и правовых категорий;

б) нормы правила поведения, регулирующие специфические разновидности общественных отношений посредством установления типичных прав и обязанностей;

2) по функциональной роли:

а) общие нормы права;

б) специальные нормы права;

3) в зависимости от предмета правового регулирования:

а) нормы конституционного права;

б) нормы гражданского права и т. д.;

4) в зависимости от деления отраслевых норм права:

а) материальные нормы права;

б) процессуальные нормы права;

5) в зависимости от метода правового регулирования:

а) императивные, содержащие властные предписания;

б) диспозитивные, допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо (при невозможности соглашения) установление конкретного поведения;

в) поощрительные, устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения;

г) рекомендательные, предлагающие вариант правомерного поведения;

6) в зависимости от специфики цели:

а) коллизионные;

б) компенсационные;

в) компетенционные;

7) по юридической силе:

а) правовые нормы законов:

– федеральные нормы права;

– региональные нормы права;

б) правовые нормы подзаконных актов:

– федеральные нормы права;

– региональные нормы права;

8) в зависимости от сферы действия:

а) общефедеральные;

б) республиканские;

в) местные;

г) локальные;

9) по форме выражения правового предписания (диспозиции):

а) управомочивающие;

б) обязывающие;

в) запрещающие правовые нормы;

10) по форме изложения санкции:

а) абсолютно определенные;

б) относительно определенные;

в) альтернативные;

11) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ

Закон– это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.

Основные признаки закона:

1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума;

2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон;

3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений;

4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера;

5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке.

Виды законов:1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства:а) конституционные законы– законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства:

– Конституция РФ – Основной Закон государства;

– законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения;

– федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ;

б) основы законодательства– кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;

в) текущие (обычные) законы– законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:

– кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни;

– чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях;

г) в зависимости от сферы действия:

– общефедеральные;

– законы субъектов Федерации;

д) по отраслям права:

– государственно–правовые;

– уголовно–правовые;

– гражданско–правовые и т. д.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Юридическая техника– совокупность средств, приемов и специфических правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов с целью обеспечения эффективности их регулятивного воздействия на общественные отношения.

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Признаки публичного права:

1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления;

2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования;

3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера;

4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права.

К публичному праву относятся следующие отрасли российского права:

1) конституционное;

2) административное;

3) уголовное;

4) финансовое;

5) земельное;

6) уголовно–исполнительное;

7) уголовно–процессуальное и др.

Частное право– это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц.

Признаки:

1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами;

2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами;

4) объединение нескольких отраслей права.

К частному праву относятся следующие отрасли права:

1) гражданское;

2) семейное;

3) трудовое и др.;

Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву:

1) интерес,который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным;

2) предмет правового регулирования,который в частном праве состоит из норм, регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения;

3) метод правового регулирования,которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный;

4) субъективный состав,который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права:

1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы;

2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство;

3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.

ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Правовой порядок– система упорядоченных легитимным правом и гарантированных государством общественных отношений и связей, которые обеспечивают в государстве устойчивое функционирование гражданского общества.

Признаки правового порядка:

1) установление только на основе правовых норм;

2) охват общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации;

3) охрана и обеспечение государственно–правовыми мерами;

4) основа общественного порядка;

5) устойчивость, системность, детальная определенность.

Правовой порядок– это отражение государственной власти, формы ее организации, структуры и полномочий государственных органов.

В основе правового порядка лежат:

1) социальная нормативность, т. е. объективные законы развития общества;

2) правовая нормативность, т. е. функционирование государства, правовая деятельность.

Виды содержания правового порядка:

1) материальное,состоящее из закономерностей возникновения, функционирования и развития правового порядка, а также объективных потребностей в упорядочении общественных процессов;

2) государственно–волевое,представляющее собой результат взаимодействия государственной воли и интересов всех участников правового порядка;

3) юридическое,состоящее из результатов реализации прав и законности, а также

системы правовых отношений, субъективных прав и юридических обязанностей.

Элементы, входящие в структуру правового порядка:

1) правовая структура, которая закрепляется в законодательстве;

2) правовые отношения и правовые связи субъектов правоотношений;

3) упорядоченность, регламентация – атрибутивные элементы.

Гарантии правопорядка– это совокупность условий и средств, которые обеспечивают поддержку в государстве надлежащего правового порядка.

Гарантии правопорядка:

1) экономические– гарантии, устанавливающие в правовых актах многообразие собственности, экономическую свободу, организованность материальной жизни общества;

2) политические– гарантии, устанавливающие демократию в государственном и общественном строе, а также способность общества влиять на содержание политических решений;

3) общественные– гарантии, включающие в себя совокупность общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от законности;

4) идеологические– гарантии, состоящие в верховенстве гуманистической идеологии, на основе которой развиваются духовная жизнь общества и идейное воспитание граждан;

5) юридические– гарантии, включающие систему специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ. СООТНОШЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ, ПРАВОПОРЯДКОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ

Дисциплина– это совокупность требований, которые отвечают сложившимся в обществе социальным нормам и предъявляются к поведению людей на основе интересов общества.

Виды дисциплины:

1) государственная– это дисциплина, которая связана с выполнением требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим;

2) воинская– это дисциплина, которая возникает по поводу соблюдения военнослужащими правил, установленных законами, уставами и приказами;

3) трудовая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ и регулируется нормами трудового законодательства;

4) финансовая– это дисциплина, которая устанавливается по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;

5) технологическая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний;

6) договорная– это дисциплина, которая возникает при соблюдении субъектами правоотношений, предусмотренных в договорах обязательств.

Нормы, регламентирующие дисциплину:

1) правовые;

2) организационные;

3) политические;

4) социальные;

5) нормы морали и т. д.

Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.

1. Дисциплина и законностьпредставляют собой схожие во многом явления правовой деятельности, так как дисциплина – это совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – это совокупность строгих и неукоснительных требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, предприятия, учреждения, граждане единообразно понимают и соблюдают без всяких исключений при применении законодательства. В отличие от законности дисциплина связана непосредственно только с трудовой деятельностью, проникая в производственные отношения и придавая им стабильность и направленность. Результат дисциплины – общественный порядок, а результат законности – правопорядок.

2. Правопорядок– это часть дисциплины, выраженная в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины направлено на регулирование правомерного поведения, а также свободного и непринуждаемого воплощения субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

3. Дисциплинаявляется составной частью общественного порядка, который представляет собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых не только нормами права, но и нормами морали, обычаями, традициями.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Юридические процедуры– это система последовательных юридически значимых действий, которые осуществляются определенными субъектами правоотношений с использованием ими допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления норм права.

Признаки:

1) достаточность и оптимальность,которые являются необходимыми для достижения планируемого результата, так как недостаточность приводит к несогласованности в поведении участников, нарушению их прав, недостижению цели правового регулирования;

2) законность,т. е. юридическая процедура должна отвечать требованиям законодательства и не должна противоречить правовым актам большей юридической силы, изменять содержание основных форм, реализацию которых она обеспечивает;

3) синхронность и согласованность,которым юридическая процедура должна отвечать по отношению к основным нормам;

4) доступность и простота,т. е. информирование участников о содержании юридической процедуры и предоставление возможности выполнения ее требований.

Признаки, характеризующие социальную значимость юридических процедур:

1) стимулирование повышения эффективности управления;

2) стимулирование целесообразного достижения запланированных результатов;

3) регулирование дисциплины между участниками процедуры;

4) установление согласованности и предсказуемости юридическим значимых действий участников процедуры;

5) облегчение контроля над деятельностью должностных лиц;

6) установление пов<

Наши рекомендации