Решите возникший спор между Президентом РФ и Правительством РФ. Каковы полномочия Президента в области руководства исполнительными органами власти?

Полномочия Президента в области руководства исполнительными органами довольно обширны. Фактически Президент руководит исполнительной властью, хотя формально ее главой не является. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (п. «а» ст.83 Конституции РФ) и членов Правительства по представлению Председателя (п. «д» ст.83 Конституции РФ), вправе председательствовать на заседаниях Правительства (п. «б» ст.83 Конституции РФ), утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ), непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов (ст. 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» в ред. от 19 июня 2004 г.), вправе отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч.3 ст.115 Конституции РФ), вправе принимать решение об отставке Правительства (п. «в» ст.83, ч.2 ст.117 Конституции РФ), которое также слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116 Конституции РФ);

Согласно ст. 112 Конституции Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В соответствие с п.7 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Также в данном указе сказано, что Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, определяют основные задачи, функции, а также организацию деятельности данных органов власти.

Таким образом, Президент определяет основные задачи, функции и организацию деятельности вышеуказанных федеральных органов.

И это не противоречит ст. 110 Конституции и ст. 1 ФКЗ «О Правительстве», согласно которым исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Эти нормы нужно рассматривать во взаимосвязи с ч. 2 ст.80 Конституции, п. «а», «д» ст. 83, а также абз. 9 ст. 12 ФКЗ «О Правительстве» соответственно.

В соответствие со Статьёй 32 ФКЗ Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Эта норма логично вытекает из статей 80, 86, 87, 88 Конституции РФ, так как будучи Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ч.1 ст. 87), он должен иметь полномочия по руководству деятельности Министерством Обороны. Определяя обстоятельства, достаточные для введения на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (ст.88), Президент должен и иметь полномочия по руководству деятельности МЧС. Осуществляя руководство внешней политикой Российской Федерации (ст. 86)и являясь, как глава государства, представителем РФ внутри страны и в международных отношениях, Президенту также должны предоставляться полномочия по руководству деятельности МИД РФ. И конечно, будучи Гарантом Конституции, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью, а также признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, Президент имеет полномочия по руководству деятельности органами безопасности, внутренних дел, юстиции.

Поэтому при решении спора в данном случае нужно, конечно, использовать последние рассуждения, согласно которым Президент осуществляет непосредственное руководство деятельностью МВД, а Правительство лишь координирует деятельность последнего.

Гюлумян: Правительство может издавать акты, обязательные для других министерств. И в этом смысле обязанность следовать этим правилам это тоже есть обязанность. Другое дело когда правила, акты, которым должны следовать в том числе органы, непосредственно деятельностью которых занимается Президент, входят в противоречие с теми правилами, нормами, которые определяет Президент. Здесь мы выходим на такую конституционно-правовую ситуацию, когда Президент может отменить Постановление Правительства, противоречащие Конституции, законам и указам Президента. И в этом случае Правительство помимо координационных полномочий обладает и полномочиями по нормативному регулированию деятельности, в том числе установление обязанности в соответствие с Конституцией и законами. Единственная проблема может возникнуть только тогда, когда нормативное регулирование, осуществляемое Правительством, идёт вразрез с нормативным регулированием, осуществляемым Президентом. Здесь приоритет у актов Президента. Спора о компетенции между Правительством и Президентом быть не может. А Правительство может поставить вопрос перед Конституционным Судом о соответствии Конституции.

Наши рекомендации