Реализация административно-правовых норм

Реализация (исполнение) норм административного права означает практическое претворение в жизнь их предписаний, претворение в жизнь выраженной в нормах воли государственно­го органа. Она проявляется в поведении людей (организаций), в практической их деятельности, в их поступках.

Реализация норм служит одним из важных условий успеш­ного решения государственных задач.

Нормы административного права реализуются посредством:

1) соблюдения;

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 93, 1/3086.

2 См.: Конституция Республики Беларусь. Ст. 104 (ч. 6); Закон Республи­ки Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Ст. 67; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 7; Кодекс Республики Беларусь об административных правона­рушениях. Ст. 8.

2. осуществления (воплощения);

3. использования;

4. применения.

В научной литературе деление форм реализации различно. Например, одни ученые высказывают мнение о существовании четырех форм, но вместо осуществления (воплощения) предлага­ют исполнение,1 другие рассматривают две формы, правда, не однозначные. Так, А.С. Пиголкин полагает, что имеет место су­ществование реализации вне правоотношений и посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений2. Боль­шинство же ученых-административистов называют в качестве форм реализации административно-правовых норм исполнение и реа­лизацию3.

На наш взгляд, не совсем правильным является выделение в качестве отдельной формы реализации исполнение, ибо оно и есть сама реализация и поглощает все иные формы — соблюде­ние, использование и др.

Соблюдение норм — это воздержание от совершения поступ­ков, запрещенных нормами. Соблюдает нормы тот, кто строго придерживается их предписаний, не нарушает их. Например, со­блюдение подпункта 1.5 пункта 1 Декрета Президента Республи­ки Беларусь от 9 сентября 1999 г. «О некоторых мерах по предуп­реждению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероприятий»,4 которым запрещается реализация алкогольных напитков и пива в местах проведения массовых мероприятий и в радиусе 500 м от прилегающих к ним территорий, будет иметь место тогда, когда соответствующие субъекты права не станут нарушать указанных запретов. Тех, кто не будет считаться с эти­ми запретами, могут привлечь к административной ответствен­ности.

Особенностью соблюдения норм является то, что оно носит пассивный характер. Субъекты не совершают каких-либо дейст­вий, противоречащих нормам права, ведут себя по отношению к

[1] См.: Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Мн., 1998. С. 391.

2 См.: Общая теория права / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. С. 264—265.

3См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 61.

4 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 26. Ст. 726.

ним бездеятельно, воздерживаются от совершения запрещенных действий. Таким образом происходит реализация запрещающих норм.

Осуществление (воплощение) норм происходит путем актив­ных поступков, направленных на претворение в жизнь предписан­ных нормой обязанностей положительного содержания. Например, местные исполнительные и распорядительные органы определили в месячный срок места, специально предназначенные для проведе­ния массовых мероприятий, и места, использование которых для проведения таких мероприятий запрещено, как это было предписа­но пунктом 3 указанного выше Декрета. Или гражданин оплатил проезд, перешел улицу в положенном месте либо на зеленый свет светофора.

При осуществлении (воплощении) норм административного права от субъектов требуются действия, а не бездействие, как при соблюдении. Они обязаны действовать в целях выполнения пред­писаний правовых норм независимо от внутреннего к ним отно­шения. Например, пассажиры обязаны оплачивать проезд в об­щественном транспорте, пешеходы должны двигаться по тротуару или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине, независимо от своего желания следовать иным путем. Как видно, посредством осуществления (воплощения) реализуются обязыва­ющие нормы.

Использование норм заключается в осуществлении участни­ками управленческих общественных отношений своих прав, осу­ществлении действий по своему усмотрению в пределах, предус­мотренных нормой права.

Использование норм связано с совершением разрешенных (дозволенных) действий управ омоченными субъектами и по свое­му желанию. Например, участие в демонстрации, передвижение по территории Республики Беларусь, подача жалобы, заявления в соответствующий орган, издание Президентом Республики Бела­русь Указа «О дополнительных мерах по регулированию эконо­мических отношений», принятие Советом Министров Республики Беларусь постановления об утверждении «Положения о ведом­ственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций». Следовательно, осуществляется использование упол­номочивающих правовых норм.

Все три названные формы реализации норм административ­ного права взаимосвязаны и взаимодействуют. В юридической литературе некоторые ученые определили их как формы непос-

редственной реализации правовых норм1. Обосновывается это тем, что соблюдение, воплощение и использование административно- правовых норм осуществляются различными субъектами управ­ленческих общественных отношений (государственные и негосу­дарственные органы, государственные служащие, граждане) на основе равенства в процессе своей деятельности.

Однако вышеназванных форм не всегда достаточно для реали­зации административно-правовой нормы. В ряде случаев реализа­ция возможна лишь при участии соответствующих компетентных, обладающих властными полномочиями органов. Такую реализа­цию называют применением норм административного права.

Применение административно-правовых норм — это деятель­ность компетентных органов по изданию индивидуальных право­вых актов в рамках, предусмотренных нормами. Конечно, приме­нение — это своего рода исполнение и использование, но оно реализуется в иной форме и может осуществляться лишь субъек­тами, обладающими специальными властными полномочиями, т.е. соответствующими государственными органами, должностны­ми лицами, представителями власти или иными уполномоченны­ми субъектами. Такими органами могут быть не только органы государственного управления, но и суды, прокуратура. К иным субъектам относятся, например, товарищеские суды, обществен­ные инспекторы, уполномоченные составлять протоколы об ад­министративных правонарушениях и др.

Применение норм административного права может осущес­твляться в двух формах: оперативной (условное название) и пра­воохранительной деятельности.

Оперативная деятельность проявляется в издании индивиду­альных правовых актов, например, акта о приеме на работу или увольнении с работы, о поощрении конкретных работников, о создании предприятия. Некоторые ученые полагают, что к этой форме относится и организационная работа2.

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений. Она может выра­жаться в применении мер административного и дисциплинарного принуждения к правонарушителям, в исполнении администра­тивных и дисциплинарных взысканий, а также в принятии мер

1 См. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 193.

2 См. Общая теория права / под общ. ред.А.С. Пиголкина. С 268.; Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Указ.соч. С.397.

по предупреждению правонарушений в будущем. Рассматривае­мая деятельность характерна в первую очередь для правоохрани­тельных органов (суда, прокуратуры, внутренних дел, инспек­ций). Не исключается она в тех или иных пределах из правомочий иных органов государственного управления, адми­нистрации предприятий, учреждений и некоторых общественных органов.

Наши рекомендации