Понятие, признаки, функции государства, их характеристика.
Понятие, признаки, функции государства, их характеристика.
Государство – это политико-территориальная суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата управления, обеспечивающего посредством правовых предписаний осуществление общесоциальных функций.
Выделяют следующие основные элементы государства: народ, территория, публичная власть.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.
Признаками государства являются:
Государственный суверенитет; 2) Государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. осуществление публичной власти в территориальных пределах; 3) Государство имеет устойчивую юридическую связь с населением в виде гражданства или подданства; 4) Только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (правовые нормы); 5) Только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения; 6) наличие механизма государства, посредством которого осуществляется государственная власть.
Важнейшим признаком государства является государственный суверенитет. Под ним понимается верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере. Суверенитет как важнейшее свойство государственной власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность.
Т.о. суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:
1) независимость государства вовне
2) верховенство государства внутри страны.
Территориальное верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Деятельность государства выражается в его функциях.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Функции государства по сути своей объективны. Функции государства и их содержание обусловлены сущностью государства, его природой, а также целями и задачами государства.
По времени действия функции подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящим перед ним внутренних задач. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. В соответствии с основными сферами деятельности внутренние постоянные функции государства подразделяются на экономическую, социальную, идеологическую, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную). К внутренним временным функциям относятся подавление антиконституционных выступлений, ликвидация крупных экологических и иных катастроф.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Выделяют следующие постоянные внешние функции государства – обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности. К временным внешним функциям относятся: ведение войн, оказание помощи странам, находящимся в бедственном положении.
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации. В составе и унитарного, и федеративного государства могут находиться автономии. Автономия предполагает более широкое местное самоуправление, когда функции государственной власти переносятся на местные органы.
Одним из важнейших для понимания сущности федерализма является вопрос о государственном суверенитете в федерации. В политико-правовой науке вопрос этот остается дискуссионным. Спор при этом, начиная с XIX в., ведется между сторонниками трех конфликтующих позиций. Представители первой – Г. Еллинек, П. Лабанд, В. Чиллоуби – считали, что суверенитетом обладает лишь федеративное государство в целом, т.к. государство, входящее в состав другого, т.е. в известной степени подчиненное ему, не может обладать "полной независимостью во внутренних делах и в ведении внешней политики". Противоположную точку зрения высказывали М. Зейдель и Дж. Кэлхун, по мнению которых суверенитет принадлежит составным частям федерации, обладающим правом сецессии. Но в этом случае союзное государство будет иметь не государственно-правовой, а международно-правовой характер, т.е. станет союзом государств – конфедерацией. Третий, компромиссный подход, делится на две ветви. К первой относятся А. Токвиль, Г. Вайу и др., утверждавшие, что суверенитет делится между федерацией и ее субъектами в соответствии с закрепленной в конституции долей разделения властных полномочий по вертикали. Второй подход сформулирован русским государствоведом А.С. Ященко в теории сотрудничества различных органов власти в образовании суверенитета, согласно которой в федерации суверенитет не принадлежит ни центру, ни субъектам, но лишь тому и другому в их соединении в неразрывное целое. Носителем суверенитета является только общегосударственная власть, образующаяся на основе консенсуса местных и центральных властей.
Политический режим – это совокупность методов и средств осуществления государственной власти.Все многообразие политических режимов сводится к двум разновидностям: демократические и недемократические (деспотические, тиранические, авторитарные, тоталитарные) политические режимы.
Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, реализация которых обеспечивается государством.
Важнейшими свойствами (признаками) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений, являются:
Нормативность. Специфика нормативности права заключается в том, что право представляет собой совокупность типовых правил поведения в типовых ситуациях. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.
Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования.
Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели.
Правовые отношения - юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством.
Основные признаки, черты правоотношений:
- правоотношения возникают на основе правовых норм или принципов при наличии предусмотренных правом определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов). В них общие правовые положения (предписания) конкретизируются применительно к фактическим обстоятельствам;
- правоотношение представляет собой общественно значимую связь конкретных лиц (субъектов, сторон правоотношения). Если не удается определить конкретных участников соответствующего отношения, его нельзя признать правоотношением;
- если в правовых нормах заключена государственная воля, то в правоотношении происходит в той или иной мере сочетание, взаимодействие воли государства (определенного его органа) и воли участников (сторон) правоотношения;
- правоотношение характеризуется наличием у его сторон взаимных субъективных, т.е. персонально принадлежащих и четко определенных юридических прав и обязанностей. Это значит, что субъективному праву одной стороны соответствует субъективная обязанность другой и наоборот;
- осуществление взаимных субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения происходит, как правило, инициативно и добровольно, но при необходимости гарантируется государственным воздействием вплоть применения принудительных мер защиты и юридической ответственности;
- правоотношения имеют свою особую структуру, под которой понимается совокупность составляющих ее обязательных элементов.
К этим элементам относятся:
- субъекты правоотношения;
- субъективные права и обязанности сторон правоотношения;
- объекты правоотношения;
- фактическое (реальное) поведение субъектов правоотношения.
В юридической литературе в качестве содержания правоотношения нередко называются субъективные права и обязанности его участников. Различают юридическое и фактическое содержание правоотношения. Под юридическим содержанием понимаются возможность определенных действий управомоченного и необходимость определенных действии обязанного лица. т.е. субъективные права и обязанности. В качестве фактического содержания рассматриваются сами эти действия, посредством которых реализуются субъективные права и обязанности сторон
Юридическая ответственность – особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния.
Признакиюридической ответственности:
1) Это субъективная, т.е. личная обязанность конкретного лица отвечать за содеянное.
2) Юридическим фактом, обуславливающим превращение статутной ответственности в субъективную является правонарушение.
3) Юридическая ответственность как особая юридическая обязанность заключается в необходимости претерпеть карающие правонарушителя правовые санкции. Т.е. это особая дополнительная обязанность претерпеть наказание за противоправные действия.
4) Меры юридической ответственности предполагают доказанность вины правонарушителя ( в отличие от мер защиты, профилактики и т.д.)
5) Юридическая ответственность предполагает государственное и общественное осуждение правонарушителей за посягательства на защищаемые правом общественные отношения.
6) Меры юридической ответственности, будучи средством принудительного воздействия, одновременно выполняют превентивную роль.
Принципы юридической ответственности:
1) Принцип законности. Т.е. ответственность наступает только на основании правовой нормы и в случае совершения противоправного виновного деяния.
2) Принцип обоснованности привлечения к ответственности и ее реализации.
3) Принцип справедливости юридической ответственности.
4) Неотвратимость наказания за правонарушение.
5) Принцип недопустимости повторного наказания за одно и то же правонарушение.
6) Принцип целесообразности. Лицо, признанное виновным в совершении правонарушения, может быть по предусмотренным в законе основаниям освобождено от ответственности или наказания.
7) Принцип своевременности реализации ответственности.
8) Принцип обеспечения права на защиту лица, привлеченного к ответственности.
Право на защиту – комплекс предусмотренных законодательством правомочий лица, привлеченного к ответственности, дающий ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела, отстаивать свои права и законные интересы.
С правом на защиту связана презумпция невиновности (согласно которой каждый субъект права, привлекаемый к ответственности, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (вступившим в законную силу приговором или решением суда).
Юридическая ответственность может быть классифицирована по следующим основаниям.
В зависимости от принадлежности к определенной отрасли права: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная ответственность работников за вред, причиненный нанимателю.
Система права – объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.
Отрасли права – это совокупность взаимосвязанных, объективно обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием.
В отрасли права как правило выделяют общую и особенную части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкретизируются. В отраслях права обычно выделяют основные институты, в которых закрепляются общеотраслевые принципы, содержание правового регулирования. Отрасли права формируется из менее крупных групп норм: подотраслей и институтов.
Правовой институт – это входящая в отрасль (подотрасль) права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.
Все разновидности общественных отношений находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Такие связи близких отраслей права проявляются в существовании смежных или комплексных правовых институтов. Это такие институты которые объединяют в своем составе нормы, относящиеся к различным отраслям права, но регулирующие однородные отношения.
Критериями выделения отраслей права выступают предмет и метод правового регулирования.
Понятие, признаки, функции государства, их характеристика.
Государство – это политико-территориальная суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата управления, обеспечивающего посредством правовых предписаний осуществление общесоциальных функций.
Выделяют следующие основные элементы государства: народ, территория, публичная власть.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.
Признаками государства являются:
Государственный суверенитет; 2) Государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. осуществление публичной власти в территориальных пределах; 3) Государство имеет устойчивую юридическую связь с населением в виде гражданства или подданства; 4) Только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (правовые нормы); 5) Только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения; 6) наличие механизма государства, посредством которого осуществляется государственная власть.
Важнейшим признаком государства является государственный суверенитет. Под ним понимается верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере. Суверенитет как важнейшее свойство государственной власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность.
Т.о. суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:
1) независимость государства вовне
2) верховенство государства внутри страны.
Территориальное верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Деятельность государства выражается в его функциях.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Функции государства по сути своей объективны. Функции государства и их содержание обусловлены сущностью государства, его природой, а также целями и задачами государства.
По времени действия функции подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящим перед ним внутренних задач. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. В соответствии с основными сферами деятельности внутренние постоянные функции государства подразделяются на экономическую, социальную, идеологическую, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную). К внутренним временным функциям относятся подавление антиконституционных выступлений, ликвидация крупных экологических и иных катастроф.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Выделяют следующие постоянные внешние функции государства – обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности. К временным внешним функциям относятся: ведение войн, оказание помощи странам, находящимся в бедственном положении.