Охарактеризуйте объект, способы, сферу, процесс и стадии правового регулирования.
Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют:
· Общественные отношения.
· Субъекты общественных отношений.
· Поведение субъектов общественных отношений.
Общественные отношения, которые составляют сферу правового регулирования, как правило, обладают следующими свойствами:
· Волевые общественные отношения, то есть отношения, которые возникают, складываются по воле людей и контролируются их сознанием.
· Правовому регулированию, в отличие от нравственного регулирования, подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю. Право – это внешний регулятор общественных отношений. Оно воздействует на поведение человека из вне, соответственно, право может регулировать только те его поступки, которые можно проконтролировать из вне. Скажем, в плане оценки, квалификации, противоправных деяний и других.
· Сферу правового регулирования составляют не все конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь наиболее социально-значимые для государства, общества и отдельной личности, затрагивающие интересы других людей. Соответственно, право не может и не должно регулировать отношения личностного плана, использования досуга и так далее.
Способы правового регулирования – это те средства юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования:
· Дозволение заключается в предоставлении индивида организациям определенных субъективных прав, возможности совершать определенные действия в своих интересах, например, юридические возможности, характерные для права собственности, права на необходимую оборону против преступного посягательства, распоряжение арендуемым помещением и тому подобное. Этот способ так же называется управомочивание, а соответствующие нормы – управомочивающие, соответственно, осуществляется такая форма реализации права, как использование.
· Обязывание состоит в обязывании субъектов права совершить определенные активные действия, указанные в законе (НПА) или договоре (платить установленные налоги, исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание предполагает такую известную форму реализации права, как исполнение.
· Запрещение – возложение обязанностей воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий, например, запрещение распивать спиртные напитки на производстве, привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам, производить обыск в ночное время.
В юридической литературе выделяют три стадии правового регулирования:
· Обще нормативное регулирование (юридическая регламентация общественных отношений).
· Возникновение и индивидуализация субъективных прав и обязанностей субъектов права или правоотношений.
· Практическое осуществление права или стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей.
Первая стадия правового регулирования отличается общим характером. Здесь происходит формирование нормативного регулятора, то есть норм права путем принятия НПА. Вторая стадия правового регулирования или стадия возникновения и индивидуализации субъективных прав и обязанностей субъектов права и правоотношений отличается конкретизацией предписаний норм права относительно тех или иных фактов реальной действительности. Необходимость данной стадии определяется тем, что права и обязанности индивидов и организаций предусмотренные общими НПА отличаются общим или абстрактным характером, поэтому их необходимо детализировать применительно конкретной жизненной ситуации и привязать к персонально определенному субъекту. Третья стадия. Имеется ввиду то, что права и обязанности конкретных субъектов для осуществления определенной цели реализуются на практике, в поведении и в деятельности субъектов права. В этой связи есть основание назвать эту стадию завершающей, поскольку здесь правовое регулирование достигает своей цели.
В дополнении к названным стадиям можно назвать и четвертую стадию – применение права, признаваемую одной из форм государственной деятельности и направленную на реализацию правовых предписаний путем разрешения конкретных дел. Право применение требуется в тех случаях, когда норма права не может быть реализована без властного содействия компетентных органов. Например, решение ректора относительно обжалования студентом заниженной оценки, по определенной дисциплине, полученной на государственном экзамене. Следовательно, акты применения права представляют собой властные веления, которые обеспечивают не только возникновение правоотношений, но и «проводят требования норм права в жизнь», а так же гарантируют реализацию прав и свобод человека и гражданина.