Субъекты правоотношений: понятие и виды.
Субъектами правоотношений являются субъекты права, вступившие в правоотношения. К ним относятся индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства или апатриды, лица с двойным гражданством или бипатриды), так и коллективные субъекты, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей
Граждане являются самыми многочисленными субъектами права и вступают в различные гражданско-правовые, семейные, трудовые, финансовые, процессуальные правоотношения. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства ограничен. Эти лица не обладают теми правами и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства, например не участвуют в выборах государственных органов власти, в референдумах, не могут занимать должности в государственном аппарате, не подлежат призыву на военную службу в стране пребывания.
К коллективным субъектам относят: государство, организации и социальные общности.
Государство в целом как субъект права выступает в международных, конституционных и уголовных, гражданских правоотношениях, в последних, например, при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клады и т.д.
Организации могут быть государственными и негосударственными. Государственные организации подразделяются на три группы:
органы государства -- выполняют функции управления и обладают властными полномочиями. К ним относятся органы государственной власти и управления, а также судебные органы. Совокупность прав и обязанностей этих органов, зафиксированная в нормативных актах, определяется как их компетенция. Эти органы выступают преимущественно в административных, уголовных и процессуальных правоотношениях;
государственные учреждения, в сферу компетенции которых входит осуществление социально-культурной деятельности, не связанны с властными полномочиями. Это школы, больницы, ВУЗы, библиотеки, театры, музеи и другие учреждения, которые состоят на бюджете государства;
государственные предприятия -- занимаются хозяйственной деятельностью, действующие на основе права хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или права оперативного управления (казенные предприятия).
Негосударственные организации, к которым относятся общественные объединения, хозяйственные и религиозные организации, действуют в сфере хозяйства (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперации) в сфере политики (партии, общественные организации), защиты прав граждан (юридические консультации, профсоюзы, общества охраны прав потребителей) и вступают соответственно в конституционные, административные, трудовые, процессуальные правоотношения.
Государственные и негосударственные организации в сфере гражданско-правовых отношений осуществляют свои полномочия в качестве юридических лиц. Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица могут быть коммерческими (хозяйственные товарищества и общества, которые включают в себя полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество; производственные кооперативы, унитарные предприятия) и некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и другие фонды).
10. Функция права. Общая характеристика.
Функция права - обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.
Признаки функции права:
- вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе,
- выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач,
- представляют направления активного действия права,
- отличаются постоянством, непрерывностью, длительностью действия.
Виды общеправовых функций.
1. Собственно-юридические, которые подразделяются на регулятивную и охранительную. Регулятивная предполагает правовое воздействие на нормальные, позитивные общественные отношения. Она может быть статической и динамической. Охранительная предполагает правовое воздействие направленное на охрану общезначимых и вытеснение чуждых данному обществу отношений.
2. Социальные, которые подразделяются на экономические, политические, воспитательные и другие.
Понятия "источник права" и "форма права" употребляются как синонимы, т.е. и источник права и форма права в современном правоведении употребляются как внешняя форма права, то в каком реальном, практически воспринимаемом обличии мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. Это формальная определенность права, его объективизация, место, где содержатся нормы права. Содержание права может быть объективизировано в нормативных актах государственных органов, в решениях судов, в обычаях, поддерживаемых и одобряемых государством и иных формах.
Правовой обычай - это самая древняя форма права, исторически сложившееся правило поведения, которое государство признало и санкционировало. Правовой обычай реализуется при разрешении конкретного дела, когда законодатель отсылает правоприменителя именно к обычаю, а не другому источнику права. В тексте закона текстуального воспроизведения обычая не приводится, в противном случае правовой обычай растворяется в содержании нормативного правового акта или судебного прецедента. Соблюдение правового обычая обеспечивается государственным принуждением.
Нормативный правовой акт - основной источник права романо-германской правовой системе. Это юридический акт, принятый субъектами правотворчества, направленный на урегулирование общественных отношений и содержащий нормы права. Достоинства этого источника права состоят в том, что он, более других, подвержен оперативному обновлению, позволяет осуществлять единую правовую политику в рамках всего государства. Он внутренне организован и легко приводится в систему, доступен для правоприменителя и гражданина непосредственно его реализующего, наконец, именно нормативный правовой акт в максимальной степени выражает формальную определенность права. Система нормативных правовых актов включает в себя такие нормативные акты как конституцию, законы, кодексы, нормативные акты президента, правительства, министерств и ведомств, местных органов управления и другие. Нормативный акт принимается в установленном процедурном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, действует в определенном пространстве, во времени, распространяется на определенный круг лиц
Юридический (правовой, судебный, административный) прецедент - основной источник права англосаксонской правовой системы. Он представляет собой решение высших юрисдикционных и административных органов по конкретному юридическому делу, которое затем становится обязательным для разрешения всех аналогичных дел, возникающих в будущем. Следует отметить, что в работе международных судов в Страсбурге и Гааге именно судебный прецедент - основной источник права.
Договор нормативного содержания предполагает двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества в результате которого возникает новая норма права. В сфере трудового права - это коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюзов, представляющем коллектив работников предприятия, генеральное, тарифное и другие соглашения. В гражданском праве к договору нормативного содержания относятся публичные договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, услуг связи, энергоснабжения и других сферах. Особенно широко договор нормативного содержания применяется в международном праве в виде международно-правовых договоров, пактов, соглашений конвенций, деклараций.
Юридическая доктрина зафиксирована в научных трактатах, монографиях и статьях, на основании которой также принимаются правоприменительные акты. Особенно популярна была в Римской империи, где выдающимся римским юристам предоставлялось право давать толкования, разъяснения законов, которые были обязательными для судей.
К источникам права относят также религиозные источники, в частности священные писания, книги, трактаты, характерные для мусульманского права; общие принципы права, исходные начала права, такие, в частности как равенство, справедливость, неотчуждаемость естественных прав человека, гуманизм, верховенство правового закона и другие, именно на эти источники права ссылаются при отсутствии других источника права, используя аналогию права.