Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь
Определенную часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинен только ему. Этот аппарат представляет собой совокупность органов (структурных подразделений), образуемых Президентом и состоящих при нем для выполнения соответствующей работы, особых функций, оказания Президенту необходимой помощи в осуществлении полномочий.
Подобный аппарат имеет глава любого государства. Без него Президент не в состоянии осуществлять свою многогранную деятельность и широкие полномочия. Руководитель любого звена (органа) имеет свой аппарат, только несколько иного характера, поскольку он образует внутреннюю структуру и, как правило, не обладает полномочиями внешнего характера.
Аппарат Президента Беларуси особый: он состоит из органов государственного управления, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего качества. В него входят:
1. Администрация Президента Республики Беларусь;
2. Управление делами Президента Республики Беларусь;
3. Совет Безопасности Республики Беларусь;
4. Комитет государственного контроля;
5. Служба безопасности Президента.
Аппарат Президента не образует систему. Его звенья не имеют иерархии, т.е. среди них нет вышестоящих и нижестоящих. Однако они взаимодействуют, дополняют друг друга, по отдельным вопросам работают друг для друга.
Термин «аппарат» в данном случае не отражает полностью сущность и предназначение названных структур и, конечно, не подчеркивает тождественность с Аппаратом Совета Министров и аппаратами иных государственных органов. Основная цель этого термина — показать, что при Президенте существует единый слаженный механизм, работающий под непосредственным руководством Президента и выполняющий задачи, которые являются или продолжением задач, стоящих перед Президентом, или вытекают из них.
Таким образом, аппарат Президента — это совокупность органов государственного управления, призванных оказывать ему помощь в работе, выполнять его указания и поручения. По своему основному предназначению рассматриваемый аппарат имеет определенное сходство с аппаратами других государственных органов. По правовому же статусу аппарат Президента находится на более высокой ступени.
Особенно важной структурной единицей аппарата Президента является Администрация Президента Республики Беларусь.
Администрация Президента образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом (п. 5 ст. 84 Конституции). Ее правовой статус определяется Положением об Администрации Президента Республики Беларусь, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г.
Название рассматриваемого органа — администрация — не совсем точное. Оно не раскрывает его основную суть и не показывает место в управленческой системе.
Термин «администрация» происходит от латинского слова «administration», что в переводе на русский язык означает «управление». По этой причине любой орган, который призван осущест-
влять управление, называется администрацией. В Словаре русского языка С.И. Ожегова под администрацией понимаются органы исполнительной власти, управления. Например, говорят: «администрация завода, министерства, вуза», а в статье 47 Устава Белорусского государственного университета записано, что текущее руководство деятельностью БГУ осуществляет администрация. В пункте 2 статьи 2341 КоАП говорится об администрации предприятий, учреждений и организаций, которой предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 11 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация.
Ж. Ведель в понятие администрации включает всю совокупность органов, осуществляющих государственное управление: президента республики, премьер-министра и правительство, префектов, мэров, а также других многочисленных представителей государственной администрации. Часть четвертая его книги так и называется: «Структура администрации»1.
Г. Брэбан дает многозначное толкование термина «государственная администрация». Им традиционно обозначают сферу управления публичным сектором .
В статье 20 Конституции Французской Республики под администрацией понимается более узкий круг государственных органов. В соответствии с этой статьей в распоряжении Правительства находятся администрация и вооруженные силы.
«Администрация — это аппарат, органы, совокупность лиц, которые управляют, руководят действиями людей»3.
По мнению Д.Н. Бахраха, исходя из социального управления, можно выделить следующие виды администрации:
2) администрацию предприятия, учреждения;
3) муниципальную администрацию;
4) администрацию субъекта федерации;
5) федеральную администрацию;
6) администрацию международных организаций и др.4
[1] Ведель Ж. Указ. соч. С. 387.
2 Брэбан Г. Указ. соч. С. 8.
3 Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 6.
4 Там же.
Итак, слово «администрация» имеет много значений, но всегда связывается с органом государственного управления или с их совокупностью. Несмотря на добавление в ряде случаев к этому слову пояснительных слов (например, «Президента», «местная», «вуза» и т.д.), оно нежелательно для обозначения названия такого органа, как Администрация Президента.
Более удачным для его определения были бы слова «штаб» или «кабинет». Тогда бы нынешняя Администрация Президента имела бы название: «Штаб Президента Республики Беларусь» или «Кабинет Президента Республики Беларусь».
Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления и имеет свою структуру. В ее состав входят:
1) Глава Администрации Президента Республики Беларусь;
2) первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
3) два заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
4) помощники Президента Республики Беларусь,
5) Главное управление кадровой политики;
6) Главное идеологическое управление;
7) Главное государственно-правовое управление;
8) Главное организационное управление,
9) Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;
10) Экономическое управление.
11) Управление внешней политики;
12) Управление по работе с обращениями граждан;
13) Канцелярия Президента Республики Беларусь;
14) Приемная Президента Республики Беларусь1;
15) Пресс-служба Президента Республики Беларусь;
16) Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
17) Отдел подготовки выступлений;
18) Отдел по вопросам гражданства и помилования2.
Структура и общая численность работников Администрации
утверждаются Президентом по представлению Главы Админист-
[1] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 2000. № 16. Ст. 433.
2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105, 1/3169
рации.Глава Администрации назначается на должность и освобождается от должности указом Президента и является руководителем Администрации. Его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности также Президентом, но по представлению руководителя Администрации. Между названными должностными лицами осуществляется распределение обязанностей Главой Администрации, который со своими заместителями руководит работой структурных подразделений в соответствии с распределенными обязанностями.
Общее руководство деятельностью Администрации осуществляет ее Глава. Он назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и иных работников Администрации. Первые назначаются и освобождаются от должности по представлениям заместителей Главы Администрации, а вторые — по представлениям руководителей структурных подразделений, согласованным с соответствующим заместителем Главы Администрации.
Глава Администрации организует работу Администрации, решает вопросы повышения квалификации работников Администрации, премирования, установления надбавок к должностным окладам, выдачи им других денежных выплат, утверждает штатное расписание и смету расходов Администрации в пределах средств, выделенных на ее содержание, согласовывает назначение на должность и освобождает от должности руководителей (их заместителей) государственных органов, учреждений, организаций, образованных при Администрации.
В целях организации деятельности Администрации ее Глава издает распоряжения — правовые акты внутриорганизационного характера.
Названные выше полномочия Главы Администрации являются внутренними. Глава Администрации обладает также полномочиями внешнего характера: имеет право выступать в качестве представителя Президента в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания, Конституционном Суде; представлять Администрацию в отношениях с внутригосударственными, зарубежными и международными организациями; направлять соответствующим органам и организациям на согласование внесенные Президенту проекты декретов, указов и распоряжений, если они не были согласованы в установленном порядке, при необходимости возвращать проекты решений на доработку; органи-
зовывать проведение комплексной экспертизы поступающих проектов указанных актов и докладывать об этом Президенту.
Кроме того, Глава Администрации обобщает предложения, делает заключения и вносит Президенту материалы о назначении (согласовании назначения) на должность и об освобождении от должности лиц, назначаемых Президентом или по согласованию с ним; во исполнение решений Президента дает государственным органам, иным государственным организациям, подотчетным Президенту, обязательные для выполнения указания и поручения по вопросам, входящим в компетенцию Администрации; запрашивает и получает у Совета Министров, иных государственных органов информацию о выполнении актов и поручений Президента; обеспечивает подготовку предложений Президенту по основополагающим вопросам внутренней и внешней политики.
Глава Администрации является по должности членом Совета Министров и его Президиума. Он обладает дисциплинарными полномочиями по отношению к подчиненным работникам.
В состав Администрации входит коллегия, которая создается Президентом и состоит из Главы Администрации, его заместителей, а также других работников Администрации.
Председателем коллегии является Глава Администрации. Ее деятельность как коллегиального органа осуществляется через заседания, проводимые по мере необходимости. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности членов коллегии. На заседаниях рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, иных государственных организаций, учреждений по выполнению решений Президента, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Администрации,
По результатам обсуждения вопросов коллегия большинством голосов от общей численности ее членов принимает решения, которые оформляются протоколами и подписываются Главой Администрации и издаются от имени Администрации. При равенстве голосов членов коллегии голос ее председателя является решающим.
Администрация представляет собой орган государственного управления, сравнимый с любым республиканским органом государственного управления. В ее состав входят 160 работников.
Главной целью образования Администрации в соответствии со статьей 1 Положения об Администрации Президента Республики Беларусь является обеспечение деятельности Президента в
области государственной кадровой политики и идеологии, осуществление подготовки, выполнения и контроля за исполнением решений Главы государства. Такая формулировка не в полной мере отражает основное предназначение Администрации, которое состоит в организационном, информационно-аналитическом и правовом обеспечении деятельности Президента. Определение кадровой политики и идеологии, безусловно, является весьма важным, но не первостепенным.
Тесно связаны с целями задачи Администрации, предназначенные для реализации этих целей. В указанном Положении в качестве первоочередной предусмотрена задача обеспечения проведения государственной кадровой политики, идеологии и права. По существу, это не одна, а три задачи. Правильным было бы их разделить, записать в отдельных пунктах, потому что они разные и вряд ли совместимы. Основы кадровой политики закреплены в Конституции Республики Беларусь и многочисленных нормативных правовых актах. Среди них — указы Президента Республики Беларусь: от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь», от 8 октября 2001 г. № 645 «Об утверждении порядка назначения (утверждения), освобождения и согласования назначения (освобождения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь», от 17 июля 1996 г. №253 «О совершенствовании работы с руководящими кадрами в системе государственных органов», от 24 января 1997 г. № 100 «О совершенствовании организации переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов» и Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь.
Идеология как совокупность (система) идей, теорий, взглядов, которые характеризуют общество и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений, нашла отражение в Конституции Республики Беларусь и в других правовых документах — программах (прогнозах), актах, регулирующих те или иные общественные отношения, выступлениях Президента Республики Беларусь.
Названные задачи весьма важны. Их реализация выражается в определении стратегии государства в рассматриваемых областях.
Основными задачами (согласно ст. 4 Положения об Администрации) являются следующие:
1) координация деятельности подчиненных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права;
2) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;
3) организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.
Несомненно, перед Администрацией стоит также задача, выражающаяся в обеспечении законности. Она является конституционной и возведена в ранг принципа государственного управления (ст. 7 Конституции). В статье 2 Положения записано: «В своей деятельности Администрация Президента Республики Беларусь руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, а также настоящим Положением», Кроме того, Администрация руководствуется и указаниями Президента, выполняет его поручения.
Основные задачи Администрации реализуются через ее функции. Таким образом, между задачами и функциями существует тесная связь: функции определяются задачами и из них вытекают.
В пункте 5 Положения закреплены основные функции Администрации:
1) организационное обеспечение Президента Республики Беларусь;
2) информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;
3) правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;
4) обеспечение проведения государственной политики в области права;
5) обеспечение проведения государственной кадровой политики;
6) обеспечение проведения государственной идеологии;
7) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной и судебной власти;
8) координация деятельности подотчетных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права;
9) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления в решении вопросов социально-экономического развития республики, осуществлении контроля за разработкой и реализацией президентских программ;
10) подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека, гражданина;
11) подготовка материалов по вопросам гражданства, наград и помилования, введения соответствующего государственного учета;
12) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с общественно-политическими институтами, другами общественными объединениями;
13) организация приема граждан и рассмотрение их обращений, регламентация процесса учета и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь входящей корреспонденции;
14) ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов;
15) координация деятельности государственных средств массовой информации.
Названные функции Администрация осуществляет с помощью своих структурных подразделений. По существу структура Администрации построена в соответствии с ее основными функциями. Следовательно, функции предопределяют структуру. Между тем, каждое структурное подразделение может реализовывать не одну, а несколько функций.
На первом месте находится функция обеспечения проведения государственной кадровой политики, которая реализуется Главным управлением кадровой политики. В этих целях управление осуществляет организацию единой системы учета, подбора, подготовки и расстановки руководящих кадров, готовит предложения о назначении и освобождении руководящих работников, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644. Указанный документ содержит Перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, Перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных государственных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства
Республики Беларусь. К ним, например, относятся следующие должности:
1. Премьер-министр Республики Беларусь;
2. председатели палат Национального собрания Республики Беларусь;
3. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь;
4. Председатель Верховного Суда Республики Беларусь;
5. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
6. Глава Администрации Президента Республики Беларусь;
7. Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
8. Генеральный прокурор Республики Беларусь и др.;
9. Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;
10. Управляющий делами Президента Республики Беларусь;
11. заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
12. заместители Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
13. заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
14. Президент Национальной академии наук Беларуси;
15. министры и руководители иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, заместители министров и председателей государственных комитетов;
16. Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;
17. председатели облисполкомов и Минского горисполкома;
18. послы Республики Беларусь и др.
Главное управление кадровой политики на основе анализа эффективности деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по руководству государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством дает оценку руководителям и подготавливает соответствующие предложения. Оно разрабатывает предложения по координации деятельности указанных органов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров, определению перспективных направлений международного сотрудничества в этой области, обеспечивает создание и совершенствование системы аттестации ру-
ководящих работников, их конкурсного отбора и выдвижения, формирование резерва управленческих кадров.
Реализация функции по обеспечению проведения государственной идеологии и информационной политики осуществляется Главным идеологическим управлением. Управление призвано координировать работу государственных органов по формированию государственной идеологии, способной интегрировать идеи устойчивого развития, развивать духовное наследие, обеспечивать конституционное равноправие белорусского и русского языков, обеспечивать оперативное информирование населения по вопросам внутренней и внешней политики Президента Республики Беларусь. .
Оно организует работу по разъяснению и пропаганде политики Президента в экономической, социальной pi гуманитарной сферах, обобщает информацию о важнейших событиях жизнедеятельности государства, анализирует практику работы республиканских местных органов государственного управления в области науки, образования и культуры, анализирует проблемы в области государственной национальной политики и межнациональных отношений.
Правовое обеспечение деятельности Президента и обеспечение проведения государственной политики в области права осуществляет Главное государственно-правовое управление. Оно готовит по поручению Президента, руководства Администрации и по своей инициативе проекты декретов, указов и распоряжений Главы государства, законов, актов Администрации, представляет законопроекты, инициируемые Президентом, согласовывает их в соответствии с решением Президента в Национальном собрании и принимает в связи с этим участие в заседаниях палат Национального собрания и их органов, в том числе и в заседаниях согласительных комиссий.
Управление готовит предложения Президенту о подписании принятых законов либо возвращении этих законов или отдельных их положений в Палату представителей Национального собрания для повторного рассмотрения и голосования; участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Главы государства; организует правовую экспертизу проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Президенту или руководству Администрации.
По существующему правилу не допускается внесение проектов правовых актов на рассмотрение Президенту без заключения
Главного государственно-правового управления (ст. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 10 ноября 1997 г. № 572 «О некоторых мерах по совершенствованию правового обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь», Положение о порядке взаимоотношений Администрации Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь при подготовке проектов правовых актов1). Кроме того, оно координирует в соответствии с решениями Президента и руководства Администрации деятельность Национального центра законопроектной деятельности при Президенте и Национального центра правовой информации Республики Беларусь, а также деятельность структурных подразделений Администрации по правовым вопросам, в том числе по вопросам подготовки и внесения в Палату представителей Национального собрания законопроектов, декретов Президента, возвращения в Палату представителей законов или их отдельных положений с возражениями Президента.
На данном структурном подразделении лежит обязанность координации деятельности государственных органов Республики Беларусь по вопросам подготовки проектов нормативных актов, включая планирование подготовки этих актов, их разработку, согласование, представление в установленном порядке на рассмотрение Президента, Национального собрания, другого государственного органа, рассмотрение и принятие законопроектов, подписание нормативных актов и их исполнение, обеспечение учета и систематизации законодательства.
Вопрос о порядке рассмотрения Президентом проектов правовых актов регулируется специальным положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 3272.
Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. № 99 «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь»3 установлено, что иные заинтересованные стороны, кроме названных в статье 99 Конституции, могут вносить проекты законов в соответствующем порядке субъектам права законодательной инициативы.
[1] См.: Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 32. Ст. 1013; 1999. № 35. Ст, 1026.
2 Там же. 1998. № 18. Ст. 479.
3 Там же. № 7. Ст. 161.
При принятии решения о разработке законопроекта данным Указом предписывается руководствоваться двумя требованиями: приоритетности и необходимости регулирования соответствующих общественных отношений, если подобные отношения не могут быть урегулированы иными нормативными правовыми актами.
К проекту закона должны быть приложены документы, названные в статье 3 данного Указа. Таким образом, Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. урегулирован законотворческий процесс в целях улучшения качества проектов законов.
Функции организационного и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента призвано осуществлять Главное управление организационного обеспечения. Оно организует оперативное и постоянное обеспечение Президента информационным и аналитическим материалом, без наличия которого его работа не может быть успешной и продуктивной.
Работа Президента строится по текущим и перспективным планам. Их разработку организовывает также указанное управление. В составлении планов принимают участие все структурные подразделения. Управление координирует их деятельность в этом направлении, запрашивает у государственных органов, организаций необходимые материалы и организационно обеспечивает качественное выполнение планов (плановых мероприятий).
На управлении лежит обязанность организовывать подготовку проектов обращений, поздравлений, приветствий и других официальных посланий Президента Республики Беларусь главам государств, видным зарубежным и отечественным деятелям, организациям и трудовым коллективам республики, а также обеспечивать контроль за своевременным и качественным исполнением решений и поручений Президента, содержащихся в его декретах, распоряжениях и резолюциях на документах.
Функцию обеспечения взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной и судебной власти реализует Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти. Такое взаимодействие необходимо для выработки оптимальной государственной политики в области нормотворческой деятельности, обеспечения реализации конституционных полномочий Президента в Национальном собрании Республики Беларусь. С этой целью управление подготавливает Президенту и руководству Администрации аналитические материалы о развитии ситуации в Национальном собра-
нии по вопросам обсуждения того или иного законопроекта, обеспечивает разъяснение депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики позицию Президента относительно проектов актов, вносимых Президентом в порядке реализации права законодательной инициативы, изучает практику подготовки и рассмотрения в Национальном собрании проектов актов Парламента и координирует их подготовку, изучает зарубежную практику взаимодействия главы государства и парламента, исполнительной власти с законодательной и судебной властью, а также разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента предложения по совершенствованию подобных взаимодействий.
Во взаимоотношениях с судебной властью управление обеспечивает участие представителей президентской стороны в заседаниях Конституционного Суда в случаях, предусмотренных законодательством, координирует их деятельность, вносит на рассмотрение Президента предложения о назначении на должности и освобождение от должностей в соответствии с законодательством судей Республики Беларусь, присвоении им квалификационных классов, подготавливает соответствующие акты Президента, разрабатывает проекты актов Президента по вопросам, связанным с деятельностью органов законодательной и судебной власти.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента по вопросам социально-экономического характера осуществляет экономическое управление. Оно анализирует социально-экономическую ситуацию в республике, участвует в подготовке предложений по определению основ государственной социально-экономической политики и механизма ее реализации, осуществляет контроль за разработкой проектов президентских программ и их реализацией, проводит экспертизу проектов актов законодательства по рассматриваемым вопросам, вносимым на рассмотрение Президента. Управление может и само осуществлять подготовку подобных проектов актов законодательства, концепций и программ. На него возлагается осуществление контроля за выполнением решений и поручений Президента по вопросам рассматриваемой сферы.
Вопросами организации приема граждан и рассмотрением их обращений занимается управление по работе с обращениями граждан. Основными его задачами является рассмотрение обращений граждан, поступающих в Администрацию, организация приема граждан в резиденции Президента, контроль за своевременным и правильным решением поставленные в обращениях граждан
вопросов, анализ обращений граждан, информирование Президенте и руководства Администрации по затрагиваемым в них проблемам, анализ и проверка организации работы с обращениями граждан в министерствах, других республиканских органам управления, местных исполнительных и распорядительных органах, совершенствование форм и методов организации работы с обращениями граждан, ведения делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам.
Ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов осуществляет Канцелярия Президента Республики Беларусь.
Канцелярия по правовому статусу приравнивается к управлению. Перед ней стоят такие задачи, как обеспечение делопроизводственного обслуживания Администрации, создание и обеспечение функционирования в Администрации единой системы, редактирование документов, подготавливаемых в Администрации, обеспечение сохранности и организация использования образующихся в деятельности Президента и Администрации документов и дел, законченных делопроизводством, осуществление контроля за прохождением и сроками исполнения документов, поступивших в Администрацию.
Координация деятельности государственных средств массовой информации реализуется путем координации работы пресс- служб республиканских органов государственного управления по освещению ими деятельности Президента, предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Президента, издаваемых им правовых актах, заявлениях, выступлениях, встречах Главы государства и других мероприятиях с его участием, организации информационного обеспечения официальных визитов, рабочих поездок, встреч Президента, а также других мероприятий с его участием в Беларуси и за рубежом. Названные задачи осуществляет Пресс-служба Президента Республики Беларусь. Она также организует пресс-конференции, интервью Президента, другие его встречи с представителями средств массовой информации, иные мероприятия с участием Главы государства, обеспечивает выступления Президента в средствах массовой информации.
Структурные подразделения реализуют полномочия внешнего характера через своих руководителей. Поэтому руководители структурных подразделений осуществляют не только руководство соответствующим подразделением, но и представляют подготов-
ленные материалы руководству Администрации, запрашивают и получают от Аппарата Совета Министров, министерств и других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений и организаций материалы, необходимые для подготовки вопросов, рассматриваемых Президентом и в Администрации. Руководители структурных подразделений вправе в необходимых случаях привлекать работников указанных организаций к подготовке подобных вопросов, заслушивать сообщения названных работников по вопросам, относящимся к компетенции структурных подразделений, при необходимости принимать участие в заседаниях Совета Министров (его органов), коллегий республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, в проводимых этими органами совещаниях и выступать на них.
Кроме того, руководители структурных подразделении могут знакомиться в пределах своего ведения с материалами в аппарате Совета Министров и органов государственного управления, проводить с их представителями совещания, ставить на контроль решения и поручения Президента и Главы Администрации, определять при этом необходимые контрольные действия и вносить предложения о снятии решений с контроля, возвращать документы, внесенные на рассмотрение Президента и в Администрацию с нарушениями установленного порядка.
Таким образом, Администрация Президента предназначена для обеспечения деятельности Президента в области кадровой политики и идеологии, правового и организационного обеспечения деятельности Президента, а также для подготовки и выполнения его решений. В таком смысле Администрация представляет собой орган внутриорганизационного характера.
Осуществляя общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров, согласованию кандидатур при назначении их на должности, координацию деятельности государственных органов по подготовке проектов правовых актов, контроль за выполнением решений и поручений Президента и т.п., она выступает как орган государственного управления, осуществляющий функции внешнего характера.
При этом Администрация не призвана осуществлять руководство хозяйственным или социально-культурным строительством. Однако реализуемые ею функции являются управленчес-
кими. По этой причине она является органом государственного управления надведомственного характера.