Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь

Определенную часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинен только ему. Этот аппарат пред­ставляет собой совокупность органов (структурных подразделе­ний), образуемых Президентом и состоящих при нем для выпол­нения соответствующей работы, особых функций, оказания Прези­денту необходимой помощи в осуществлении полномочий.

Подобный аппарат имеет глава любого государства. Без него Президент не в состоянии осуществлять свою многогранную дея­тельность и широкие полномочия. Руководитель любого звена (органа) имеет свой аппарат, только несколько иного характера, поскольку он образует внутреннюю структуру и, как правило, не обладает полномочиями внешнего характера.

Аппарат Президента Беларуси особый: он состоит из органов государственного управления, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего ка­чества. В него входят:

1. Администрация Президента Республики Беларусь;

2. Управление делами Президента Республики Беларусь;

3. Совет Безопасности Республики Беларусь;

4. Комитет государственного контроля;

5. Служба безопасности Президента.

Аппарат Президента не образует систему. Его звенья не име­ют иерархии, т.е. среди них нет вышестоящих и нижестоящих. Однако они взаимодействуют, дополняют друг друга, по отдель­ным вопросам работают друг для друга.

Термин «аппарат» в данном случае не отражает полностью сущность и предназначение названных структур и, конечно, не под­черкивает тождественность с Аппаратом Совета Министров и аппа­ратами иных государственных органов. Основная цель этого тер­мина — показать, что при Президенте существует единый слажен­ный механизм, работающий под непосредственным руководством Президента и выполняющий задачи, которые являются или про­должением задач, стоящих перед Президентом, или вытекают из них.

Таким образом, аппарат Президента — это совокупность ор­ганов государственного управления, призванных оказывать ему помощь в работе, выполнять его указания и поручения. По свое­му основному предназначению рассматриваемый аппарат имеет определенное сходство с аппаратами других государственных орга­нов. По правовому же статусу аппарат Президента находится на более высокой ступени.

Особенно важной структурной единицей аппарата Президен­та является Администрация Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента образуется, упраздняется и ре­организуется Президентом (п. 5 ст. 84 Конституции). Ее правовой статус определяется Положением об Администрации Президента Республики Беларусь, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г.

Название рассматриваемого органа — администрация — не совсем точное. Оно не раскрывает его основную суть и не пока­зывает место в управленческой системе.

Термин «администрация» происходит от латинского слова «administration», что в переводе на русский язык означает «управ­ление». По этой причине любой орган, который призван осущест­-

влять управление, называется администрацией. В Словаре рус­ского языка С.И. Ожегова под администрацией понимаются орга­ны исполнительной власти, управления. Например, говорят: «администрация завода, министерства, вуза», а в статье 47 Устава Белорусского государственного университета записано, что теку­щее руководство деятельностью БГУ осуществляет администра­ция. В пункте 2 статьи 2341 КоАП говорится об администрации предприятий, учреждений и организаций, которой предоставлено право составлять протоколы об административных правонаруше­ниях.

В соответствии со статьей 11 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе явля­ется местная администрация.

Ж. Ведель в понятие администрации включает всю совокуп­ность органов, осуществляющих государственное управление: президента республики, премьер-министра и правительство, пре­фектов, мэров, а также других многочисленных представителей государственной администрации. Часть четвертая его книги так и называется: «Структура администрации»1.

Г. Брэбан дает многозначное толкование термина «государ­ственная администрация». Им традиционно обозначают сферу управления публичным сектором .

В статье 20 Конституции Французской Республики под ад­министрацией понимается более узкий круг государственных ор­ганов. В соответствии с этой статьей в распоряжении Правитель­ства находятся администрация и вооруженные силы.

«Администрация — это аппарат, органы, совокупность лиц, которые управляют, руководят действиями людей»3.

По мнению Д.Н. Бахраха, исходя из социального управления, можно выделить следующие виды администрации:

2) администрацию предприятия, учреждения;

3) муниципальную администрацию;

4) администрацию субъекта федерации;

5) федеральную администрацию;

6) администрацию международных организаций и др.4

[1] Ведель Ж. Указ. соч. С. 387.

2 Брэбан Г. Указ. соч. С. 8.

3 Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 6.

4 Там же.

Итак, слово «администрация» имеет много значений, но всегда связывается с органом государственного управления или с их со­вокупностью. Несмотря на добавление в ряде случаев к этому слову пояснительных слов (например, «Президента», «местная», «вуза» и т.д.), оно нежелательно для обозначения названия тако­го органа, как Администрация Президента.

Более удачным для его определения были бы слова «штаб» или «кабинет». Тогда бы нынешняя Администрация Президента имела бы название: «Штаб Президента Республики Беларусь» или «Кабинет Президента Республики Беларусь».

Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления и имеет свою структуру. В ее состав входят:

1) Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

2) первый заместитель Главы Администрации Президента Рес­публики Беларусь;

3) два заместителя Главы Администрации Президента Рес­публики Беларусь;

4) помощники Президента Республики Беларусь,

5) Главное управление кадровой политики;

6) Главное идеологическое управление;

7) Главное государственно-правовое управление;

8) Главное организационное управление,

9) Главное управление по взаимоотношениям с органами за­конодательной и судебной власти;

10) Экономическое управление.

11) Управление внешней политики;

12) Управление по работе с обращениями граждан;

13) Канцелярия Президента Республики Беларусь;

14) Приемная Президента Республики Беларусь1;

15) Пресс-служба Президента Республики Беларусь;

16) Секретариат Главы Администрации Президента Респуб­лики Беларусь;

17) Отдел подготовки выступлений;

18) Отдел по вопросам гражданства и помилования2.

Структура и общая численность работников Администрации

утверждаются Президентом по представлению Главы Админист-

[1] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 2000. № 16. Ст. 433.

2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105, 1/3169

рации.Глава Администрации назначается на должность и осво­бождается от должности указом Президента и является руково­дителем Администрации. Его заместители назначаются на долж­ность и освобождаются от должности также Президентом, но по представлению руководителя Администрации. Между названны­ми должностными лицами осуществляется распределение обязан­ностей Главой Администрации, который со своими заместителя­ми руководит работой структурных подразделений в соответствии с распределенными обязанностями.

Общее руководство деятельностью Администрации осущест­вляет ее Глава. Он назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и иных работников Администрации. Первые назначаются и освобожда­ются от должности по представлениям заместителей Главы Адми­нистрации, а вторые — по представлениям руководителей струк­турных подразделений, согласованным с соответствующим замес­тителем Главы Администрации.

Глава Администрации организует работу Администрации, ре­шает вопросы повышения квалификации работников Админис­трации, премирования, установления надбавок к должностным окладам, выдачи им других денежных выплат, утверждает штатное расписание и смету расходов Администрации в пределах средств, выделенных на ее содержание, согласовывает назначение на долж­ность и освобождает от должности руководителей (их заместите­лей) государственных органов, учреждений, организаций, образо­ванных при Администрации.

В целях организации деятельности Администрации ее Глава издает распоряжения — правовые акты внутриорганизационного характера.

Названные выше полномочия Главы Администрации явля­ются внутренними. Глава Администрации обладает также полно­мочиями внешнего характера: имеет право выступать в качестве представителя Президента в Палате представителей и Совете Рес­публики Национального собрания, Конституционном Суде; пред­ставлять Администрацию в отношениях с внутригосударственны­ми, зарубежными и международными организациями; направлять соответствующим органам и организациям на согласование вне­сенные Президенту проекты декретов, указов и распоряжений, если они не были согласованы в установленном порядке, при не­обходимости возвращать проекты решений на доработку; органи­-

зовывать проведение комплексной экспертизы поступающих про­ектов указанных актов и докладывать об этом Президенту.

Кроме того, Глава Администрации обобщает предложения, делает заключения и вносит Президенту материалы о назначении (согласовании назначения) на должность и об освобождении от должности лиц, назначаемых Президентом или по согласованию с ним; во исполнение решений Президента дает государственным органам, иным государственным организациям, подотчетным Пре­зиденту, обязательные для выполнения указания и поручения по вопросам, входящим в компетенцию Администрации; запрашива­ет и получает у Совета Министров, иных государственных орга­нов информацию о выполнении актов и поручений Президента; обеспечивает подготовку предложений Президенту по основопо­лагающим вопросам внутренней и внешней политики.

Глава Администрации является по должности членом Совета Министров и его Президиума. Он обладает дисциплинарными полномочиями по отношению к подчиненным работникам.

В состав Администрации входит коллегия, которая создается Президентом и состоит из Главы Администрации, его заместите­лей, а также других работников Администрации.

Председателем коллегии является Глава Администрации. Ее деятельность как коллегиального органа осуществляется через за­седания, проводимые по мере необходимости. Заседания счита­ются правомочными, если на них присутствует не менее двух тре­тей от общей численности членов коллегии. На заседаниях рас­сматриваются вопросы деятельности государственных органов, иных государственных организаций, учреждений по выполнению решений Президента, а также иные вопросы, входящие в компе­тенцию Администрации,

По результатам обсуждения вопросов коллегия большинством голосов от общей численности ее членов принимает решения, ко­торые оформляются протоколами и подписываются Главой Адми­нистрации и издаются от имени Администрации. При равенстве голосов членов коллегии голос ее председателя является решаю­щим.

Администрация представляет собой орган государственного управления, сравнимый с любым республиканским органом госу­дарственного управления. В ее состав входят 160 работников.

Главной целью образования Администрации в соответствии со статьей 1 Положения об Администрации Президента Респуб­лики Беларусь является обеспечение деятельности Президента в

области государственной кадровой политики и идеологии, осу­ществление подготовки, выполнения и контроля за исполнением решений Главы государства. Такая формулировка не в полной мере отражает основное предназначение Администрации, которое состоит в организационном, информационно-аналитическом и пра­вовом обеспечении деятельности Президента. Определение кад­ровой политики и идеологии, безусловно, является весьма важ­ным, но не первостепенным.

Тесно связаны с целями задачи Администрации, предназна­ченные для реализации этих целей. В указанном Положении в качестве первоочередной предусмотрена задача обеспечения про­ведения государственной кадровой политики, идеологии и права. По существу, это не одна, а три задачи. Правильным было бы их разделить, записать в отдельных пунктах, потому что они разные и вряд ли совместимы. Основы кадровой политики закреплены в Конституции Республики Беларусь и многочисленных норматив­ных правовых актах. Среди них — указы Президента Республики Беларусь: от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь», от 8 октября 2001 г. № 645 «Об утверждении порядка назначения (утвержде­ния), освобождения и согласования назначения (освобождения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, вклю­ченные в кадровый реестр Главы государства Республики Бела­русь», от 17 июля 1996 г. №253 «О совершенствовании работы с руководящими кадрами в системе государственных органов», от 24 января 1997 г. № 100 «О совершенствовании организации пе­реподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов» и Концепция государственной кадро­вой политики Республики Беларусь.

Идеология как совокупность (система) идей, теорий, взгля­дов, которые характеризуют общество и направлены на утвержде­ние либо изменение, преобразование существующих обществен­ных отношений, нашла отражение в Конституции Республики Беларусь и в других правовых документах — программах (прогно­зах), актах, регулирующих те или иные общественные отноше­ния, выступлениях Президента Республики Беларусь.

Названные задачи весьма важны. Их реализация выражается в определении стратегии государства в рассматриваемых облас­тях.

Основными задачами (согласно ст. 4 Положения об Адми­нистрации) являются следующие:

1) координация деятельности подчиненных Президенту Рес­публики Беларусь государственных органов в области государ­ственной кадровой политики, идеологии и права;

2) обеспечение взаимодействия Президента Республики Бе­ларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

3) организационное, информационно-аналитическое и право­вое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

Несомненно, перед Администрацией стоит также задача, выра­жающаяся в обеспечении законности. Она является конституцион­ной и возведена в ранг принципа государственного управления (ст. 7 Конституции). В статье 2 Положения записано: «В своей де­ятельности Администрация Президента Республики Беларусь ру­ководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Рес­публики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Прези­дента Республики Беларусь, а также настоящим Положением», Кроме того, Администрация руководствуется и указаниями Прези­дента, выполняет его поручения.

Основные задачи Администрации реализуются через ее функции. Таким образом, между задачами и функциями сущест­вует тесная связь: функции определяются задачами и из них вы­текают.

В пункте 5 Положения закреплены основные функции Адми­нистрации:

1) организационное обеспечение Президента Республики Бе­ларусь;

2) информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;

3) правовое обеспечение деятельности Президента Республи­ки Беларусь;

4) обеспечение проведения государственной политики в облас­ти права;

5) обеспечение проведения государственной кадровой поли­тики;

6) обеспечение проведения государственной идеологии;

7) обеспечение взаимодействия Президента Республики Бе­ларусь с органами законодательной и судебной власти;

8) координация деятельности подотчетных Президенту Рес­публики Беларусь государственных органов в области государ­ственной кадровой политики, идеологии и права;

9) обеспечение взаимодействия Президента Республики Бе­ларусь с Советом Министров Республики Беларусь, республи­канскими органами государственного управления в решении вопросов социально-экономического развития республики, осу­ществлении контроля за разработкой и реализацией президен­тских программ;

10) подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека, гражданина;

11) подготовка материалов по вопросам гражданства, наград и помилования, введения соответствующего государственного учета;

12) обеспечение взаимодействия Президента Республики Бе­ларусь с общественно-политическими институтами, другами обще­ственными объединениями;

13) организация приема граждан и рассмотрение их обраще­ний, регламентация процесса учета и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь входящей корреспонденции;

14) ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и ор­ганизация использования архивных документов;

15) координация деятельности государственных средств мас­совой информации.

Названные функции Администрация осуществляет с помощью своих структурных подразделений. По существу структура Адми­нистрации построена в соответствии с ее основными функциями. Следовательно, функции предопределяют структуру. Между тем, каждое структурное подразделение может реализовывать не одну, а несколько функций.

На первом месте находится функция обеспечения проведе­ния государственной кадровой политики, которая реализуется Главным управлением кадровой политики. В этих целях управле­ние осуществляет организацию единой системы учета, подбора, подготовки и расстановки руководящих кадров, готовит предло­жения о назначении и освобождении руководящих работников, должности которых включены в кадровый реестр Главы государ­ства Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644. Указанный до­кумент содержит Перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, Перечень должностей руководящих ра­ботников государственных органов и иных государственных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства

Республики Беларусь. К ним, например, относятся следующие должности:

1. Премьер-министр Республики Беларусь;

2. председатели палат Национального собрания Республики Беларусь;

3. Председатель Конституционного Суда Республики Бела­русь;

4. Председатель Верховного Суда Республики Беларусь;

5. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

6. Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

7. Председатель Комитета государственного контроля Респуб­лики Беларусь;

8. Генеральный прокурор Республики Беларусь и др.;

9. Председатель Правления Национального банка Республи­ки Беларусь;

10. Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

11. заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

12. заместители Главы Администрации Президента Республи­ки Беларусь;

13. заместитель Председателя Комитета государственного кон­троля Республики Беларусь;

14. Президент Национальной академии наук Беларуси;

15. министры и руководители иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, заместители министров и председателей государственных комитетов;

16. Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

17. председатели облисполкомов и Минского горисполкома;

18. послы Республики Беларусь и др.

Главное управление кадровой политики на основе анализа эффективности деятельности республиканских органов государ­ственного управления, местных исполнительных и распоряди­тельных органов по руководству государственным, хозяйствен­ным и социально-культурным строительством дает оценку руко­водителям и подготавливает соответствующие предложения. Оно разрабатывает предложения по координации деятельности ука­занных органов по подготовке, переподготовке и повышению ква­лификации управленческих кадров, определению перспективных направлений международного сотрудничества в этой области, обе­спечивает создание и совершенствование системы аттестации ру-

ководящих работников, их конкурсного отбора и выдвижения, фор­мирование резерва управленческих кадров.

Реализация функции по обеспечению проведения государ­ственной идеологии и информационной политики осуществляет­ся Главным идеологическим управлением. Управление призвано ко­ординировать работу государственных органов по формированию государственной идеологии, способной интегрировать идеи устой­чивого развития, развивать духовное наследие, обеспечивать кон­ституционное равноправие белорусского и русского языков, обе­спечивать оперативное информирование населения по вопросам внутренней и внешней политики Президента Республики Бела­русь. .

Оно организует работу по разъяснению и пропаганде поли­тики Президента в экономической, социальной pi гуманитарной сферах, обобщает информацию о важнейших событиях жизнедея­тельности государства, анализирует практику работы республи­канских местных органов государственного управления в области науки, образования и культуры, анализирует проблемы в области государственной национальной политики и межнациональных отношений.

Правовое обеспечение деятельности Президента и обеспече­ние проведения государственной политики в области права осу­ществляет Главное государственно-правовое управление. Оно гото­вит по поручению Президента, руководства Администрации и по своей инициативе проекты декретов, указов и распоряжений Гла­вы государства, законов, актов Администрации, представляет за­конопроекты, инициируемые Президентом, согласовывает их в соответствии с решением Президента в Национальном собрании и принимает в связи с этим участие в заседаниях палат Нацио­нального собрания и их органов, в том числе и в заседаниях согласительных комиссий.

Управление готовит предложения Президенту о подписании принятых законов либо возвращении этих законов или отдельных их положений в Палату представителей Национального собрания для повторного рассмотрения и голосования; участвует в подго­товке проектов нормативных правовых актов, вносимых на рас­смотрение Главы государства; организует правовую экспертизу проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Президенту или руководству Администрации.

По существующему правилу не допускается внесение проек­тов правовых актов на рассмотрение Президенту без заключения

Главного государственно-правового управления (ст. 2 Указа Пре­зидента Республики Беларусь от 10 ноября 1997 г. № 572 «О не­которых мерах по совершенствованию правового обеспечения де­ятельности Президента Республики Беларусь», Положение о по­рядке взаимоотношений Администрации Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь при подго­товке проектов правовых актов1). Кроме того, оно координирует в соответствии с решениями Президента и руководства Админис­трации деятельность Национального центра законопроектной де­ятельности при Президенте и Национального центра правовой информации Республики Беларусь, а также деятельность струк­турных подразделений Администрации по правовым вопросам, в том числе по вопросам подготовки и внесения в Палату предста­вителей Национального собрания законопроектов, декретов Пре­зидента, возвращения в Палату представителей законов или их отдельных положений с возражениями Президента.

На данном структурном подразделении лежит обязанность координации деятельности государственных органов Республики Беларусь по вопросам подготовки проектов нормативных актов, включая планирование подготовки этих актов, их разработку, согласование, представление в установленном порядке на рассмот­рение Президента, Национального собрания, другого государствен­ного органа, рассмотрение и принятие законопроектов, подписа­ние нормативных актов и их исполнение, обеспечение учета и систематизации законодательства.

Вопрос о порядке рассмотрения Президентом проектов право­вых актов регулируется специальным положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 3272.

Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. № 99 «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь»3 установлено, что иные заинтересованные стороны, кроме названных в статье 99 Конституции, могут вно­сить проекты законов в соответствующем порядке субъектам пра­ва законодательной инициативы.

[1] См.: Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитель­ства Республики Беларусь. 1997. № 32. Ст. 1013; 1999. № 35. Ст, 1026.

2 Там же. 1998. № 18. Ст. 479.

3 Там же. № 7. Ст. 161.

При принятии решения о разработке законопроекта данным Указом предписывается руководствоваться двумя требованиями: приоритетности и необходимости регулирования соответствующих общественных отношений, если подобные отношения не могут быть урегулированы иными нормативными правовыми актами.

К проекту закона должны быть приложены документы, на­званные в статье 3 данного Указа. Таким образом, Указом Прези­дента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. урегулирован зако­нотворческий процесс в целях улучшения качества проектов зако­нов.

Функции организационного и информационно-аналитическо­го обеспечения деятельности Президента призвано осуществлять Главное управление организационного обеспечения. Оно организует оперативное и постоянное обеспечение Президента информаци­онным и аналитическим материалом, без наличия которого его работа не может быть успешной и продуктивной.

Работа Президента строится по текущим и перспективным планам. Их разработку организовывает также указанное управле­ние. В составлении планов принимают участие все структурные подразделения. Управление координирует их деятельность в этом направлении, запрашивает у государственных органов, организа­ций необходимые материалы и организационно обеспечивает ка­чественное выполнение планов (плановых мероприятий).

На управлении лежит обязанность организовывать подготов­ку проектов обращений, поздравлений, приветствий и других официальных посланий Президента Республики Беларусь главам государств, видным зарубежным и отечественным деятелям, орга­низациям и трудовым коллективам республики, а также обеспе­чивать контроль за своевременным и качественным исполнением решений и поручений Президента, содержащихся в его декретах, распоряжениях и резолюциях на документах.

Функцию обеспечения взаимодействия Президента Респуб­лики Беларусь с органами законодательной и судебной власти реализует Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти. Такое взаимодействие не­обходимо для выработки оптимальной государственной политики в области нормотворческой деятельности, обеспечения реализа­ции конституционных полномочий Президента в Национальном собрании Республики Беларусь. С этой целью управление подго­тавливает Президенту и руководству Администрации аналити­ческие материалы о развитии ситуации в Национальном собра-

нии по вопросам обсуждения того или иного законопроекта, обеспечивает разъяснение депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики позицию Президента относительно проектов актов, вносимых Президентом в порядке реализации права законодательной инициативы, изучает практику подготов­ки и рассмотрения в Национальном собрании проектов актов Парламента и координирует их подготовку, изучает зарубежную практику взаимодействия главы государства и парламента, ис­полнительной власти с законодательной и судебной властью, а также разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента пред­ложения по совершенствованию подобных взаимодействий.

Во взаимоотношениях с судебной властью управление обеспе­чивает участие представителей президентской стороны в заседани­ях Конституционного Суда в случаях, предусмотренных законода­тельством, координирует их деятельность, вносит на рассмотрение Президента предложения о назначении на должности и освобож­дение от должностей в соответствии с законодательством судей Республики Беларусь, присвоении им квалификационных классов, подготавливает соответствующие акты Президента, разрабатыва­ет проекты актов Президента по вопросам, связанным с деятель­ностью органов законодательной и судебной власти.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Пре­зидента по вопросам социально-экономического характера осу­ществляет экономическое управление. Оно анализирует социаль­но-экономическую ситуацию в республике, участвует в подготов­ке предложений по определению основ государственной социаль­но-экономической политики и механизма ее реализации, осущест­вляет контроль за разработкой проектов президентских программ и их реализацией, проводит экспертизу проектов актов законода­тельства по рассматриваемым вопросам, вносимым на рассмотре­ние Президента. Управление может и само осуществлять подго­товку подобных проектов актов законодательства, концепций и программ. На него возлагается осуществление контроля за вы­полнением решений и поручений Президента по вопросам рас­сматриваемой сферы.

Вопросами организации приема граждан и рассмотрением их обращений занимается управление по работе с обращениями граждан. Основными его задачами является рассмотрение обра­щений граждан, поступающих в Администрацию, организация при­ема граждан в резиденции Президента, контроль за своевремен­ным и правильным решением поставленные в обращениях граждан

вопросов, анализ обращений граждан, информирование Прези­денте и руководства Администрации по затрагиваемым в них проблемам, анализ и проверка организации работы с обращения­ми граждан в министерствах, других республиканских органам управления, местных исполнительных и распорядительных орга­нах, совершенствование форм и методов организации работы с обращениями граждан, ведения делопроизводства по предложе­ниям, заявлениям и жалобам.

Ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и орга­низация использования архивных документов осуществляет Кан­целярия Президента Республики Беларусь.

Канцелярия по правовому статусу приравнивается к управ­лению. Перед ней стоят такие задачи, как обеспечение делопроиз­водственного обслуживания Администрации, создание и обеспе­чение функционирования в Администрации единой системы, ре­дактирование документов, подготавливаемых в Администрации, обеспечение сохранности и организация использования образую­щихся в деятельности Президента и Администрации документов и дел, законченных делопроизводством, осуществление контроля за прохождением и сроками исполнения документов, поступив­ших в Администрацию.

Координация деятельности государственных средств массо­вой информации реализуется путем координации работы пресс- служб республиканских органов государственного управления по освещению ими деятельности Президента, предоставления сред­ствам массовой информации сведений о деятельности Президен­та, издаваемых им правовых актах, заявлениях, выступлениях, встречах Главы государства и других мероприятиях с его участи­ем, организации информационного обеспечения официальных ви­зитов, рабочих поездок, встреч Президента, а также других ме­роприятий с его участием в Беларуси и за рубежом. Названные задачи осуществляет Пресс-служба Президента Республики Бела­русь. Она также организует пресс-конференции, интервью Прези­дента, другие его встречи с представителями средств массовой информации, иные мероприятия с участием Главы государства, обеспечивает выступления Президента в средствах массовой инфор­мации.

Структурные подразделения реализуют полномочия внешне­го характера через своих руководителей. Поэтому руководители структурных подразделений осуществляют не только руководство соответствующим подразделением, но и представляют подготов­-

ленные материалы руководству Администрации, запрашивают и получают от Аппарата Совета Министров, министерств и других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений и организаций материалы, необходимые для подготовки вопросов, рассматриваемых Президентом и в Администрации. Руководите­ли структурных подразделений вправе в необходимых случаях привлекать работников указанных организаций к подготовке по­добных вопросов, заслушивать сообщения названных работников по вопросам, относящимся к компетенции структурных подразде­лений, при необходимости принимать участие в заседаниях Сове­та Министров (его органов), коллегий республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распо­рядительных органов, в проводимых этими органами совещаниях и выступать на них.

Кроме того, руководители структурных подразделении могут знакомиться в пределах своего ведения с материалами в аппарате Совета Министров и органов государственного управления, про­водить с их представителями совещания, ставить на контроль ре­шения и поручения Президента и Главы Администрации, опреде­лять при этом необходимые контрольные действия и вносить предложения о снятии решений с контроля, возвращать докумен­ты, внесенные на рассмотрение Президента и в Администрацию с нарушениями установленного порядка.

Таким образом, Администрация Президента предназначена для обеспечения деятельности Президента в области кадровой политики и идеологии, правового и организационного обеспече­ния деятельности Президента, а также для подготовки и выпол­нения его решений. В таком смысле Администрация представля­ет собой орган внутриорганизационного характера.

Осуществляя общее руководство деятельностью государствен­ных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повы­шению квалификации управленческих кадров, согласованию кан­дидатур при назначении их на должности, координацию деятель­ности государственных органов по подготовке проектов правовых актов, контроль за выполнением решений и поручений Президен­та и т.п., она выступает как орган государственного управления, осуществляющий функции внешнего характера.

При этом Администрация не призвана осуществлять руко­водство хозяйственным или социально-культурным строитель­ством. Однако реализуемые ею функции являются управленчес­-

кими. По этой причине она является органом государственного управления надведомственного характера.

Наши рекомендации