ВОПРОС 2. Порядок формирования государственных органов. Принципы их деятельности.
Как было отмечено выше, различают два основных способа образования государственных органов:
1. назначение:
2. выборы.
Рассмотрим эти способы подробнее.
Назначение бывает:
1) . Простое (например, назначение Президентом всех министров в республике Беларусь).
2) . Назначение с последующим утверждением (так, руководители структурных подразделений нашего колледжа назначаются начальником колледжа с последующим утверждением в МВД).
3) . Назначение по представлению какого-либо органа или должностного лица (судьи районных и областных судов в Республике Беларусь назначаются Президентом по совместному представлению министра юстиции и Председателя Верховного Суда).
4) . Назначение по согласованию с каким-либо органом или должностным лицом (так, Президент Республики Беларусь назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей).
Выборы.
Под выборами понимается установленная законом государственно-правовая процедура, во время которой граждане отдают свои голоса за кандидата или партию, в результате чего их воля формирует выборный (пред- ставительный) орган власти или избирается конкретное должностное лицо (президент, мэр города, судья и т.д.).
К этому определению модно добавить, что выборы будут полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвовали два и более кандидата или несколько партий.
Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в государственной жизни, определяющим перспективу развития государства на определенный период времени. В литературе справедливо отмечается, что посредством выборов органы власти получают легитимитацию, т.е. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.
Существует довольно много классификаций выборов по различным основаниям. Выделим лишь основные из
них.
1. В зависимости от территории проведения выборы подразделяются на:
- общенациональные (проводятся в масштабах всей страны);
- региональными (проводятся в рамках крупных территориальных единиц Так, применительно к США региональными могут называться выборы в рамках штатов, в Канаде - в рамках провинций и т.д.);
- местные (охватывают административно-территориальную единицу или город)
2. В зависимости от того, кого выбирают: выборы делятся на:
- парламентские,
- президентские;
- муниципальные;
- выборы судей, шерифов, коронеров и других лиц
3. В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на:
- прямые (когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост):
- непрямые - это такой вид выборов, при котором воля избирателей реализуется не прямо, а через группу выборщиков (косвенные выборы) либо через действующий избирательный орган (многоступенчатые выборы).
Вспомните, выборы какого органа в нашем государстве являются непрямыми?
4. В зависимости от того, когда проводятся выборы, они подразделяются на:
- очередные - это выборы, которые проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе,
- внеочередные (досрочные) - проводятся до истечения срока полномочий представительного органа или должностного лица (отставка или смещение президента, досрочный роспуск парламента и т.д.).
Правовой основой проведения выборов является избирательное право, т е совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов. Избирательное право является одним из институтов конституционного права. Оно, вместе с системой организационных мероприятий и средств, составляет избирательную систему, с помощью которой проводятся выборы и определяются их результаты.
Существует две основных разновидности избирательных систем:
- мажоритарная;
- пропорциональная.
г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого участника правоотношений (утрата больным пособия по временной нетрудоспособности вследствие больничного режима и т.д.).
Виды санкций:
1. Абсолютные.
2 Относительно-определенные.
3. Альтернативные.
4 Кумулятивные.
Абсолютная - это такая санкция, которая точно определяет размер и вид наказания. /К примеру в УК РБ таких санкций нет/.
Относительно-определенная - санкция которая содержит указание на конкретный вид наказания и его верхний и нижний пределы. (Пример: лишение свободы на срок от 5 до 15 лет)
Альтернативная - это такая санкция, в которых неблагоприятные последствия названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «и», «или», «либо». (Пример: ст. 262 УК РБ «Подделка проездных документов» - наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев)
Кумулятивная - это санкция, которая предусматривает два неблагоприятных последствия, которые наступают одновременно.
(Пример: ч.З ст.207 УК «Разбой» - наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества).
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих другдруга необходимых составных частей, элементов.
В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.