Принципы организации и деятельности государственных органов в РФ

Принципы организации и деятельности государственных органов в РФ

РФ является государством с республиканской формой правления. Источником власти в РФ является ее народ, который осуществляет свою власть:

- непосредственно (референдум и выборы);

- через органы государственной власти;

- через органы местного самоуправления.

Это означает, что в России все высшие федеральные органы государственной власти изби­раются населением либо формируются избранными народом представительными органами:

1 - Государственную власть в РФ на федеральном уровне осуществляют (ст.11 КРФ):

» Президент РФ;

» Федеральное Собрание (Государственная Дума и Со­вет Федерации);

» Правительство РФ;

» суды РФ (федеральные суды).

2 - Государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ).

3 - На местном уровне действует система органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (ст.12 К.).

Порядок образования органов государственной влас­ти РФ:

•избрание (Президента РФ, Государственной Думы);

• назначение (Правительства РФ, судей федеральных судов);

• формирование (Совета Федерации).

Система государственной власти России является двухуровневой и включает в себя: федеральные органы и органы власти субъектов Федерации.

Особенность и исключительность федеральных органов управления проявляется в их подчиненности и ответственности, над ними, как правило, нет других органов, которым они подчинены (Президент, Парламент, Верховный суд, Центральная избирательная комиссия).

Под государственными органамипонимаются физичес­кие лица или организации, наделенные государственно-властны­ми полномочиями и участвующие в управлении делами государст­ва. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов.

Государственный орган — это от­носительно обособленная составная часть государственного аппарата, которая в соответствии с законом:

» участвует в осуществлении функций государства, осуществляя конкретные функции;

» действует от имени и по поручению государства, об­ладая государственно-властными полномочиями;

» имеет соответствующую своим функциям структуру и компетенцию.

Под компетенцией государственного органа понимается объ­ем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно при­нимать властные решения.

Представляется, что под органом государственной власти следует понимать такой государ­ственный орган, который принимает нормативные право­вые акты, обязательные для исполнения другими госу­дарственными органами и гражданами РФ.

Совокупность органов государства со­ставляет систему органов государственной власти в Российской Федераций.

Под системой органов государственной власти Российской Федерации будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих федеральных и региональ­ных (субъектов Федерации) органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

В Конституции РФ (ст.10 К.) закреплено осуществление государственной власти в России на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...»(ст. 10 Конституции РФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих пол­номочий самостоятельны.

Система органов государственной власти в Российской Федерации отражает единство конституционных принципов построения и деятельности государственных органов. К ним относятся:

Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2,7,18 Конституции РФ).

Именно права и свободы человека и гражданина определяют главное содержание и направление деятельности органов государственной власти России с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

Народовластие (ст.3Конституции РФ).

Верховной властью в стране наделяются органы, которым народ доверяет и вручает соответствующие полномочия. Эти органы формируются непосредственно населением страны или от его имени представителями народа – депутатами.

Федерализм (ст.5Конституции РФ).

Благодаря этому принципу обеспечивается единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий, равноправие и самоопределение народов.

Разделение властей (ст.10,11Конституции РФ)

Основные функции власти (законодательная, исполнительная, судебная)осуществляются самостоятельными органами, которые не зависимы, самостоятельны и взаимно уравновешенны. Разделение властей действует как по горизонтали(самостоятельные ветви власти), так и по вертикали (федеральный уровень и субъектов Федерации).

Законность (ст.15Конституции РФ)

Формирование органов государственной власти, их функции, полномочия и деятельность осуществляется на основании Конституции, законов и в рамках законодательства.

Употребление национальных языков наряду с государственным языком.

Конституция в ст. 26 закрепила право использования родного языка. Субъекты Федерации в праве устанавливать собственный государственный язык, который может официально использоваться наравне с русским (ст.68 Конституции РФ).

2 Система органов государственной власти в РФ.

Система органов государственной власти - это совокупность органов, осуществляющих властные полномочия объединенная на принципах подчиненности и иерархичности.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).

1) двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации(по два представителя от каждого субъекта России) и Государственной думы(450 депутатов), – являющийся представительным и законодательным органом РФ.

2) Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ; Правительство России состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

3) суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Также к государственным органам России относится Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России.

Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ.

Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти.

Конституцией субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство Российской Федерации;

Суды Российской Федерации.

Судебную.

МО в РФ и его признаки.

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; (ФЗ-131 ст.2)

Приведенное определение основано на перечислении существенных признаков данного типа публично-правовых образований2:

а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ;

б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;

в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований;

г) наличие системы местного самоуправления в основе которой – наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (их структура обязательно включает представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию);

д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования (они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления);

е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

Признаки муниципального образования:

-создается для осуществления местного самоуправления;

-является либо населенным пунктом, либо совокупностью нескольких населенных пунктов, объединенных общей -территорией, либо частью населенного пункта;

-населенность (главный признак территории муниципального образования);

-наличие органов местного самоуправления;

-четкое разграничение компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти;

-наличие местного бюджета и муниципального имущества;

-наличие своего устава о местном самоуправлении.

13. Типы МО и их характеристика. .1ст. ФЗ 131

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Иными словами, муниципальное образование представляет собой территорию, на которой осуществляется муниципальное управление. Основанием для классификаций муниципальных образований является тот тип территории, на которой осуществляется муниципальное управление. Федеральным законом предполагается существование следующих типов муниципальных образований:

- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- поселение - городское или сельское поселение;

- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

- внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

- внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

- межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

14. Структура и классификация ОМС. Структура органов местного самоуправления состоит из следующих элементов:

• глава образованной муниципии;

• местный административный исполнительно-распорядительный орган;

• орган контроля муниципии;

• другие отделы рабочего аппарата, которые предусмотрены в административном уставе и обладают своими полномочиями в решении вопросов на местах.

Обязательными в данной структуре являются представительный орган, руководители муниципальных образований, а также местной администрации. Структура органов местного самоуправления может быть изменена, если в сам муниципальный устав будут внесены какие-нибудь изменения. Решение об изменении вступит в силу тогда, когда истечёт срок полномочий того представителя муниципальной власти, которым было принято данное решение.

Согласно действующему законодательству, структура органов местного самоуправления состоит из представителей, избираемых собственно населением, и лиц, которых избирают местные органы самоуправления. Между органами самоуправления и органами, осуществляющими власть в государстве, существует некоторое сходство. И те, и другие являются представителями власти, наделены, согласно закону, рядом полномочий, имеют право издавать правовые акты, которые обязательны к исполнению, обеспечивать это исполнение некоторыми принудительными мерами. Эта сходство объясняется тем, что данные органы олицетворяют собою власть народа.

Разница же между ними в том, что в первом случае власть осуществляется сугубо на уровне муниципальных образований, а во втором - на государственном уровне со всей присущей ему масштабностью, специфическими методами.

Структура органов местного самоуправления включает в себя не только органы как таковые, но и должностных лиц. Это лица, избранные или работающие по трудовому договору (контракту), обладающие исполнительными и распорядительными полномочиями в решении вопросов на местах или по организационным вопросам деятельности местной власти. Должностных лиц не считают государственными служащими.

Структура местного самоуправления состоит из представительных органов и исполнительных. Представительные органы – выборные, они занимаются выявлением интересов и потребностей местного населения и разрабатывают, намечают пути дальнейшего развития муниципальных образований. Претворяют в жизнь их планы и решения органы исполнительные, которые бывают как избираемыми, так и постоянными. классификация по следующим основаниям:1 По способу образования органы местного самоуправления в самом общем случае могут быть разделены на выборные и другие. Если в отношении выборных органов не требуется дополнительных разъяснений (нужно только отметить, что обязательность наличия выборного органа в муниципальном образовании является одним из основных принципов местного самоуправления), то другие органы создаются по мере необходимости и, в свою очередь, могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.)

Общественное страхование обеспечивает экономию на масштабе и относительное снижение административных издержек, а также в той или иной степени решает проблемы, связанные с неблагоприятным отбором, социальным и моральным риском.

Бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм– это разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в бюджетной сфере по поводу формирования и использования денежных средств.БФ основан на следующих принципах:1. -законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию расходов и доходов бюджетов(по конституции 71-73 статьи)2. -обеспечение органов власти соответствующего уровня необходимыми объемом доходов для выполнения ими возложенных на них функций3.-обеспечение горизонтального и вертикального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы(тут поясню:Вертикальное бюджетное выравнивание-Обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, и в первую очередь расходных функций.Горизонтальное бюджетное выравнивание-обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.4.-самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему(132 статья)5.-организация межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы.Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Методы бюджетного регулирования:- метод трансфертов. это современная форма бюджет­ного регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом дру­гому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:-метод субсидий-метод субвенций-метод бюджетных ссуд.

Дотациипредставляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюдже­том другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция- это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия- это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­том одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов или затрат.

Бюджетная ссуда -это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финансового года.

Начиная с 2003 года финансовая помощь стала предоставляться только из специальных фондов. Таких фондов в настоящее время четыре в федеральном бюджете:1. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
2. Фонд регионального развития.
3. Фонд компенсаций4.фонда финансовой поддержки муниципальных образований

Б. Общие сведения о регионе

1) В сфере производства:

• объем ВРП определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институционными единицами — резидентами региональной экономики; • ВРП на душу населения; • темпы роста ВРП: • индекс физического объема промышленной продукции (в сопоставимых ценах);• степень износа основных производственных фондов;

2) В финансовой сфере:• ставка по кредитам банков; • уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов); • темп роста инвестиций в основной капитал; • бюджетная обеспеченность региона.

3) В социальной сфере: • уровень прожиточного минимума; • доля оплаты труда в ВРП; • доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения; • уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета; • естественная убыль и миграция населения; • удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место;

В. Показатели регионального воспроизводства (регионального хозяйственного комплекса)

- Структура собственности в регионе (анализируется доля валовой добавленной стоимости, произведенной на приватизированных предприятиях, по отраслям хозяйства)

- Показатели производственного потенциала регионального хозяйственного комплекса (поло-возрастной состав населения, наличие природных богатств, стоимостная оценка капитальных ресурсов, материальных оборотных средств)

- Население и трудовые ресурсы(численность, характеристики состава населения, динамику естественного прироста населения региона, распределение трудовых ресурсов по видам деятельности и по секторам экономики, уровня образования занятого населения региона, уровень безработицы)

- Природные ресурсы региона (объем добычи и структура добываемого минерального сырья, распределение земельного фонда по категориям, угодьям и пользователям: всего, в единицах физического объема и в процентах, запасы лесонасаждений (в га и %), использование воды, млн куб. м,

общая кадастровая стоимость охотничьих и рыбных ресурсов и др.).

- Отраслевая структура производства (энергетический баланс региона, баланс производства и ввоза-вывоза продукции машиностроительного комплекса, объем производства сельскохозяйственной продукции, баланс ввоза-вывоза готовой продукции, материалов, сырья легкой промышленности, плотность железных и автодорог (км на 1000 кв. км территории), процент ветхого жилого фонда, число торговых точек).

- Показатели уровня социального развития региона.Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни населения программой развития ООН рекомендуется показатель «индекс человеческого развития», включающий: • доход, измеряемый ВВП на душу населения с учетом различной покупательной способности в различных регионах; • продолжительность жизни, измеряемая ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; • знания или уровень образования, измеряемые числом грамотных и длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

ст. 28-38 БК РФ – принципы бюджетной системы (БС) и их расшифровка

1.Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и формирования доходов, ведение бухгалтерского учета;

2/Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3/Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; б) самостоятельное: распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне обеспечение сбалансированности бюджета и т.д.

3.1Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований – означает а)определение бюджетных полномочий; б) установление и исполнение расходных обязательств; в) формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов; г)определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

4/Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;

5/Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;

6/Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств(экономности) и достижения наилучшего результата(результативности);

7/Принцип общего покрытия расходов— все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;

8/Принцип прозрачности (открытости) — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;

9/Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;

10/Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в— бюджетные средства выделяются конкретно получателю на конкретные цели. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

10.1 Принцип подведомственности расходов бюджета - получение бюджетных ассигнования и лимитов бюджетных обязательств только от главного распорядителя

10.2 Единство кассы - зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета

Бюджетная система – совокупность бюджетов различных территориальных уровней, регулируемая нормами права и основанная на эк-ких отношениях и гос.устройстве. ( федерал.,регионал.,местный)

Бюджетная классификация.

Ст.18 БК РФ Бюджетная классификация РФ– группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней БС (бюджетной системы) РФ, которые используются для составления и исполнения бюджетов всех уровней БС РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней БС РФ. (бухгалтерский и финансовый отчет)

- является единой для бюджетов всех уровней, включая государственные внебюджетные фонды

- используется для составления, исполнения и отчетности бюджетов всех уровней в целях обеспечения единой бюджетной политики, а также сопоставления показателей бюджетов всех уровней

- определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ осуществляются Минфином.

Основная задача БК - обеспечение сопоставимости показателей различных бюджетов, сравнения их по годам, выявления динамики, тенденций, а также возможность организации эффективного и четкого бюджетного планирования.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации осуществляет Министерство финансов РФ.

Ст.19 - БК РФ Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований

1. Код классификации доходов (кода главного администратора доходов бюджета; кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода); кода подвида доходов; (для детализации поступлений по кодам клас-ции доходов) (налоговые,неналоговые, безвозмездные перечисления)

2. Код классификации расходов ( код главного распорядителя бюджетных средств; кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов)

Единые группы расходов бюджетов:

1) общегосударственные вопросы:

2) национальная оборона:

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

4) национальная экономика:

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

6) охрана окружающей среды:

7) образование:

8) культура, кинематография:

9) здравоохранение:

10) социальная политика:

11) физическая культура и спорт:

12) средства массовой информации:

13) обслуживание государственного и муниципального долга:

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной

3. Код классификации источников финансирования дефицита бюджета (код главного администратора источников фин. дефицитов бюджетов; кода группы, подгруппы, статьи и вида) (источники внутреннего и внешнего финансирования)

Стадии БП: (этапы)

-составление проектов бюджетов;

-рассмотрение и утверждение бюджетов;

-исполнение бюджетов;

-составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Принципы: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в целях финансового обеспечения расходных обязательств (ст. 169, 173 БК РФ). Не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, Федеральному Собранию РФ направляется Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год (ст. 171 БК РФ).

Составление проектов бюджетов возлагается на Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 171 БК РФ). В проект закона (решения) о бюджете должны быть включены основные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета (ст. 181 БК РФ). Одновременно с проектом бюджета должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной политики и др. (ст. 182 БК РФ).

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный законодательством (ст. 185, 192 БК РФ). Применительно к бюджетному процессу на федеральном уровне проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в ГД в срок до 24 часов 1 октября текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации (ст. 194 БК РФ). Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, внесенный на рассмотрение законодательному органу, в течение суток направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений (ст. 195 БК РФ).

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. После рассмотрения и одобрения закона о федеральном бюджете Федеральным Собранием РФ данный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208 БК РФ).

Далее следует стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами (на федеральном уровне - Федеральным казначейством) на основе бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ). Исполнение бюджета подразумевает исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам (ст. 218, 219 БК РФ). Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (ст. 264 БК РФ). Подготовка отчета об исполнении бюджета возложена на финансовый орган.

Таким образом, анализ стадий бюджетного процесса позволяет сделать вывод, что он представляет собой довольно сложное явление, от качественного нормативного регулирования которого зависит состояние бюджетной системы государства в целом.

55. Управление государственным и муниципальным заказом.

Государственный и муниципальный заказ - это заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Федеральным законом от 5.04.2013 г. N 44-ФЗ «"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниц.нужд»

Уполномоченным органом по нормативно-правовому регулированию государственного заказа в Российской Федерации является Министерство Экономического Развития Российской Федерации.

Уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов являются Федеральная Антимонопольная Служба и Федеральная служба по оборонному заказу.

Управление государственными и муниципальными заказами осуществляется в рамках действия Федерального закона № 44.

Муниципальные закупки проводятся органами местного самоуправления и муниципальными управлениями в целях решения потребительских нужд ме

Наши рекомендации