Лекция по теме «понятие, возникновение государства и права и их эволюция»

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ»

ПЛАН:

1. Понятие и предмет теории государства и права.

2 Предпосылки возникновения государства и права.

3 Характеристика некоторых теорий происхождения государства и праза

ВСТУПЛЕНИЕ:

Лекция создает фундамент для последующего изучения темы Чтобы этот фундамент был прочным, необхо­димо выполнять следующие правила:

1) Внимательно слушать преподавателя, следить за ходом его мысли, записывать основные положения.

2) Стараться, как можно больше законспектировать (незаписанная мысль - потерянный клад)

Для решения последней задачи необходимо учиться быстро писать, т к. от этого зависит эффективность рабо­ты не только на лекции. Но при этом необходимо соблюдать и элементарные правила «штабной кулыуоы».

О ЛИТЕРАТУРЕ:

В последние годы издано значительное число учебников, учебных пособий по Теории государства и права. Зто: в основном, российские издания.

В 1998 году вышел первый учебник по ТГП и в Беларуси (под общей редакцией А.Ф Вишневского).

В 1999 и 2002 году этот же коллектив подготовил второе и третье издание названного учебника.

Эти учебники будут для Вас основными источниками при подготовке к семинарским занятиям Другие, можно использовать в качестве дополнительной питературы

Из учебных пособий, обращаю Ваше внимание на альбом схем подготовленный Н А Горбатком и В А Кучин- ским. а также пособие в виде вопросов и ответов, подготовленное А В. Мальке.

В библиотеке и учебно-методическом кабинете цикла имеются письменные консультации по отдельным во­просам ТГП, подготовленные преподавателями цикла.

Успех обучения во многом будет зависеть от Вашего личного прилежания, желания и умения правильно и ра­ционально использовать время для подготовки к занятиям.

Значение изучения теории государства и права для подготовки сотрудников ОВД

Сотрудникам ОВД, как и всем профессионалам-юристам, необходимо глубоко знать теорию государства, и Ира­на ■ к -

1. Она оасширяет общий политический кругозор. Изучение закономерностей возникновения. развития, сущно­сти, функций и форм государства и их правовых систем, помогает лучше разобраться в современной политической обстановке как внутри страны, так и на международной арене.

2. ТГП дает ключ к правильному пониманию задач ОВД, стоящих перед государством Уяснение вопроса с по­нятии и структуре государственною аппарата, принципах их организации и деятельности системы его органов со­ставляет важную основу для определения места и назначения ОВД в этом аппарате

3. Знание ТГП повышает общую и профессионально-правовую культуру сотрудников ОВД Понимание сущно­сти и назначения права воспитывает уважение к нему, а глубокое усвоение механизма правового регулирования, требований законности стимулирует умелое и эффективное проведение в жизнь ОВД правовой политики общенарод­ного государства.

Д. Рассматривая основные направления развития политической системы общества, неразрывной связи совер­шенствования демократии с укреплением правопорядка и дисциплины, соотношения задач и функций государства и задачами и функциями его органов, правосубъектности государства и его органов и тд. позволит лучше осмыслить роль ОВД на современном этапе развития нашего общества.

5. ТГП воспитывает сознательно-профессиональное отношение ко всем явлениям и процессам государствен­но-правовой жизни. Она помогает понять классовый смысл и содержание концепций государства и права, а теорети­ческие знания помогают юридически грамотно подходить ко всем вопросам практики при неуклонном соблюдении за­конности

Изучение ТГП. положений и выводов этой науки является необходимым условием усвоения будущими ра­ботниками ОВД других юридических дисциплин.

7. Все полученные входе изучения ТГП знания послужат важной теоретической основой не только к. правопри­менительной, правовоспитательной, профилактической и т.д. работе сотрудников ОВД. но и з работе по повышению ооциапььо-правовой активности граждан государства и т д.

ЛЕКЦИЯ ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ» ПЛАН

1. Понятие, признаки, принципы и функции права.

2. Типология права.

3. Право в системе социальных норм. ВВЕДЕНИЕ:

Из темы Nq 1-2 вы знаете,, что право возникло одновременно с государством на основе одних и тех же предпо­сылок. Возникло с течением времени, право заняло центральное место в системе социального регулирования обще­ственных отношений.

По своим свойствам и регулятивным качествам, по заключенной в нем энергии, право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

Данной темой мы начинаем изучать второй раздел государства и права, посвященный праву При изучении данного раздела мы выясним, что такое право, его характерные черты, познакомимся с источниками права, его сис­темой и т.д. Изучая эти вопросы, мы будем постоянно возвращаться к ранее изучаемым темам, г.к. нельзя получить о праве достаточную информацию в отрыве от государства.

Кроме этого, данная тема является основной для изучения отраслевых юридических наук, имеет большое практическое значение, т.к. вы в своей повседневной будущей практической деятельности з той или иной степени бу­дете связаны с правом, правовыми нормами.

ПЛАН

1. Понятие и признаки "правового государства.

2. Государство и гражданское общество в их соотношении.

3. Правовой статус личности.

ВСТУПЛЕНИЕ

Данной темой мы завершаем изучение курса «Теории государства и права». Она определенным образом свя­зана с рядом ранее изученных тем по предмету, а также по другим предметам, например: конституционным правом, философией, политологией и др.

Поэтому цель сегодняшней лекции обобщить полученные Вами знания на протяжении первого семестра обу­чения.

Важность данной темы объясняется и ее большой актуальностью для современного мира в т.ч. и для Белару­си. Ведь вопросы формирования правового государства, каковым является наше государство (ст. 1 Конституции), гражданского общества, разумного соотношения личности, общества и государства это является целью всех госу­дарств мира, в том числе и нашего государства.

В реализации данной цели значительна и роль ОВД, особенно в обеспечении прав, свобод и интересов граж­дан.

ПЛАН

1. Понятие политической системы, ее структура и функции.

2. Место и роль государства в политической системе.

3. Государство и другие элементы политической системы.

ВСТУПЛЕНИЕ

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросами: почему люди, независимо от социального статуса, прояв­ляют такой живой интерес к политике; почему им небезразлично, кто работает в высшем органе государственной власти; почему многие обсуждают законопроекты, идут митинги'? Ответ прост Участие в политике удовлетворяет ес­тественную потребность человека - потребность в общении, но общении особом - с большими социальными группа­ми людей и на более высоком уровне

В современном обществе через различные социальные общности люди оказывают влияние на государство, на процесс выработки и осуществления политической линии. Вокруг государства возникает густая сеть негосударствен­ных организаций. Эта панорама политических отношений представляет собой систему. Главный элемент этой систе­мы - государство, признаки которого наряду с сущностью, формами вы уже усвоили из предыдущих тем Политиче­скую систему Республики Беларусь, действующие на ее территории партии, общественные организации вы изучили в курсе Конституционного права, а также политологии. Сотрудники ОВД. как представители государственной власти, напрямую в своей деятельности соприкасаются с субъектами политической системы. А за нарушение порядка орга­низации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности - ст.342 УК РБ.

ПЛАН

1 Понятие системы права и ее структура.

2. Структура нормы права.

3. Виды норм права.

4. Система права и система законодательства их соотношение

ВСТУПЛЕНИЕ:

При изучении прошлой темы мы отметили, что право представляет собой совокупность правовых норм. При­чем, эта совокупность не является беспорядочным, хаотическим собранием правовых норм, а представляет опреде­ленную систему. О чем и пойдет речь в данной лекции.

Сегодняшняя тема является ключевой. В данном разделе, что объясняется следующим:

1. Прочные знания в системе права помогают изучать другие юридические дисциплины, позволяют лучше ви­деть связи между ними, между изучаемыми ими отраслями права.

2. Изучение ряда последующих тем курса теории государства и права основано по данной теме.

3. В своей последующей практической деятельности вы каждодневно будете работать с нормами права раз­личных отраслей (особенно уголовного, уголовно-процессуального, административного).

Изучение данной темы имеет определенные сложности (специфику). Прежде всего, это заключается в том, что для понимания рассматриваемых вопросов необходимо основываться на конкретных примерах А так, как на слух их помнить будет трудно, необходимо делать пометки в конспектах с тем, чтобы на самоподготовке вернуться к ним.

ВВЕДЕНИЕ

На прошедших лекциях мы рассмотрели, что такое право и его систему.

В настоящей лекции наша задача выяснить, как право образуется, каков процесс его формирования, где оно содержится, откуда его можно взять.

Данная тема имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно заключается прежде всего в том, что каждый юрист должен иметь четкое представление об источниках права и правотворчестве. А как субъект реализую­щий, особенно применяющий нормы права, уметь быстро найти необходимый источник.

Сотрудники ОВД в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с различными жизненными си­туациями, а поэтому должны свободно ориентироваться не только в нормативных актах, но и в других вопросах, т.к.. действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Данная тема имеет тесную связь с другими темами ТГП. другими юридическими дисциплинами т к., конститу­ционным правом, уголовным и административным правом и др.

Тема, на мой взгляд, сложна в изучении, т.к. имеет значительный объем и большое количество новых понятий и терминов.

ВОПРОС № 1. «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА), ПРАВА И ИХ ВИДЫ».

Право, как и всякое общественное язление, имеет формы своего внешнего выражения, объективного реально­го существования и функционирования.

В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юриди­ческие нормы, получили название юридические источники права.

Т.О. Формы (источники) „гцэава - это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права Это:

1.Правовой обычай:

2.Юридический прецедент

3. Нормативно-правовой акт;

4. Нормативный договор;

5. Юридические доктрины;

6. Религиозные писания.

В различных правовых системах мира, в разные периоды, в разных странах одновременно применялись не­сколько источников права В зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны некоторые из них приобрели доминирующее значение, а некоторые из них утратили свое значение. Так, на ранних этапах ста­новления права преобладающим источником повсеместно был юридический обычай. По мере развития и укрепления государства на смену обычаю приходит нормативно-правовой акт (закон). С течением времени на Европейском кон­тиненте он постепенно становится главным источником права. В некоторых странах основным источником права стал юридический прецедент.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных источников права.

1. Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай.

Обычаи как таковые возникли раньше государства, их появление и становление было обусловлено нормами морали, религии, идеалами, жизненными устоями и иными представлениями первобытного человека о жизни. Они передавались из уст в уста в форме мифов, легенд, пословиц, поговорок и т.д. Требования обычаев, как правило, со­блюдались людьми добровольно. С появлением государства появились и правовые обычаи - обычаи, отвечающие либо интересам определенных групп людей (как правило, стоящих у власти), либо интересам всего общества в це­лом с точки зрения политических сил, стоящих у власти. Следовательно, не все обычаи становятся правовыми, а лишь те из них, которые попадают в орбиту государственных интересов, санкционируются государством и обеспечи­ваются его принудительной силой.

Т.О. Правовой обычай - это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признан­ное и санкционированное государством в качестве нормы права

Правовой обычай являлся господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах.

Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обыч­ного права.

В качестве примеров обычного права можно назвать

|

а) Законы ХП таблиц (Древний Рим, У в. до н.э.);

б; Законы Драконта (Афины, УП в до н.э.):

в) Русская Правда (Киевская Русь, Х1 в.) и т.д.

Так, правовой обычай был господствующим источником права на территории Беларуси ХУ-ХУ1 вв. Однако, по­сле принятия Статута Великого княжества Литовского 1529г., обычное право стало играть вспомогательную роль

Правовые обычаи как источники права сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое зна­чение: часть из них поглотилась законодательством либо прецедентным правом, но часть все же продолжает дейст­вовать в «чистом» виде. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве обы­чаев делового оборота, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также в межгосударственных отношениях, где значительную роль играет дипломатический этикет: например, обычай встречать делегации самого высокого уровня поднятием в их честь государственных флагов и исполнением гимнов. А в некоторых случаях в нормативно- правовых актах содержатся и прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не уреп/лированы за­конодательством. Так. например, в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» преду­сматривается при исследовании договоров в числе прочих обстоятельств учитывать и обычаи, сложившиеся в меж­дународной торговле.

Пример:

Передача власти от одного правителя другому в Англии сегодня также основана на обычае. Премьер-министр, председатель проигравший на выборах партии, после подсчета голосов избирателей идет в ьукингемский дворец, где, преклонив колено и поцеловав руку королеве Англии, вручает прошение об отставке. После того, как он покидает резиденцию королевы, приезжает лидер партии, которая победила на выборах. Преклонив колено перед королевой, из ее рук он получает право на формирование собственного правительства. Вся процедура передачи власти от одной партии другой занимает 40 минут.

2. Следующей формой права является юридический прецедент. Существует два вида прецедентов: судебный и административный. Под последним понимается решение, принятое административным органом и административ­ным судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел.

Судебный прецедент (от лат. - предшествующий) является распространенным источником права в Англии. США. Канаде. Австралии и др.

Т.О. Судебный прецедент - решение суда, вынесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.

Пример: В Англии высшей судебной инстанции является Палата Лордов Ее решения обязательны для всех судов страны. Следующей инстанцией является Апелляционный суд, решения которого обязательны для всех судов, кроме Палаты Лордов Наконец, третья инстанция - Высший суд правосудия решения которого становятся обяза­тельными для судов низшей инстанции.

* Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и более точно, чем общая норма, способен отразить ."существо конкретного дела.

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интере­сам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспи­тания уважения к суду;

г) улучшения правоприменительной практики и т.д.

Основным средством повышения уровня правосознания и правовой культуры является правовое воспитание, которое служит условием демократизации государственной и общественной жизни.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к друго­му.

Цель правового воспитания - развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Формы правового воспитания: -

1. Правовое обучение.

2. Правовая пропаганда.

3. Юридическая практика.

4. Самовоспитание и т.д.

Большую работу по правовому воспитанию населения проводят органы внутренних дел.

Основной целью такого воспитания является - в выработке у населения твердого убеждения в том, что необ­ходимо строго, неукоснительно и точно соблюдать правовые предписания установленные государством

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений и т.д.. в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере пра­ва.

Правосознание имеет свою структуру и виды.

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:

Т.О. Законность - есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.

Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качест­венное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правосознание - есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явпениям в общественной жизни.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Знания вопросов рассмотренной лекции имеет огромное практическое значение на современном этапе разви­тия нашего государства, т.к. мы живем в государстве, которое является правовым (ст. 1 Конституции Республики Бе­ларусь). А в правовом государстве - закон и соблюдение законности, является основой его жизнедеятельности, а от­сюда исходит и особая роль, которая принадлежит сотрудникам ОВД, каковыми мы являемся. Поэтому, для более углубленного, детального изучения рассмотренных вопросов, Вам необходимо дополнительно изучить:

1. А.Ф.Вишневский, учебник «Общая теория государства и права». Мн.. 1999. гл.15, стр.335-359: гл.19 стр.439-

461.

2. В.М.Корельский, учебник «Теория государства и права», Мн., 1997. гл.22 стр.323-338, гл.28 стр.435-463

Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законо­дательства, умениями и навыками его применения.

Научное правосознание - характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений

б) По носителям:

1 Индивидуальное.

2. Групповое.

3. Массовое.

4. Общественное.

Индивидуальное правосознание - это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требова­ниях отдельного человека, индивида.

Групповое правосознание - под которым понимаются воззрения на право и правовую практику различных со­циальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ и т.д.

Массовое правосознание - которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бушующая толпа и т.д.).

Общественное правосознание - включает в себя правовые взгляды, идеи, мнения, теории, которые распро­странены в данном обществе.

Оно рассматривает право, как социальную ценность, которая должна служить интересам всех и каждого.

Общественное правосознание отражается в групповом, которое в свою очередь, накладывает отпечаток на ин­дивидуальное правосознание

С правосознанием и правом неразрывна связана правовая культура, которая характеризует уровень правосоз­нания, включает степень знания права, на которое опираются все ветви власти.

Под правовой культурой понимается - обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономи­ческим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (челове­ка, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от:

1. Уровня правосознания, отношения общества, государства, индивидов к праву

2. Совершенства и демократизма правотворческого процесса

3. Качества законодательства, степени сбалансированного в нем отражения интересов индивидов, социальных групп, общества в целом.

4. Состояния в сфере реализации права, уровня работы правоохранительной системы.

5. Правового закрепления и реального обеспечения прав и свобод личности.

5 Состояния законности и правопорядка и т.д., и т.д.

Правовую культуру как и правосознание можно разделить на:

1. Индивидуальную.

2. Групповую.

3. Общественную.

/Данный вопрос Вам необходимо изучить самостоятельно во время самоподготовки./.

От уровня профессиональной правовой культуры сотрудников ОВД и их профессиональной грамотности, об­щей культуры, дисциплинированности и оперативности во многом зависит эффективность их деятельности в борьбе с правонарушениями и преступлениями, зависит авторитет среди населения.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм - это тип правосознания основанный на отрица­тельном отношении к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений

Подобное неуважительное отношение к праву имеет место в тех обществах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребованными и не представляют главной ценности для людей.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценно­стям:

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания:

в) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравст­венным и т.д.

Формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов:

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов:

г) подмена законности целесообразностью:

д) нарушение прав человека и т.д.

В современной юридической литературе все чаще и чаще поднимается вопрос о способах борьбы с правовым нигилизмом как крайне вредным, подрывающим правовой порядок, социальным явлением.

Выделяют следующие подходы:

Недостаток, состоит в том, что число прецедентов, которые применяется на практике в Англии, составляет около 500 тыс. Помимо них, имеется около 3 тыс. законов. В США ежегодно издается 350 томов судебных решений, которые используются в качестве прецедента.

3. Наиболее распространенным источником права является нормативный акт.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения.

Главенствующее положение среди нормативно-правовых актов занимает закон. (Более подробно в 4 вопросе). Он обладает высшей юридической силой, то есть имеет верховенство над всеми иными нормативно-правовыми ак­тами (указами, решениями, постановлениями и т.д.). Все остальные нормативно-правовые акты должны исходить из законов, не противоречить им.

Нормативный акт содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределен­ному кр7(тТу(оъе1а^ постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается'от акТов. нё об- ладающих прйзнакашГно^ .

4. Нормативный договор - это двухстороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права.

Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время они применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве.

5. Юридиче£кие^9£гдины - это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых'правоведов.

Пример: Научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Паниниана, Павла, Гая, Ульпиана и др). Их тесты, даваемые разъяснения, использовались судами при разрешении юридических дел

В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают в качестве непосредственных источников права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны, чего пока нельзя сказать о Беларуси.

^ 6.На определенных этапах^дазвития общества роль источников права играли и еще продолжают играть рели­гиозные писания "

Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права Догмы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общест­ва. Суды строго руководствовались их предписаниями.

Постепенно сфера действия норм церковного права за счет светской власти сужалась.

В настоящее время религиозные тесты потеряли всеобщую значимость, как источников права, однако не утра­тили ее полностью.

В ряде мусульманских стран по-прежнему основными источниками права остаются тесты священных мусуль­манских религиозных книг (Коран). В них содержатся положения, обладающие общеобязательным характером.

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. Форма (источник) права - это способ официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права, это: -

а) Правовой обычай;

б) Юридический прецедент;

в) Нормативно-правовой акт,

г) Нормативный договор:

д) Юридические доктрины;

е) Религиозные писания.

ПЛАН

1. Понятие, принципы и гарантии законности.

2 Законность, правопорядок и дисциплина. Их соотношение. Роль ОВД в укреплении законности и правопо­рядка.

3 Понятие правосознания, его структура и виды. Правовая культура

ВСТУПЛЕНИЕ:

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние слу­жат главными критериями оценки правовой жизни общества и его граждан.

Понятие законности приобретает исходное значение в государстве, где признается верховенство закона. Ко­ренной переворот в общественных отношениях в нашем государстве выдвинул вопрос - о законности на передний план. И это понятно, ибо правовое государство, к построению которого мы стремимся, неразрывно связано с закон­ностью.

2 Если противоречивые нормы содержатся в нормативных актах, обладающих равной юридической силой, то приоритет имеет тот, который принят позднее (Думаю понятно почему).

3. Если противоречивые нормы содержатся в нормативных актах равной юридической силы и принятые в одно время (день), то приоритет имеет специальный нормативный акт по сравнению с общим, т.к. он шире раскрывает су­щество проблемы.

4. Если нормы национального законодательства противоречат нормам международного права, то приоритет имеют последние (ст.8 Конституции).

Таковы способы преодоления коллизий, которые должен знать каждый юрист, т.к. это влияет на правильную реализацию норм права

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. нормативные акты представляют собой стройную систему, построенную по принципу иерархии.

Важнейшее место в этой системе занимает закон.

В случае коллизии (противоречия) между нормативными актами в первую очередь применяется правило о высшей юридической силе.

ПЛАН

1. Понятие и способы реализации норм права

2. Акты применения норм права. Стадии процесса применения норм права

3. Понятие, значение и виды толкования норм права

4. Преодоление пробелов в праве в процессе его применения

ВСТУПЛЕНИЕ:

Из предыдущих тем мы знаем, что право создается для регулирования общественных отношений.

Свое назначение - урегулировать общественные отношения, нормы права могут выполнить лишь тогда, когда их предписания фактически выполняются, реализуются в жизни, когда поведение участников правоотношений соот­ветствуют правовым предписаниям. Отсюда необходимость в том. чтобы все члены общества правильно реализовы- вали нормы права

Разновидностью противоправных деяний, которыми наносится вред субъекту права, является материальный ущерб, причиненный нанимателю (предприятию, учреждению, организации) рабочими и служащими, находящимися с ним в трудовых правоотношениях.

Последствиями правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения по­вторных правонарушений.

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.о., все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступления и правовые проступки. Указанное деление имеет не только научно-теоретическое, но и важное практическое значение, т.к. способствует обеспечению достаточно эффективного правового регулирования, укреплению правопорядка.

Преступлением признается - совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Напомню, что преступление отличается от правового проступка степенью общественной опасности. Общест­венная опасность - это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства и личности.

Правовой проступок - это виновное противоправное деяние, признаваемое общественно вредным, но не об­щественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания.

Проступки различают:

а) по сферам правопорядка, которые они подрывают;

б) по видам взысканий, которые за них применяются.

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ»

ПЛАН:

1. Понятие и предмет теории государства и права.

2 Предпосылки возникновения государства и права.

3 Характеристика некоторых теорий происхождения государства и праза

ВСТУПЛЕНИЕ:

Лекция создает фундамент для последующего изучения темы Чтобы этот фундамент был прочным, необхо­димо выполнять следующие правила:

1) Внимательно слушать преподавателя, следить за ходом его мысли, записывать основные положения.

2) Стараться, как можно больше законспектировать (незаписанная мысль - потерянный клад)

Для решения последней задачи необходимо учиться быстро писать, т к. от этого зависит эффективность рабо­ты не только на лекции. Но при этом необходимо соблюдать и элементарные правила «штабной кулыуоы».

О ЛИТЕРАТУРЕ:

В последние годы издано значительное число учебников, учебных пособий по Теории государства и права. Зто: в основном, российские издания.

В 1998 году вышел первый учебник по ТГП и в Беларуси (под общей редакцией А.Ф Вишневского).

В 1999 и 2002 году этот же коллектив подготовил второе и третье издание названного учебника.

Эти учебники будут для Вас основными источниками при подготовке к семинарским занятиям Другие, можно использовать в качестве дополнительной питературы

Из учебных пособий, обращаю Ваше внимание на альбом схем подготовленный Н А Горбатком и В А Кучин- ским. а также пособие в виде вопросов и ответов, подготовленное А В. Мальке.

В библиотеке и учебно-методическом кабинете цикла имеются письменные консультации по отдельным во­просам ТГП, подготовленные преподавателями цикла.

Успех обучения во многом будет зависеть от Вашего личного прилежания, желания и умения правильно и ра­ционально использовать время для подготовки к занятиям.

Значение изучения теории государства и права для подготовки сотрудников ОВД

Сотрудникам ОВД, как и всем профессионалам-юристам, необходимо глубоко знать теорию государства, и Ира­на ■ к -

1. Она оасширяет общий политический кругозор. Изучение закономерностей возникновения. развития, сущно­сти, функций и форм государства и их правовых систем, помогает лучше разобраться в современной политической обстановке как внутри страны, так и на международной арене.

2. ТГП дает ключ к правильному пониманию задач ОВД, стоящих перед государством Уяснение вопроса с по­нятии и структуре государственною аппарата, принципах их организации и деятельности системы его органов со­ставляет важную основу для определения места и назначения ОВД в этом аппарате

3. Знание ТГП повышает общую и профессионально-правовую культуру сотрудников ОВД Понимание сущно­сти и назначения права воспитывает уважение к нему, а глубокое усвоение механизма правового регулирования, требований законности стимулирует умелое и эффективное проведение в жизнь ОВД правовой политики общенарод­ного государства.

Д. Рассматривая основные направления развития политической системы общества, неразрывной связи совер­шенствования демократии с укреплением правопорядка и дисциплины, соотношения задач и функций государства и задачами и функциями его органов, правосубъектности государства и его органов и тд. позволит лучше осмыслить роль ОВД на современном этапе развития нашего общества.

5. ТГП воспитывает сознательно-профессиональное отношение ко всем явлениям и процессам государствен­но-правовой жизни. Она помогает понять классовый смысл и содержание концепций государства и права, а теорети­ческие знания помогают юридически грамотно подходить ко всем вопросам практики при неуклонном соблюдении за­конности

Изучение ТГП. положений и выводов этой науки является необходимым условием усвоения будущими ра­ботниками ОВД других юридических дисциплин.

7. Все полученные входе изучения ТГП знания послужат важной теоретической основой не только к. правопри­менительной, правовоспитательной, профилактической и т.д. работе сотрудников ОВД. но и з работе по повышению ооциапььо-правовой активности граждан государства и т д.

Наши рекомендации