Права человека и права гражданина
Первая – это личные (гражданские) права, свободы и обязанности (например, право на личную неприкосновенность, тайну переписки, свобода волеизъявления, обязанность соблюдать законы и т.д.).
Конституцией гарантированы всем общечеловеческие (естественные и неотчуждаемые) права, они принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и не подлежащими ограничению. Это относится как к гражданам РК, так и к иностранным гражданам и апатридам (лицам без гражданства).
Вторая группа прав – политические (например, пассивное и активное избирательное право, свобода собраний, обязанность защищать родину и т.п.).
Третья группа – экономические, социальные и культурные права (например, право на свободу труда, свобода творчества, обязанность платить налоги, сохранять природу и др.).
Вообще же, если говорить о политических правах, то правовой статус лица – это правовое положение субъекта или совокупность прав и обязанностей гражданина РК. В действующей Конституции установлены довольно демократические нормы, которые соответствуют международным стандартам в области регулирования отношений, связанных с вопросом о гражданстве.
Права и свободы гражданина РК означают признаваемые и гарантируемые государством юридические возможности определенного поведения своих граждан. Области проявления и утверждения прав и свобод человека и гражданина динамично расширяются и целостно закреплены в действующей Конституции республики.
Очень важно, чтобы в массовом общественном сознании укрепилось правильное понимание места и роли Конституции в нашей жизни. А главное – понимание того, что Конституция будет служить народу лишь в том случае, когда все граждане страны будут подчинены Основному Закону. Одной из гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина также является право на пользование квалифицированной юридической помощью. Устанавливается ответственность за нарушение гарантированных государством прав и свобод человека и гражданина.
Личные права
К личным (гражданским) правам и свободам относятся:
1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции);
2. Право наличную свободу (ст. 16 Конституции);
3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции);
4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции);
5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции);
6. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции);
7. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции);
8. Свобода совести (ст. 22 Конституции);
9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).
Политические права
Политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов:
а) право на свободу объединений (ст. 23 Конституции) — возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.
б) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях. (32 Конституции) — возможность выбора формы волеизъявления граждан. Свобода собраний — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке. Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций. Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по социальным - экономическим и политическим проблемам.
в) право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конституции) — возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются: право петиций — возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе.
Социальные права.
Социальные права — возможность претендовать на получение от государства
определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя: право на отдых (ст. 24 Конституции) - возможность предоставления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск; право на защиту материнства, отцовства и детства (ст. 27 Конституции); право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции), что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий; право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) — возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья; право на образование (ст. 30 Конституции) означает возможность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.
86.Экономические праваи свободы — это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К их числу относятся:
а) право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возможность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно приобретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения.
б) право наследования (ст. 26 Конституции) — возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследователя).
в) свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции) - возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.
Принцип разделения властей
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционированияправового государства.